Археологические раскопки в предгорьях Крыма (предварительное сообщение)
Автор: Шульга П.И., Рукавишникова И.В., Присекайло А.А., Чертыков В.А., Орозбекова Ж., Выборнов А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательная археология
Статья в выпуске: т.XXIII, 2017 года.
Бесплатный доступ
В 2017 г. археологический отряд ИАЭТ СО РАН принял участие в спасательных археологических раскопках в предгорьях Крыма по строящейся автодороге «Таврида» на отрезке Симферополь - Феодосия. В полевой сезон полностью исследованы 8 курганов на 7 памятниках и 32 погребения на грунтовом могильнике Орта-Эгет. Большая часть курганов располагается на небольших естественных возвышенностях, хорошо выраженные насыпи отсутствуют, в них встречаются разновременные захоронения, совершавшиеся с эпохи бронзы до позднего Cредневековья. Большая часть захоронений не была потревожена грабителями и хозяйственными работами, что позволило получить относительно полную информацию о погребальном обряде и инвентаре на указанных памятниках.
Крымский полуостров, эпоха бронзы, скифское время, эпоха cредневековья, археологические раскопки
Короткий адрес: https://sciup.org/145144938
IDR: 145144938
Текст научной статьи Археологические раскопки в предгорьях Крыма (предварительное сообщение)
В 2017 г. Крымским отрядом ИАЭТ СО РАН по трассе строящейся автодороги Керчь – Симферополь полностью исследовано 8 курганов на 7 памятниках и 32 погребения на грунтовом могильнике Орта-Эгет. Помимо этого, к моменту сдачи статьи в редакцию в окрестностях г. Симферополя ведутся раскопки кургана Дмитрово-2, в центральной части которого выявлен крупный камен-526
ный склеп (рис. 1). Особенностью основной части полностью исследованных курганов является их расположение на небольших естественных возвышенностях, а также наличие в них разновременных захоронений, совершавшихся с эпохи бронзы до позднего Средневековья как на периферии, так и в центре изначальной насыпи. По центру некоторых курганов образовались своеобразные «слое-

Рис. 1 . Карта расположения археологических объектов, раскопанных отрядом ИАЭТ СО РАН в 2017 г.
1 – Сары-Су-1; 2 – Белая Скала-1; 3 – Добролюбовка-1; 4 – курган у с. Льговское («Группа из 2-х курганов», курган № 1); 5 – Холодная Гора-1; 6 – Узловое Северное; 7 – Орта-Эгет; 8 – Крымская Роза-2; 9 – Дмитрово-2.
ные пироги» с последовательным перекрыванием предыдущих конструкций. В некоторых случаях можно предполагать бережное отношение к уже существовавшим погребениям. Показателен курган Крымская Роза-2, где центральное захоронение ямной культуры не было разрушено ни подведенными под него двумя скифскими склепами, ни впущенным сверху половецким погребением с конем.
Ниже представлен обзор наиболее ярких археологических материалов, полученных в ходе раскопок, по хронологическим эпохам (материалы кургана Узловое Северное опубликованы в отдельной статье настоящего сборника).
Эпоха ранней и средней бронзы. В пяти курганах основными наиболее ранними являлись погребения эпохи бронзы. Три из них могут быть отнесены к ямной культуре, а два – к памятникам кеми-обин-ского типа (Белая Скала-1) III – первой половины II тыс. до н.э. Как бы ни решался вопрос о хронологии и культурном соотношении памятников ямной культуры и кеми-обинских захоронений, но на указанных могильниках они существенно различались. «Ямники» в Добролюбовке-1, под Льговским и в Крымской Розе-2 погребались в неглубоких ямах скорченно на левом боку головой на восток. На дне могил присутствовала охра. Зафиксированы перекрытия из дерева. Из инвентаря под Льговским найдены характерная роговая «молоточковидная заколка» у пояса, бронзовое шило с деревянной ручкой в головах, а под отдельной выкладкой – керамический лепной сосуд с налепами. В Крымской Розе-2 в головах умершего находился каменный черешковый наконечник дротика и створка речной раковины с насечками.
Кеми-обинский могильник в Белой Скале-1 включал два кургана, представлявших собой рядом расположенные естественные скальные возвышенности, на вершинах которых были вырублены могилы глубиной ок. 1,5 м. В обеих могилах обнаружены каменные ящики (подквадратный и прямоугольный в плане), промазанные глиной и перекрытые плитами (рис. 2). На плитах обоих ящиков изнутри зафиксированы росписи красной охрой, наиболее заметные в кург. 1, где они представлены ко сыми линиями, нанесенными на фоне, покрытом черной краской. Ящики были полностью очищены грабителями от содержимого, но в заполнении одной могилы обнаружены кости не менее трех человек. Судя по малой длине ящиков, умершие укладывались в скорченном положении. Ящики ориентировались длинной осью по линии юго-восток – северо-запад.
Захоронения скифской культуры Крыма представлены на пяти из восьми памятников: шестью склепами, семью подбойными могилами в Сары-Су-1 и Холодной Горе-1, а также несколькими одиночными захоронениями в простых ямах.
Обработка материалов еще не закончена, но предварительно склепы можно отнести к трем известным разновидностям.
Первая представлена двумя грунтовыми катакомбами из Крымской Розы-2 с расположенными в одну линию (с востока на запад) входной ямой и погребальной камерой. Свод погребальных ка-

