Аверинцев и пасхальная радость. О восприятии византийского христианства в некоторых поздних работах мыслителя

Автор: Макаров Д.И.

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: Византиноведение

Статья в выпуске: 2 (17), 2024 года.

Бесплатный доступ

В поздних статьях, выходивших на русском и английском языках, а также в монографии о Вяч. Иванове С. С. Аверинцев выделяет некоторые системообразующие черты византийского Православия - такие, как онтологизм, пасхальная радость, литургическое переживание радости и умиления, вызванное молитвенным переживанием Богородичного общения, центральное значение иконы, передающей человеческий Лик Господа Иисуса Христа. Также разбирается такой вводимый мыслителем в 90-е гг. концепт, как «христианская геополитика»; подобные мысли восходят к традиции византийской и европейской консервативной философии (Томас Карлейль, отчасти Феодор Метохит). Концепция Аверинцева, феноменологически тончайшим образом описывающая византийское благочестие изнутри, противопоставляется внешне-барочному описанию византийской религиозности у Х.-Г. Бека, ставящего акцент на проблеме византийского воображаемого. Подчеркивается преемственность Аверинцева по отношению к мысли Вяч. Иванова и Н. С. Трубецкого.

Еще

С. с. аверинцев, н. с. трубецкой, вяч. и. иванов, х.-г. бек, византийская православная религиозность, икона, пасхальная радость, богородичное благочестие, человеческий лик бога, византийское воображаемое

Короткий адрес: https://sciup.org/140306798

IDR: 140306798   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2024_2_36

Список литературы Аверинцев и пасхальная радость. О восприятии византийского христианства в некоторых поздних работах мыслителя

  • Аверинцев С. С. Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб.: Алетейя, 2017.
  • Аверинцев С. С. Да оградит нас Бог от призраков // Литературная газета. 1991. 25 сентября.
  • Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства [1927-1928] // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. (Мыслители ХХ века). С. 14-228.
  • Гальцева Р. Из телефонных разговоров с С. Аверинцевым // Аверинцев и Мандельштам. Статьи и материалы / Ред.-сост. П. Нерлер, Д. Мамедова. М.: Изд-во РГГУ, 2011. (Записки Мандельштамовского общества, 17). С. 206-217.
  • Житие Макария Римского [BHG 1004] // Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. Pars prior / Collegit, digessit, recensuit A. Vassiliev. М.: Sumptibus et typis Universitatis caesareae, 1893. С. 135-164.
  • Карлейль Т. Герои и героическое в истории / Пер. с англ. // Карлейль Т. Теперь и прежде / Сост., подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1994. (Библиотека этической мысли). С. 6-198.
  • Кулиану Й.П. Эрос и магия в эпоху Возрождения. 1484. Изд. 2-е, испр. / Пер. с фр. под ред. М. М. Фиалко. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2019.
  • Макаров Д. И. Антипаламизм в раннем творчестве Х.-Г. Бека: русские истоки и католические параллели. Ч. 1 // Библия и христианская древность. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2020. № 2 (6). С. 81-104; Ч. 2 // Библия и христианская древность. 2020. № 4 (8). С. 101-117.
  • Макаров Д. И. О гибридном антично-христианском обосновании политики в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 62-82) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций: Архив конференции. Вып. 3. Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 21-23 сентября 2023 г.). С. 406-429.
  • Макаров Д.И. Триптих о Романе Якобсоне // Философский полилог. 2019. Вып. 2 (6). С. 79-102.
  • Набоков В. Писатели, цензура и читатели в России / Пер. с англ. А. Курт // Набоков В. Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова и др. СПб.: Азбука, 2021. (Большие книги. Non-Fiction). С. 27-44.
  • Трубецкой Н. С. Упадок творчества // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык / Сост., подгот. текста и коммент. В. М. Живова. М.: Прогресс-Универс, 1995. (Филологи мира). С. 444-448.
  • Трубецкой Н. С. Vorlesungen über die altrussische Literatur. Einleitung // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык / Сост., подгот. текста и коммент. В. М. Живова. М.: Прогресс-Универс, 1995. (Филологи мира). С. 469-480.
  • Averintsev S. Some constant characteristics of Byzantine Orthodoxy // Byzantine Orthodoxies. Papers from the Thirty-sixth Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Durham, 23-25 March 2002 / Ed. A. Louth & A. Casiday. Bodmin, Cornwall: Ashgate, 2006. (Society for the Promotion of Byzantine Studies, Publications, 12.) P. 215-228.
  • Beck H.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München: C. H. Beck, 1978.
  • Beck H.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck, 1952.
  • FarruggiaE.G., S.J. Recensione di: Averincev S. Cose attuali, Cose eterne. La Russia d'oggi e la cultura europea / Trad. e note a cura di A. Vicini. Milano, 1989. (Quaderni di L'altra Europa) // OCP. 1991. Vol. 57. P. 252-253.
  • Follieri E, Dujcev I. Un' acolutia inedita per i martiri di Bulgaria dell' anno 813 // Byzantion. 1963. Vol. 33. Hommage a Bruno Lavagnini. P. 71-106.
  • S. Gregorii Nysseni. Contra fatum // S. Gregorii Nysseni. Opera dogmatica minora. Pars II / Ed. J. K. Downing, J. A. McDonough, S. J., H. Hörner. Leiden; New York; K0benhavn; Köln: Brill, 1987. P. 31-63.
  • Slesinski R.. Review of: Хоружий С. С. Диптих безмолвия. М., 1991 // ОСР. 1994. Vol. 60/1. P. 333-334.
  • Slesinski R.. The Eternal Feminine, Androgyny, and the Meaning of Love in V. S. Solov^v // OCP. 2010. Vol. 76/2. P. 459-476.
Еще
Статья научная