Ассоциация полиморфизма гена лактоферрина с молочной продуктивностью и качеством молока у первотёлок голштинской породы в зависимости от линейного происхождения
Автор: Абдуллина Л.В., Юсупова Г.Р., Волков А.Х.
Статья в выпуске: 3 т.255, 2023 года.
Бесплатный доступ
Резюме: LTF, или лактоферрин, является железосвязывающим гликопротеином, принадлежащим трансферриновому семейству и способен подавлять рост и развитие микробов в отношении секрета молочных желез и ряда других секретов животного, таких как слезы, слюна, жидкости, выделения из носовой полости, бронхов, желчь, моча и так далее. На сегодняшний день одним из важнейших направлений в селекции молочного скота, является селекция на устойчивость коров к маститу, основанная на их генетической предрасположенности. Поэтому необходимо своевременно выявлять животных резистентных к маститу в связи со многими факторами, в том числе и с породной и линейной принадлежностью. Различные данные говорят о том, что наследственные факторы восприимчивости к маститу в пределах одной породы составляют от 12 % до 20 %. По результатам сравнительного анализа первотёлок голштинской породы преимущество почти по всем показателям молочной продуктивности (удой, молочный белок и жир), в том числе по содержанию соматических клеток в молоке было у животных с генотипом LTFM линии Айвенго. Некоторый интерес в плане ведения селекционной работа на повышение содержания белка и жира в молоке представляют животные с генотипом LTFA линии Айдиала.
Лактоферрин, крупный рогатый скот, мастит, соматические клетки
Короткий адрес: https://sciup.org/142238932
IDR: 142238932 | DOI: 10.31588/2413_4201_1883_2_255_12
Текст научной статьи Ассоциация полиморфизма гена лактоферрина с молочной продуктивностью и качеством молока у первотёлок голштинской породы в зависимости от линейного происхождения
При современных технологиях производства молока заболевание вымени у коров – одно из самых распространенных. Мастит относят к категории сложных и убыточных заболеваний, особенно его скрытую форму, которая по данным Всемирной организации ветеринарного здравоохранения наносит весомый удар по экономике молочного скотоводства. Это происходит из-за преждевременной выбраковки лучших, высокопродуктивных коров, так как вырученные средства от сдачи их на бойню не возмещают затрат на выращивание. Поэтому сельхозпроизводитель недополучает от них молока и высокопродуктивного потомства – телят, а также вынужден нести затраты на его диагностику, лечение и др. Кроме экономического, мастит несёт и социальный вред, так как маститогенные микробы, присутствующие в молоке вызывают заболевания у людей [1].
Факторами защиты молочной железы от инфекции являются полиморфно-ядерные лейкоциты, система лактопероксидазы, лизоцим, лактоферрин, система комплемента. В настоящее время существует множество доказательств значимости лактоферрина в развитии механизма естественной резистентности коров к маститу [6].
LTF, или лактоферрин, является железосвязывающим гликопротеином, принадлежащим трансферриновому семейству и способен подавлять рост и развитие микробов в отношении секрета молочных желез и ряда других секретов животного, таких как слезы, слюна, жидкости, выделения из носовой полости, бронхов, желчь, моча и так далее. Важнешую практическую и теоретическую роль в процессе селекции и разведения играет способность отцов-быков передавать по наследству дочерям резистентность к заболеванию, а также устойчивость к маститу [3].
На сегодняшний день одним из важнейших направлений в селекции молочного скота, является селекция на устойчивость коров к маститу, основанная на их генетической предрасположенности. Поэтому необходимо своевременно выявлять животных резистентных к маститу в связи со многими факторами, в том числе и с породной и линейной принадлежностью. Различные данные говорят о том, что наследственные факторы восприимчивости к маститу в пределах одной породы составляют от 12 % до 20 % [2, 5].
Материал и методы исследований. Для проведения исследований и оценки по генам-кандидатам устойчивости коров к маститам были отобраны племенные первотёлки из СХПК им. Ленина Атнинского района Республики Татарстан (РТ) (n=387).
За период проведения исследований все опытное поголовье крупного рогатого скота СХПК им. Ленина находилось в одинаковых условиях кормления, технологического содержания, ветеринарного обслуживания.