Рис. 2 . Каменный ящик кеми-обинского типа с плитой перекрытия. Белая Скала-1.
мер находился примерно на 1,5 м ниже уровня современной поверхности. Закрывавшие лазы входные плиты были отодвинуты или отброшены в древности. Склеп № 7 неоднократно посещался через входную яму злоумышленниками (?), похитившими весь инвентарь и разбросавшими кости нескольких людей. Последний еще не разложившийся погребенный был вытащен во входную яму склепа и оставлен в положении сидящего, свесившего ноги в погребальную камеру. Рядом лежал обломок бронзовой обоймы (?), предположительно, от украшения его одежды или снаряжения. Соседний склеп № 97, по-видимому, также посещался в древности для сбора вещей, но кости не менее семи умерших при этом не перемещались. Взрослые и дети в склепе ориентировались по-разному: взрослые – головами на запад и восток, а дети – на север. Судя по немногочисленному инвентарю, фрагменту амфоры и конструкции склепа, захоронения относятся к позднескифскому периоду. Похожая грунтовая катакомба с аналогичной ориентацией находилась у центра кургана в Добролюбовке-1. Интересно, что ее погребальная камера также частично уходила под основное захоронение ямной культуры. Начинавшийся с востока дромос был заложен камнями и залит глиной. Закрывавший лаз камень находился на месте, но камера оказалась пустой. Лишь у кромки южной стенки сохранилось несколько фаланг и пяточных костей ноги человека.
Вторая разновидность представлена склепом из Сары-Су-1 – основным погребением по центру кургана. Склеп состоял из широтно ориентированной погребальной камеры глубиной ок. 1,5 м, перекрытой цельной плитой, к которой с восточной стороны примыкал заложенный камнями дромос. Стенки камеры устроены с отрицательным углом. Сверху и с боков плита-перекрытие заливалась жидкой глиной. Находившийся с востока вход в камеру был закрыт тремя сланцевыми плитами, также залитыми глиной. На дне камеры расчищено захоронение мужчины, уложенного на спину вытянуто, головой на юго-запад. Рядом лежали железные наконечник и вток копья, по которым восстанавливается его длина (ок. 180 см). В придонной части могилы найдено 10 бронзовых втульчатых наконечников стрел. На правой руке умершего находился железный браслет. В ногах обнаружены ребра и кости ноги лошади, а также целая гераклейская амфора с клеймом (рис. 3). В западном углу могилы были компактно и в определенном порядке сложены кости второго мужчины. Предварительно захоронение датируется IV – началом III в. до н.э. Интересно, что вокруг склепа было расположено шесть подбойных одиночных погребений с западной ориентацией. Среди них имеется захоронение мужчины с бронзовыми наконечниками стрел и женщин с пряслицами и лепными сосудами. Там же в западной части кургана зафиксированы погребения

