Археологические исследования на «Бирюзовой Катуни» в 2016 году

Бесплатный доступ

В сентябре 2016 г. археологической экспедицией АлтГУ продолжены исследования на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском р-не Алтайского края. В ходе работ на выявленном комплексе Бирюзовая Ка-тунь-12 зафиксирована конструкция, представлявшая собой подквадратную ограду с более крупными плитами по периметру и заполнением из мелких камней. Какие-либо находки не обнаружены. После проведения раскопок объект музеефицирован на территории парка «Перекресток миров». Выявленное сооружение не имеет точных аналогов в известных материалах археологических исследований на территории Алтая. Предварительно изученный комплекс может быть отнесен к позднему Средневековью - этнографическому времени и интерпретирован как культовый объект, связанный с реализацией ритуальной практики.

Еще

Культовый объект, позднее средневековье, этнографическое время, археологический парк, карстовая полость, алтайский край

Короткий адрес: https://sciup.org/14522375

IDR: 14522375

Текст научной статьи Археологические исследования на «Бирюзовой Катуни» в 2016 году

Археологический парк «Перекресток миров» начал историю своего существования в мае 2005 г., когда между руководством туркомплекса «Бирюзовая Катунь» и Алтайским государственным университетом был заключен договор о сотрудничестве. В рамках этого договора сотрудниками университета проводились работы по интеграции археологического наследия туркомплекса в сферу туризма. На протяжении нескольких сезонов парк «Пере- кресток миров» являлся базой для проведения археологических исследований на Нижней Катуни [Кирюшин и др., 2013]. Кроме раскопок организовывались разведочные мероприятия, которые способствовали получению важных сведений. Так, летом 2007 г. на р. Усть-Уба впервые на территории Алтайского края документально зафиксирована наскальная руническая надпись [Кирюшин, Горбунов, Даньшин, 2007]. Осенью 2012 г. на перевале меж- ду реками Тавдушка и Усть-Уба (Устюба) выявлен культовый объект бурханистов – куре [Кирюшин, Тишкин, Семибратов, 2012].

К настоящему времени на территории «Бирюзовой Катуни» выявлено 16 памятников археологии, из которых на восьми проведены исследования. Работы по выявлению и изучению объектов историко-культурного наследия в этой местности продолжаются. Результатам исследования одного из них посвящена данная публикация.

В сентябре 2016 г. археологической экспедицией АлтГУ были продолжены исследования на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в Алтайском р-не Алтайского края. Проведение изысканий в этой части региона имеет особое значение не только для детализации исторических процессов в различные хронологические периоды, но и для включения памятников культурного наследия в сферу туризма [Кирюшин и др., 2013].

Изученный объект, получивший порядковое обозначение Бирюзовая Катунь-12, расположен около скального выхода на р. Катунь, напротив большой Тавдинской (Талдинской) пещеры, справа от грота Ихтиандра и от памятника Н.К. Рериху. Данный объект до раскопок представлял собой сильно задернованное скопление камней, часть из которых визуально фиксировалась на поверхности (рис. 1, 1 ). Зачистка насыпи объекта и выборка площади раскопа позволила выявить каменную конструкцию, представлявшую собой подквадратную ограду (рис. 1, 2, 3 ) с более крупными плитами по периметру (рис. 1, 4 ; 2, 3 ) и заполнением из мелких камней (рис. 2, 1 ). Общая высота конструкции, сооруженной из нескольких слоев небольших камней, составила до 0,4 м (рис. 2, 2 ). Южная часть объекта оказалась разрушена в результате антропогенного воздействия на памятник. В ходе раскопок этой части сооружения на различной глубине обнаружено значительное количество консервных банок и других бытовых отходов. Кроме того, разрушение объекта могло быть частично связано с корнями растущего рядом дерева (рис. 1, 4 ).

Проведенная зачистка площади объекта по уровню ниже залегания камней позволила выявить некоторое затемнение почвы в северной части раскопа. По предполагаемым границам пятна была произведена выборка грунта до уровня скального цоколя, показавшая отсутствие каких-либо сооружений.

После проведения раскопок объекта культурного наследия Бирюзовая Катунь-12 раскоп был рекультивирован, а зафиксированная каменная конструкция перенесена на территорию парка «Перекресток миров» и музеефицирована в соответствии с выявленными параметрами памятника

(рис. 1, 5 ). Можно констатировать, что сооружение, исследованное в 2016 г., пополнит серию подготовленных к туристическому показу археологических объектов на территории парка «Перекресток миров» [Кирюшина, 2010].