Анализ происхождения, продуктивности коров был проведен с помощью программного пакета «Селекс 3.1» (АРМ Плинор, Санкт-Петербург).
Молочную продуктивность определяли путём проведения контрольных доек. Анализ качества молока производили на приборе «Лактан 1-4» в соответствии с инструкциями производителя. Для измерения использовали свежее молоко. Для определения количества соматических клеток в молоке использовали прибор «Соматос-В» согласно рекомендациям производителя.
Кровь, полученную утром до кормления из яремной вены животных, вносили в пробирки с 100 мМ ЭДТА до конечной концентрации 10 мМ.
Выделение ДНК из цельной крови крупного рогатого скота проводили с использованием комплекта реагентов «ДНК-Сорб-В» согласно инструкции изготовителя по применению (ЦНИИ Эпидимиологии Роспотребнадзора, Россия).
Фрагменты ДНК амплифицировали на программируемом термоциклере MyCycler и Т-100 (Bio-Rad, США). Для ПЦР использовали Taq ДНК полимеразу (5 ед./мкл) (MBI Fermentas, Германия) с поставляемым буфером – 10× Taq буфер. Смесь дезоксинуклеозидтрифосфатов (2,5 мM каждого из dNTP) (MBI Fermentas, Германия) была добавлена в реакционную смесь в конечной концентрации 0,25 мМ. Праймеры, использованные в работе, были синтезированы фирмой СибЭнзим (г. Новосибирск, Россия). Праймеры применяли в концентрации 1 мкМ. Матричную ДНК добавляли в количестве 10-100 нг на одну реакцию.
Были оптимизированы протоколы и режимы проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) для каждого из исследуемых генов, с соответствующими изменениями температурных и временных профилей реакции, что обеспечило оптимальную амплификацию участков генов.
Гидролиз ПЦР-проб проводили эндонуклеазами рестрикции Eco RI для гена лактоферрина ( LTF ), и Hae III для гена, манноза-связывающего лектина ( MBL1 ), фирмы СибЭнзим (г. Новосибирск, Россия) в соответствии с рекомендациями изготовителя. ПЦР-смесь с амплифицированными фрагментами составляла 3/5 общего объёма реакционной смеси.
Результат исследований. Анализ ассоциации полиморфизма гена лактоферрина с молочной продуктивностью 387 первотёлок показал, что наибольшим удоем, характеризовались коровы с гетерозиготным генотипом LTFAB . Их удой составил в среднем 6481 кг молока. В отношении к сверстницам с генотипом LTFAА разница составила 302 кг (P<0,001) молока (Таблица 1).
Однако, по содержанию белка в молоке разница между особями с разными генотипами LTF незначительная – 0,02 %, а по содержанию жира в молоке отличий вообще не было. Наибольший выход молочного белка и жира имели животные с генотипом LTFAB . Они превосходили по этим показателям первотёлок с генотипом LTFAА на 10,1 кг (P<0,05) и 11,7 кг (P<0,05), соответственно. По содержанию соматических клеток в молоке выгодно отличались коровы с генотипом LTFАВ по сравнению с аналогами с генотипом LTFAА . В их молоке содержание соматических клеток было на 6,71 тыс./мл меньше.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа первотёлок голштинской породы преимущество по всем показателям молочной продуктивности, в том числе по содержанию соматических клеток в молоке было у животных с генотипом LTFАВ .
Дополнительно к оценке ассоциации полиморфизма гена лактоферрина с молочной продуктивностью первотёлок голштинской породы была определена молочная продуктивность и качество молока у коров с разными генотипами гена лактоферрина с учётом их линейной принадлежности (Таблица 2).
