Аппаратура мастера: о сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты»

Автор: Иваньшина Елена Александровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (33), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается оптический потенциал булгаковского сюжета, который реализуется и в предметном мире его произведений (оптические аппараты, атрибутированные героям повести «Роковые яйца» и пьес «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич»), и в способе организации повествования («Мастер и Маргарита»). Оптические аппараты булгаковских персонажей - аналоги писательской фантазии, работа которой соотносима с работой сновидения, описанной в работах З. Фрейда и П. Флоренского. Выявляя системные особенности композиции романа «Мастер и Маргарита», мы показываем, что вся реальность романа в том виде, в каком она открывается для затекстового читателя, является сновидческой. Сновидение - аналог творческого процесса, который является главным событием романа, в которое вовлечены и затекстовые двойники автора и читателя. Упомянутое в романе пятое измерение - измерение творческой фантазии, структурированное с помощью сновидческого кода. Изображенные сновидения - метатропы, удваивающие художественную структуру, тексты в тексте.

Еще

Рефлексия, машина времени, зеркало, память, сновидение, творчество, смерть

Короткий адрес: https://sciup.org/14914488

IDR: 14914488

Список литературы Аппаратура мастера: о сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты»

  • Иваньшина Е.А. Культура против истории: о работе машины времени у М.А. Булгакова//Михаил Булгаков, его время и мы. Краков, 2012. С. 43-58
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М., 2010. С. 130
  • Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов. СПб., 1994. С. 341-342
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М., 2010. С. 15
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. М., 2010. С. 14
  • Хазан В. Из наблюдений над семантической поэтикой радио и телеграфа в поэзии ХХ века//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 53. Wien, 2004. P. 66-67
  • Хазан В. Из наблюдений над семантической поэтикой радио и телеграфа в поэзии ХХ века//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 53. Wien, 2004. P. 52
  • Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова//М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1998. С. 304-311
  • Абрахам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993
  • Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург, 2003. С. 90-109
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. С. 164-181
  • Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., 1997. С. 181
  • Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., 1997. С. 166
  • Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., 1997. С. 168
  • Акатова О.И. Поэтика сновидений в творчестве М.А. Булгакова: автореф. дис. … к.ф.н.: 10.01.01. Саратов, 2006. С. 17
  • Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург, 2003. С. 105-106
  • Кульюс С. «Эзотерические» коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе). Тарту, 1998. С. 99-118
  • Кульюс С. «Эзотерические» коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе). Тарту, 1998. С. 102
  • Иваньшина Е.А. Прогулка по пятому измерению с известным профессором//Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Самара, 2003. С. 70-78
  • Йованович М. Избранные труды по поэтике русской литературы. Белград, 2004. С. 41-50
  • Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. М., 1991. С. 15
  • Фарино Е. Язык в языке (несколько наблюдений над полиглотизмом в «Мастере и Маргарите»)//Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 14. Wien, 1984. С. 139 -151
  • Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С. 28-82
  • Абрахам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993. С. 140-142
  • Абрахам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993. С. 143
  • Фиалкова Л.Л. Москва в произведениях М. Булгакова и А. Белого//М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 363
  • Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1993. С. 84
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. С. 169
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. С. 170
  • Успенский Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема)//Труды по знаковым системам. Вып. 22. Тарту, 1988. С. 78
  • Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и мастер//Возвращенные имена русской литературы: аспекты поэтики, эстетики, философии. Самара, 1994. С. 5-10
  • Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А.В. Дьявол; Орлов М.Н. История сношений человека с дьяволом. М., 1992. С. 382
  • Кушлина О., Смирнов Ю. Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита»//М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 301
  • Ребель Г.М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. Пермь, 2001. С. 122
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М., 2007. С. 468
  • Белобровцева И.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: конструктивные принципы организации текста. Тарту, 1997. С. 59
  • Ямпольский М.Б. Демон и лабиринт (диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996. С. 166
  • Ямпольский М.Б. Демон и лабиринт (диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996. С. 169
  • Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова//Театр. 1991. № 5. С. 30
  • Булгаков М.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М., 2007. С. 451
  • Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 124
  • Кульюс С. «Эзотерические» коды романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе). Тарту, 1998. С. 112-118
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. С. 177-178
  • Абрахам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993. С. 170
  • Абрахам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно, 1993. С. 169, 172
  • Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С. 124
Еще
Статья научная