Аудио- и видео записи как средства доказывания в гражданском судопроизводстве
Автор: Стареньких К.Е., Кузнецова Д.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-3 (78), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены назначение, сущность и специфика аудио- и видеозаписей, как средств доказательства в гражданском процессе. Кратко рассмотрены их исторических аспект правоприменения и раскрыта актуальность использования аудио- и видеозаписей в настоящее время. Аргументируется точка зрения о том, что аудио- и видеозаписи в гражданском судопроизводстве являются самостоятельными доказательствами, которые в то же время обладают специфическими особенностями и процессуальной доказательственной ценностью.
Гражданское процессуальное законодательство, доказательства в гражданском процессе, сведения о фактах, фиксация, технические средства аудио- и видеозаписи, судебное заседание, процессуальные дефиниции
Короткий адрес: https://sciup.org/170197998
IDR: 170197998 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-3-3-62-64
Текст научной статьи Аудио- и видео записи как средства доказывания в гражданском судопроизводстве
Актуальность темы публикации обусловлена тем, что в современных условиях использование технических средств фиксации информации кратно возрастает. Это утверждение вполне применимо и к аудио-и видеозаписям как техническим приемам первичной фиксации, а в последующем и использования тех сведениях о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Важно подчеркнуть, что аудио- и видеозаписи в российском гражданском законодательстве узаконены в качестве средств доказывания относительно недавно. Так, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – ГПК РФ) они были закреплены в качестве самостоятельных средств доказывания федеральным законом от 30 октября 2002 года. Одним из оснований данного узаконо-нения послужили те обстоятельства, когда граждане (физические) лица во многих случаях при вступлении в правоотношения не заключают договоры в письменной форме, не дают каких-либо расписок или иных письменных документов, а достига- ют соглашения в устной форме, что в дальнейшем вызывает затруднение в доказательстве факта совершения сделки и ее нарушения.
При этом аудио- и видео записи имеют свои процессуальные нюансы, связанные с их использованием. Так, в соответствие со ст. 55 ГПК РФ, аудио- и видеозаписи входят в исчерпывающий перечень средств доказывания, применяемых при рассмотрении и разрешении дела (наряду с объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательства, заключением эксперта).
Вместе с тем, процессуальный закон не дает легального определения понятия аудио- и видеозаписи. В связи с этим, понимание сущности этих процессуальных средств доказывания необходимо выводить из позиции ведущих ученых-процессуалистов. Наиболее объективно по мнению авторов одно из следующих определений аудиозаписи - это зафиксированная на материально-техническом носителе информация в виде сочетания звуков, отражающая обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела по существу и полученную в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным зако- нодательством [1, с. 14]. Видеозапись – это требуется подача ходатайства о приобще- полученные в предусмотренном законом порядке сведения об имеющих значение для дела обстоятельствах, зафиксированные с помощью видео- и звуковых сигналов одновременно посредством техниче- ских средств на определенном материальном носителе (пленка, диски, флеш-память и т.д.).
Анализ судебной практики до официального узакононения аудио- и видеозаписей в качестве средств доказывания свиде- тельствует о том, что суды принимали содержащиеся в них сведения о фактах, имеющих значение для дела по своему усмотрению. В связи с этим, А.Т. Боннер справедливо отмечал, что в своей деятельности исходят из несуществующего (на тот момент) в законе, но де факто сложившегося на практике регламента, и обозначил его термином «фактическая процессуальная деятельность» [2].
Справедливо присоединиться к мнению А.Т. Боннера так же и о том, что аудио и видеозаписи могут быть созданы при самых разнообразных обстоятельствах, а именно: профессиональными видеоопера- торами и журналистами, сотрудниками службы спасения, медицинскими работни- ками и иными лицами. стремящимися с помощью видеозаписи более точно зафиксировать ход своих действий; физическими лицами и иметь чисто бытовой характер; записи с камер видеонаблюдении [3].
В условиях сегодняшнего дня судебные инстанции при рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел исследуют и оценивают аудио- и видеозаписи наряду с иными доказательствами по делу как равнями по своей юридической силе [5].
Согласно статье 77 ГПК РФ при предоставлении аудио- и видеозаписей для суда ние материалов к делу, при этом должно быть указанно, когда, где, кем и при каких обстоятельствах осуществлялась запись. Также на какое оборудование, при каких обстоятельствах и на каком основании бы- ла произведена запись.
Обстоятельства, при которых была сделана аудио и/или видеозапись должны быть заверены у нотариуса согласно статье 102 закона «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», имеющиеся материалы предполагается использовать в судебном деле, необходимо представить в надлежащей форме: заверить фото, текст, видео или звукозапись у нотариуса, который имеет право обеспечения доказательства в суде.
Согласно судебной практики, не могут быть признаны и приобщены к делу те аудио- и видеозаписи, относительно которых лицо, не указало, кем, когда и в каких условиях была осуществлена запись [6].
Таким образом, в качестве итогового вывода необходимо подчеркнуть, что основной проблемой приобщения аудио- и видеозаписей, как доказательств в граж- данском процессе является сложность в законном и обоснованном приобщение ма- териалов к делу в качестве доказательстве. Стоит отметить особенность соблюдения конституционных прав граждан на тайну личной жизни и телефонных переговоров, что не дает гражданам в полной мере осуществлять аудиозапись телефонных разговор без согласия второй стороны. Дальнейшее исследование актуальных вопросов применения аудио- и видеозаписей как средств доказывания будет способствовать улучшению понимания трактовок, указанных в гражданском процессуальном законодательстве.
Список литературы Аудио- и видео записи как средства доказывания в гражданском судопроизводстве
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 18.03.2023) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
- Боннер А.Т. Аудио- и видеозаписи как доказательство в гражданском и арбитражном процессе // Законодательство. - 2018. - № 3. - С. 12.
- Боннер А.Т. Гражданский процессуальный закон и фактическая процессуальная деятельность // Труды Всесоюзного юридического заочного института. - М., 1977. Т. 51. - С. 45-59.
- Зайцев П. Электронный документ как источник доказательств // Законность. - 2012. - № 2. - С. 42.
- О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 // Справочная правовая система "КонсультатнтПлюс: Судебная практика".
- Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. № 88-25379/2021 по делу № 2-4043/2020. // Справочная правовая система "КонсультатнтПлюс: Судебная практика".