Таблица 1 - Влияние полиморфных вариантов гена лактоферрина на показатели молочной продуктивности первотёлок
Генотип |
n |
Удой, кг |
Белок, % |
Выход белка, кг |
Жир, % |
Выход жира, кг |
Содержание соматических клеток, тыс./мл |
LTFАА |
272 |
6179 ±65,9 |
2,94 ±0,018 |
181,7 ±2,17 |
3,89 ±0,025 |
240,4 ±2,87 |
279,2 ±11,50 |
LTFАВ |
115 |
6481 ±18,1 |
2,96 ±0,026 |
191,8 ±3,69 |
3,89 ±0,039 |
252,1 ±4,56 |
272,5 ±14,14 |
LTFab к LTFAA |
- |
+302*** |
+0,02 |
+10,1* |
0 |
+11,7* |
- 6,71 |
* - P<0,05; *** - P<0,001
Наибольшим удоем, характеризовались коровы с гетерозиготным генотипом LTF AB линий Айвенго, Рокмэна, Соверинга, Чифа и Чифтейна. Их удой составил в среднем 6361-7142 кг молока. В отношении к сверстницам с генотипом LTFAA по своим линиям соответственно разница составила 207-856 кг молока, причём разница между генотипами LTF AA и LTF AB линии Айвенго была наибольшей - 856 кг (Р<0,05). Только у животных линии Айдиала превосходство по удою было у особей с генотипом LTF AA над аналогами с генотипом LTF A (на 103 кг). В целом по удоям выделялись первотёлки с генотипом LTFAB линий Айвенго, Рокмэна, Чифтейна - 7142 кг, 6681 кг и 6533 кг соответственно. Коровы с генотипом LTFAB линии Айвенго превосходили животных с другими генотипами и линий на 461-1116 кг. При этом разница с аналогами с генотипом LTF AA линий Айдиала, Соверинга, Чифа и с генотипом LTFAB линий Айдиала, Чифа была статистически достоверной (P<0,05-0,01).
Более высоким содержанием белка в молоке отличались первотёлки с генотипом LTFAB линий Айдиала, Рокмэна, Соверинга и Чифтейна. Их показатель составил в среднем 2,87-3,09 %. По отношению к сверстницам с генотипом LTFAА по своим линиям соответственно превосходство составило 0,05-0,07 %. У животных линий Айвенго и Чифа превосходили особи с генотипом LTFAА, они имели большие показатели, чем аналоги по своим линиям на 0,11 % и 0,01 % соответственно. Содержание белка в молоке 3 % и более имели животные с генотипом LTFAА линий Айвенго, Айдиала и с генотипом LTFAB линий Айдиала, Рокмэна, Соверинга.
По содержанию жира в молоке выгодно отличались коровы с генотипом LTFAА линий Айвенго, Рокмэна, Соверинга, Чифа и Чифтейна. Их показатель составил в среднем 3,79-4,04 %. По отношению к сверстницам с генотипом LTFAА по своим линиям соответственно превосходство было 0,01-0,10 %. У животных линии Айдиала превосходили особи с генотипом LTFAB, они имели больше показатель, чем аналоги с генотипом LTFAА на 0,30 %. Содержание жира в молоке 3,99 % и более имели животные с генотипом LTFAА линий Айвенго, Соверинга, Чифтейна и с генотипом LTFAB линии Айдиала.
Наибольший выход молочного белка и жира имели животные с генотипом LTFAB линий Айвенго, Айдиала, Рокмэна, Соверинга, Чифа и Чифтейна, которые составили 185,1-207,8 кг 246,2-280,0 соответственно. Они превосходили по этим показателям первотёлок с генотипом LTFAА по своим линиям на 8,2-18,0 кг и 3,7-27,9 кг соответственно. По выходу молочного белка животные с генотипами LTFAА и LTFAB линии Айдиала почти не отличались. По выходу молочного белка и жира наибольшие показатели выявлены у коров с генотипом LTFAB линии Айвенго 207,8 кг и 280,0 кг соответственно. Они превосходили аналогов с разными генотипами LTF и другой линейной принадлежности на 7,4-30,9 кг и 23,9-45 кг соответственно. Причём достоверная (P<0,05-0,01) разница выявлена по выходу молочного белка у животных с генотипом
LTFAА линии Чифа, а по выходу генотипом LTFAА Айдиала, Рокмэна, Чифа молочного жира с первотёлками с и с генотипом LTFAB линии Чифа.