Отсутствие находок существенно снижает возможности для определения даты и осуществления историко-культурной интерпретации объекта Бирюзовая Катунь-12. Вместе с тем, в расположении исследованного объекта и его конструкции прослеживаются некоторые особенности, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Ранее отмечалось, что археологический микрорайон «Бирюзовая Катунь» характеризуется рядом показательных черт, обусловленных наличием в этом районе карстовых полостей [Кирюшин, 2009, с. 105]. Также указывалось на то, что особенности данного комплекса объектов связаны с представлениями древнего населения о священности местности, что фиксируется не только в археологическом, но также в этнографическом и фольклорном материале [Кирюшин, Кирюшина, Семибратов, 2014].

Культовый объект Бирюзовая Катунь-12 находится справа от грота Ихтиандра, который является своеобразным памятником природы (рис. 1, 6 ). Это крупный скальный выход у р. Катунь с тремя вертикальными колодцами, один из которых имеет большую карстовую полость, расположенную у воды. Вертикальные колодцы являются своего рода пещерами-«ловушками», описанными в научной литературе. Зимой, когда их заносит снегом, они представляют угрозу для животных и человека. К сожалению, они опасны не только зимой. Последний трагический случай зафиксирован в мае 2004 г.

Примером особого отношения к таким карстовым полостям служит Айдашинская пещера, в которой имелось два входа – вертикальный и горизонтальный. Материалы, полученные в результате исследования данного комплекса, свидетельствуют о проведении культовых, обрядовых действий, которые связаны с приношением даров богам, духам на протяжении длительного времени – от неолита и до Средневековья [Молодин, Бобров, Равнушкин, 1980].

Как отмечают исследователи, в расположении культовых комплексов в пещерах горно-лесного Урала прослеживается определенная закономерность [Чаиркин, 2004, с. 26]. Культовые пещеры часто дислоцируются возле глубоких омутов и (или) больших островов в русле рек. Такие места почитались манси; считалось, что именно здесь обитает дух речных вод. Вероятно, расположение объекта Бирюзовая Катунь-12 связано с представлением коренного населения Алтая о сакральном статусе подземной полости. Именно это обстоятельство могло определить выбор места для организации культового сооружения.

Рис. 1. Ритуальный объект Бирюзовая Катунь-12.

1 – общий вид до проведения раскопок; 2, 3 – зачистка насыпи объекта и выборка площади раскопа; 4 – крупные плиты по периметру объекта; 5 – подготовленный к туристическому показу объект Бирюзовая Катунь-12 на территории археологического парка «Перекресток миров»; 6 – грот Ихтиандра; 7, 8 – бурханистский культовый объект начала XX в. – куре.

Рис. 2. Ритуальный объект Бирюзовая Катунь-12.

1 – план культового объекта; 2 – разрез насыпи;

3 – план подквадратной конструкции из крупных плит по периметру объекта.

В конструкции исследованного культового объекта Бирюзовая Катунь-12 прослеживаются некоторые черты сходства с культовыми и поминальными сооружениями, исследованными на территории туркомплекса в 2005–2012 гг. В 2005 г. на второй надпойменной террасе левого берега Катуни выявлена сильно разрушенная прямоугольная ограда Бирюзовая Катунь-2 [Кирюшин и др., 2013, с. 42–44, рис. 21]. Исследованный в 2016 г. комплекс органично вписывается в серию этих памятников. Прослеживается весьма интересная «линия» сооружений, занимающих разные высотные отметки. Из них культовый объект бур-ханистов куре занимает самую высокую отметку на перевале, Бирюзовая Катунь-2 – промежуточную у склона горы на второй надпойменной террасе, а Бирюзовая Катунь-16 – самую низкую на скальном выходе у карстовых провалов около Катуни. В этой «линии» прослеживается еще одна закономерность – в направлении от перевала к берегу реки уменьшается высота кладки объектов. Кладка культового объекта бурханистов – куре – сложена из восьми-девяти рядов каменных плит (рис. 1, 7, 8 ), Бирюзовой Катуни-2 – из четырех-пяти рядов, а Бирюзовая Катунь-16 представляет собой ограду из более крупных плит по периметру и заполнением из мелких камней (рис. 1, 2 4 ). Таким образом, выявляется серия объектов, которая, скорее

всего, отражает представление коренного населения Алтая о делении окружающего мира на Верхний, Средний и Нижний. Можно предположить, что различные объекты в этой «линии» связаны с обрядовыми действиями, посвященными соответственно богам, духам Верхнего, Среднего и Нижнего мира.

