Азербайджано-грузинская граница: делимитация и проблемы безопасности

Автор: Архипова Екатерина Владимировна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 8, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные проблемы делимитации азербайджано-грузинской границы, в частности наличие территориальных претензий в районе смешанного населения и монастырского комплекса Давид Гареджи.

Азербайджан, грузия, делимитация, пограничная безопасность, разделенные народы, давид гареджи

Короткий адрес: https://sciup.org/170167098

IDR: 170167098

Текст научной статьи Азербайджано-грузинская граница: делимитация и проблемы безопасности

Г рузию и Азербайджан в настоящий момент связывают долгосрочные интересы в области энергопоставок, транзита энергоресурсов, развития транспортной системы. Однако этнона-циональная политика формирования государственности на Южном Кавказе способствовала развитию сложных межэтнических отношений в регионе. Межгосударственные отношения омрачены болезненными вопросами положения азербайджанцев в Грузии и грузин в Азербайджане. К последним грузинские власти относят ингилойцев, проживающих в приграничной территории Азербайджана. Можно сказать о наличии неофициальных территориальных споров в районе азербайджано-грузинской границы: это Поничала (Сабаны, как его называют азербайджанцы), Караджала, поселки Эрис-Имеди, Кирач-Муганлы, районы городов Гардабани и Марнеули1. Последние пункты являются приграничными районами Грузии, расположенными вблизи погранперехода «Красный мост».

Наибольшую известность приобрел территориальный спор о принадлежности территории комплекса памятников Давид Гареджи. Он представляет собой высеченные в скалах два десятка монастырей на территории Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского районов Грузии. Главным монастырем считается лавра святого Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно. Монастырь Чичхиктури, церковь Воскресения и более 100 пещер-келий расположены на азербайджанской территории. Монастырь Бертубани находится на расстоянии примерно двух километров от границы.

На фоне территориальных споров процесс делимитации границы осуществляется крайне медленно. Смешанная азербайджаногрузинская комиссия по делимитации границы была создана в 1996 г. К 2004 г. работа по делимитации границы Азербайджана с Грузией была закончена лишь «на одну треть»2. В 2006 г. было согласовано уже 65% границы, спорными оставались участки монастырского комплекса Давид Гареджи и район пограничного пункта «Красный мост».

По словам председателя грузинского фонда «Удабно»

Л. Мирианашвили, граница в районе комплекса была проведена после установления советской власти в Азербайджане и Грузии. В 1948 г. на приграничной территории двух республик был создан полигон Советской армии. В апреле 1991 г. под нажимом общественности правительство Грузии объявило утратившим силу постановление 1948 г. о передаче Закавказскому военному округу территорий Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского районов, на которых находится историко-архитектурный комплекс Давид Гареджи.

Проблема получила и религиозное звучание. Историко-архитектурный комплекс является объектом паломничества грузин. Монахи и послушники посещают монастыри, находящиеся на другой стороне границы.

Для решения спорного вопроса грузинские СМИ неоднократно предлагали произвести территориальный обмен с Азербайджаном. Азербайджанские СМИ негативно отреагировали на возможность обмена территориями. По итогам круглого стола, организованного по инициативе Бакинского центра искусств и редакции газеты «Зеркало», было принято решение о недопущении обмена территориями и завуалированно указывалось на возможный рычаг давления на грузинское руководство: «на ее [Грузии] приграничных с Азербайджаном территориях и ныне проживает до 500 тысяч этнических азербайджанцев (исторический регион Азербайджана – Борчалы)…»1.

По словам начальника департамента охраны памятников Министерства культуры Азербайджана Р. Байрамова, исторические памятники на азербайджаногрузинской границе находятся на учете данного ведомства, они представляют историческую значимость для Азербайджана. А азербайджанские эксперты выступили с научным обоснованием того, что монастыри могут иметь отношение к древнему государству Кавказская Албания. Впоследствии азербайджанские представители при названии данной территории стали использовать ее «историческое албанское имя» – Кешишчидаг. Сам албан- ский вопрос является для Азербайджана ключевым при решении той же карабахской проблемы2.