Таблица 2 – Влияние полиморфных вариантов гена лактоферрина на показатели молочной продуктивности первотёлок с разной линейной принадлежностью
OS К S К |
к о £ |
д |
и о |
и о ч О и |
и д' и ч ю о X m |
& о X m |
g К s и о у Й Д Н & Н X о 2 н О о | |
|
Айвенго |
LTFAA |
31 |
6286 ±197,4 |
3,02 ±0,047 |
189,8 ±6,29 |
4,01 ±0,058 |
252,1 ±8,74 |
226,2 ±21,82 |
LTFAB |
13 |
7142 ±356,4 |
2,91 ±0,069 |
207,8 ±12,74 |
3,92 ±0,104 |
280,0 ±14,61 |
202,7 ±30,62 |
|
Айдиал |
LTFAA |
22 |
6129 ±187,2 |
3,04 ±0,161 |
186,3 ±6,18 |
3,86 ±0,073 |
236,6 ±10,16 |
267,8 ±16,28 |
LTFAB |
9 |
6026 ±369,9 |
3,09 ±0,111 |
186,2 ±12,69 |
4,16 ±0,149 |
250,7 ±14,35 |
256,6 ±28,36 |
|
Рокмэн |
LTFAA |
49 |
6458 ±175,8 |
2,95 ±0,032 |
190,5 ±5,48 |
3,79 ±0,057 |
244,8 ±7,13 |
250,0 ±12,43 |
LTFAB |
19 |
6681 ±297,3 |
3,00 ±0,051 |
200,4 ±10,08 |
3,72 ±0,089 |
248,5 ±12,34 |
236,9 ±20,03 |
|
Соверинг |
LTFAA |
4 |
6109 ±266,3 |
2,98 ±0,061 |
182,0 ±6,27 |
4,04 ±0,034 |
246,8 ±12,72 |
350,5 ±173,23 |
LTFAB |
5 |
6413 ±355,6 |
3,03 ±0,127 |
194,3 ±16,80 |
3,94 ±0,131 |
252,7 ±18,10 |
320,8 ±84,15 |
|
Чиф |
LTFAA |
149 |
6057 ±89,0 |
2,92 ±0,028 |
176,9 ±2,98 |
3,88 ±0,035 |
235,0 ±3,94 |
290,7 ±15,65 |
LTFAB |
61 |
6361 ±147,7 |
2,91 ±0,040 |
185,1 ±4,86 |
3,87 ±0,061 |
246,2 ±6,39 |
267,2 ±19,07 |
|
Чифтейн |
LTFAA |
17 |
6326 ±254,1 |
2,80 ±0,088 |
177,1 ±8,69 |
3,99 ±0,131 |
252,4 ±8,72 |
255,1 ±38,63 |
LTFAB |
8 |
6533 ±478,4 |
2,87 ±0,100 |
187,5 ±17,10 |
3,92 ±0,130 |
256,1 ±18,65 |
237,8 ±39,99 |
Содержание соматических клеток в молоке у коров разных генотипов LTF и в зависимости от линейной принадлежности было в пределах от 202,7 тыс./мл (генотип LTFAB линии Айвенго) до 350 тыс./мл (генотип LTFAА линии Соверинга). В целом по всем линиям животные с генотипом LTFAB выгодно отличались в содержании соматических клеток по отношению с аналогами генотипа LTFAА; разница при этом составила 11,2-29,7 тыс./мл. Животные с генотипами LTFAB выгодно уступали по этому показателю сверстницам других генотипов LTF и линейной принадлежности на 10,7-147,8 тыс./мл. Причём статистически достоверная разница (P<0,05) выявлена между животными с разными генотипами LTF линии Айвенго и аналогами с генотипом LTFAА линии Чифа.
Заключение. Таким образом, по результатам сравнительного анализа первотёлок голштинской породы преимущество почти по всем показателям молочной продуктивности (удой, молочный белок и жир), в том числе по содержанию соматических клеток в молоке было у животных с генотипом LTFАВ линии Айвенго. Некоторый интерес в плане ведения селекционной работа на повышение содержания белка и жира в молоке представляют животные с генотипом LTFAB линии Айдиала.