Приходится констатировать, что зафиксированная в ходе раскопок конструкция, несмотря на отдельные черты сходства с тюркскими оградками VI–X вв. и бурханистскими культовыми объектами начала XX в., не имеет точных аналогов в опубли- кованных материалах археологических исследований на территории Алтайского края и Республики Алтай. Предварительно изученный комплекс может быть отнесен к позднему Средневековью – этнографическому времени и интерпретирован как культовый объект, связанный с реализацией ритуальной практики. Более точная атрибуция памятника будет возможна в ходе последующего сравнения его конструктивных характеристик с имеющимися сведениями об особенностях культового строительства населения Алтая в позднее Средневековье – этнографическое время.

Список литературы Археологические исследования на «Бирюзовой Катуни» в 2016 году

  • Кирюшин К.Ю. Специфика археологического микрорайона «Бирюзовая Катунь» в сравнении с синхронными памятниками сопредельных территорий//Изв. Алт. гос. ун-та. Сер.: История. Политология. -2009. -№ 4/1. -С. 101-105.
  • Кирюшин К.Ю., Горбунов В.В., Даньшин О.В. Руническая надпись с реки Усть-Уба (Алтайский район Алтайского края)//Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае 2006 г. Археология, этнография, устная история. -Барнаул: БГПУ, 2007. -Вып. 3. -С. 57-59.
  • Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В., Семибратов В.П. Культовый объект «куре» в северных предгорьях Алтая (к вопросу о специфике археологического микрорайона «Бирюзовая Катунь»)//Вестн. Алт. науки. -2014. -№ 2-3 (20-21). -С. 177-181.
  • Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В., Семибратов В.П., Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Историко-культурное наследие Бирюзовой Катуни (опыт интеграции в сферу туризма). -Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. -222 с.
  • Кирюшин К.Ю., Тишкин А.А., Семибратов В.П. Культовый объект бурханизма в предгорьях Алтая//Методика исследования культовых комплексов. -Барнаул: Пять плюс, 2012. -С. 37-42.
  • Кирюшина Ю.В. Археологические парки в системе культурного наследия России//Изв. Алт. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. Право. Филология и искусствоведение. Философия, социология и культурология. Экономика. -2010. -№ 2/1. -С. 138-142.
  • Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н. Айдашинская пещера. -Новосибирск: Наука, 1980. -208 с.
  • Чаиркин С.Е. Пещеры Урала: общий обзор//Культовые памятники Горно-Лесного Урала. -Екатеринбург: УрО РАН, 2004. -С. 24-38.
  • Chairkin S.E. Peshhery Urala: obshhij obzor. In Kul 'tovye pamjatniki Gorno-Lesnogo Urala. Yekaterinburg: UrO RAN, 2004, pp. 24-38 (in Russ.).
  • Kirjushin K.Ju. Specifika arheologicheskogo mikrorajona «Birjuzovaja Katun'» v sravnenii s sinhronnymi pamjatnikami sopredel'nyh territorij. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istorija. Politologija, 2009, No. 4/1, p. 101-105 (in Russ.).
  • Kirjushin K.Ju., Gorbunov V.V., Dan'shin O.V. Runi-cheskaja nadpis' s reki Ust'-Uba (Altajskij rajon Altajskogo kraja). Polevye issledovanija v Verhnem Priob'e i na Altae 2006 g. Arheologija, jetnografija, ustnaja istorija. Barnaul: BGPU, 2007, iss. 3, pp. 57-59 (in Russ.).
  • Kirjushin K.Ju., Kirjushina Ju.V., Semibratov V.P. Kul'tovyj ob'ekt «kure» v severnyh predgor'jah Altaja (k voprosu o specifike arheologicheskogo mikrorajona «Birjuzovaja Katun'»). Vestnik Altajskoj nauki, 2014, No. 2-3 (20-21), pp. 177-181 (in Russ.).
  • Kirjushin K.Ju., Kirjushina Ju.V., Semibratov V.P., Kirjushin Ju.F., Gorbunov V.V. Istoriko-kul'turnoe nasledie Birjuzovoj Katuni (opyt integracii v sferu turizma). Barnaul: Altai State Univ. Press, 2013, 222 p. (in Russ).
  • Kirjushin K.Ju., Tishkin A.A., Semibratov V.P. Kul'tovyj ob'ekt burhanizma v predgor'jah Altaja. In Metodika issledovanija kul'tovyh kompleksov. Barnaul: Pjat' pljus, 2012, pp. 37-42 (in Russ.).
  • Kirjushina Ju.V. Arheologicheskie parki v sisteme kul'turnogo nasledija Rossii. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psihologija. Pravo. Filologija i iskusstvovedenie. Filosofija, sociologija i kul'turologija. Ekonomika, 2010, No. 2/1, pp. 138-142 (in Russ.).
  • Molodin V.I., Bobrov V.V., Ravnushkin V.N. Ajda-shinskaja peshhera. Novosibirsk: Nauka, 1980, 208 p. (in Russ.).
Еще
Статья научная