Рис. 3 . Амфора в ногах воина. Сары-Су-1, склеп № 7.
младенцев, а также следы тризны с фрагментами битых амфор. Такое необычное сочетание различных типов скифских захоронений в одном кургане в Крыму авторам не известно.
К третьей разновидности предварительно отнесены существенно различающиеся между собой каменные склепы из Холодной Горы-1 и Дмитрово-2. На последнем раскопки еще ведутся, и видны лишь общие конструктивные особенности. Погребальная камера склепа из Дмитрово-2 внешними размерами ок. 4,0 × 3,5 м возвышается над уровнем материка. Дромос размерами около 3,4 × 2,7 м расположен в меридиональном направлении и примыкает к камере с севера. В ее основании находятся крупные вертикально поставленные плиты, выше которых видна кладка из блоков известняка.
Склеп из Холодной Горы-1 отличается по многим параметрам. Он сооружен по центру возвышенности в вырубленной в скале подквадратной яме глубиной ок. 1,5 м. Погребальная камера склепа внешними размерами 3 × 3 м, первоначальной высотой ок. 2 м, сложена из плитняка, частично связанного раствором на основе глины. Вход в склеп находился с востока. Изнутри достаточно широкий проем оконтуривался двумя крупными плитами высотой 1,7 и 1,9 м (рис. 4). Очевидно, в древности пе- рекрытие склепа и вертикально поставленные плиты входа почти выходили на уровень поверхности. Склеп был частично разрушен траншеей (предположительно во время Великой Отечественной войны), но в придонной части у центра сохранились непотревоженными лепная курильница с лежащими рядом двумя наконечниками железных копий (рис. 5), а также скоплением астрагалов мелкого рогатого скота с бусинами, бисером и золотой подвеской серьги. Помимо этого, в склепе найдены: бронзовый браслет, железный портупейный крючок, железная язычковая поясная пряжка, роговой костылек-подвеска с изображением головки дельфина и иные изделия. Инвентарь может быть датирован в рамках III в. до н.э. В 5–7 м с севера и востока склеп окружался каменно-земляным валом, на поверхности которого содержалось большое количество обломков амфор, в т.ч. изготовленных в Гераклеее и Херсонесе в IV–III вв. до н.э. К западу и северу от склепа зафиксировано две могилы скифского времени: мужчины без инвентаря и девочки-подростка в подбое с бусами и браслетом на правой руке.
Эпоха Средневековья . Наиболее представительные материалы по Средневековью обнаружены при раскопках двух половецких погребений в кур-

Рис. 4 . Холодная Гора-1, склеп. Вид от входа (с востока).

Рис. 5 . Керамическая лепная курильница. Холодная Гора-1, склеп.
ганах Добролюбовка-1 и Крымская Роза-2. В обоих случаях в неглубокой могиле, устроенной у центра кургана на уровне материка, погребались воин и конь. При воинах найдены сабля, роговые концевые накладки на лук, наконечники стрел, а также железные поясные и бронзовые обувные застежки. С лошадьми обнаружены железные удила, стремя, различные железные пряжки.
Помимо описанных комплексов, на грунтовом могильнике Орта-Эгет близ Феодосии и в рамках раскопа у кургана Крымская Роза-2 исследовано ок. 130 одиночных захоронений, совершенных по мусульманскому обряду, предположительно, в XV–XVII вв. Умерших погребали в неглубоких узких ямах на спине, вытянуто, головой в западный сектор. При этом лицо, как правило, обращалось на юго-восток. Отмечены деревянные перекрытия могил, а в Орта-Эгете зафиксированы захоронения в гробах из досок, скрепленных железными гвоздями. Инвентарь в погребениях отсутствовал.
Проведенные Крымским отрядом ИАЭТ СО РАН исследования существенно дополняют базу источников по истории населения предгорий Крыма с эпохи ранней бронзы до развитого Средневековья. Обнаружены материалы, способствующие решению ряда актуальных проблем по археологии Крыма. Особый интерес представляет разнообразие скифских погребальных конструкций, исследо- ванных между селами Дмитрово и Добролюбовка на участке протяженностью всего ок. 40 км. В их число входят коллективные погребения в склепах, материалы которых впервые были обобщены Т.Н. Троицкой 66 лет тому назад [Троицкая, 1951; Кропотов, 2015; и др.]. В этом отношении работы Крымского отряда ИАЭТ СО РАН в 2017 г. могут рассматриваться как своего рода продолжение деятельности этого замечательного человека и исследователя, внесшего значительный вклад и в археологию Сибири.
Список литературы Археологические раскопки в предгорьях Крыма (предварительное сообщение)
- Кропотов В.В. Курганы с «коллективными погребениями» в исследованиях Татьяны Николаевны Троицкой // История и археология Крыма. - 2015. - Вып. II. С. 50-53
- Троицкая Т.Н. Скифские курганы в Крыму // Изв. Крымского отд. Географического общества СССР. - Симферополь, 1951. - Вып. 1. - С. 85-112