АССОЦИАЦИЯ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНА ЛАКТОФЕРРИНА С МОЛОЧНОЙ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ МОЛОКА У ПЕРВОТЁЛОК ГОЛШТИНСКОЙ
Резюме
LTF, или лактоферрин, является железосвязывающим гликопротеином, принадлежащим трансферриновому семейству и способен подавлять рост и развитие микробов в отношении секрета молочных желез и ряда других секретов животного, таких как слезы, слюна, жидкости, выделения из носовой полости, бронхов, желчь, моча и так далее.
На сегодняшний день одним из важнейших направлений в селекции молочного скота, является селекция на устойчивость коров к маститу, основанная на их генетической предрасположенности. Поэтому необходимо своевременно выявлять животных резистентных к маститу в связи со многими факторами, в том числе и с породной и линейной принадлежностью. Различные данные говорят о том, что наследственные факторы восприимчивости к маститу в пределах одной породы составляют от 12 % до 20 %.
По результатам сравнительного анализа первотёлок голштинской породы преимущество почти по всем показателям молочной продуктивности (удой, молочный белок и жир), в том числе по содержанию соматических клеток в молоке было у животных с генотипом LTFАВ линии Айвенго. Некоторый интерес в плане ведения селекционной работа на повышение содержания белка и жира в молоке представляют животные с генотипом LTFAB линии Айдиала.
Список литературы Ассоциация полиморфизма гена лактоферрина с молочной продуктивностью и качеством молока у первотёлок голштинской породы в зависимости от линейного происхождения
- Абдуллина, Л. В. Ген манноза-связывающего лектина (MBL), и влияние его полиморфизма на устойчивость коров к маститу / Л. В. Абдуллина, Г. Р. Юсупова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. – 2019. – Т. 238. – № 2. – С. 4-8. DOI: https://doi.org/10.31588/2413-4201-1883-238-2-4-9.
- Волков, Р. А. Рекомендации по производству молока. путь от теленка до коровы / Р. А. Волков, Ф. К. Ахметзянова, Р. Н. Файзрахманов, С. Р. Юсупов [и др.] // Монография, 2022. – 356 с.
- Баязитов, Т. Б. Генетические и негетические факторы устойчивости коров к маститу / Т. Б. Баязитов, К. Н. Баязитов // Актуальные вопросы производства продукции животноводства и рыбоводства: Материалы международной научно-практической конференции 2-3 марта 2017 г. – Саратов: Саратовская ГАУ, 2017. – C. 34-40.
- Зиннатова, Ф. Ф. Выявление полиморфизма гена LTF у коров методом ПЦР-ПДРФ-анализа и изучение взаимосвязи его с показателями молочной продуктивности / Ф. Ф. Зиннатов, Т. Р. Якупов, Ф. Ф. Зиннатова, Т. М. Ахметов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2021. – Т. 7. – № 4. – С. 359-366. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687- 2021-7-4-359-366.
- Тюлькин, С. В. Разработка способа проведения аллель-специфичной ПЦР для генотипирования крупного рогатого скота по аллелям А и В гена каппа-казеина / С. В. Тюлькин, А. В. Муратова, И. И. Хатыпов, Л. Р. Загидуллин [и др.] // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2015. – Т. 222. – № 2. –С. 221-224.
- Шамсиева, Л. В. Ветеринарно-гигиеническое обоснование продуктивных качеств коров на фоне генетических факторов: специальность 06.02.05 «Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно- санитарная экспертиза»: диссертация на соискание кандидата ветеринарных наук / Абдуллина Лейсан Варисовна; Казанская государственная академия ветеринарной медицины. — Казань, 2018. –145 c.
- Шамсиева Л. В. Генотипирование ремонтного молодняка крупного рогатого скота для определения племенной ценности / Л. В. Шамсиева, Г. Р. Юсупова, Ф. Ф. Зиннатова // Ученые записки – 2015. – Т. 223. – С. 243-248.
- Юльметьева Ю. Р. Генотипирование ремонтного молодняка крупного рогатого скота для определения племенной ценности / Ю. Р. Юльметьева, Ф. Ф. Зиннатова, Ш. К. Шакиров, Л. В. Шамсиева [и др.] // Ученые Записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. – 2015. – Т. 223. – № 3. – С. 243-248.