Кроме символического значения, эта территория имеет и военно-стратегическую функцию. И если в 2004 г. высказывания сопредседателя смешанной комиссии по делимитации границы представителя Азербайджана Х. Халафова демонстрировали, что азербайджанская сторона начала прислушиваться к просьбам Тбилиси, то уже в 2007 г., когда М. Саакашвили считал договоренность об обмене территориями свершившимся фактом, тот же Х. Халафов заявил, что границы должны проходить там, где и проходили. «Ни о какой передаче и обмене землями речь не идет!»3

В 2007 г. сообщалось о том, что азербайджанские и грузинские представители смогли договориться об объявлении монастырского комплекса открытой туристической зоной и организации совместного контроля4. Тем не менее в Грузии различные политические силы заявляли о принадлежности всего комплекса Грузии, высказывая опасение, что грузинские власти готовятся уступить эту территорию Азербайджану за поставки газа с месторождения Шахдениз. В 2008 г. некие «радикальные силы» заявляли уже о том, что Грузии принадлежит не только территория памятника Давид Гареджи, но и весь Гахский район Азербайджана5. Подобные территориальные притязания в Азербайджане воспринимаются крайне болезненно из-за уже существующих проблем с обеспечением территориальной целостности не только в районе Нагорного Карабаха, но и в 7 районах, которые оккупировали вооруженные силы Нагорного Карабаха.

В конце 2010 г. в информационных сообщениях о ходе работы совместной азербайджано-грузинской комиссии по делимитации и демаркации вновь обсуждалось грузинское предложение об обмене территориями. Азербайджанская сторона настаивала на совместном использовании территории. Тогда же на этом участке границы был застрелен гражданин Грузии, который не подчинился требованиям азербайджанских пограничников и пересек границу в поисках своей коровы1.

Очевидно, что в переговорах по делимитации грузино-азербайджанской границы возникла принципиальная проблема, которая оказывает влияние на экономические отношения между странами (в первую очередь, вопросы транспортировки и продажи газа) и на гуманитарные процессы по обе стороны от границы (вопросы статуса этнических азербайджанцев в Грузии и этнических грузин в Азербайджане).

Основной проблемой обеспечения пограничной безопасности для государств является низкий уровень оборудования пограничной инфраструктуры, что отмечают представители как грузинского, так и азербайджанского правительства. Эта проблема создает условия для нарушения процедуры пересечения границы со стороны жителей приграничных районов, развития нелегальной миграции и наркотрафика, контрабанды, в т.ч. и радиационных товаров. Для борьбы с ней периодически принимаются решения о закрытии КПП «Красный мост», об ужесточении наказания, вплоть до лишения права пересекать границу на один год2. Однако ограничение передвижения через этот пропускной пункт не является эффективной мерой.

Проблема делимитации границы имеет политическое звучание, поскольку и Грузия, и Азербайджан заинтересованы в тесном экономическом сотрудничестве, в частности по вопросам транспортировки энергоресурсов и линии прохождения трубопроводов, развития транспортной инфраструктуры, связывающей их.

С 2011 г. страны ЕС совместно с ПРООН приняли программу «Поддержка интегрированных систем пограничного управления в странах Южного Кавказа», в соответствии с которой был составлен план «Совершенствование пограничных операционных методов и процедур» для Грузии и Азербайджана. По условиям программы предполагается наладить сотрудничество пограничных ведомств двух стран, провести совместные учения. На состоявшейся в марте 2012 г. встрече президентов Грузии и Азербайджана обсуждался вопрос строительства новой дороги между Тбилиси и азербайджанской границей. В декабре 2012 г. на встрече И. Алиева и Б. Иванишвили обсуждались вопросы строительства дороги, делимитации в районе монастырского комплекса Давид Гареджи и пропускного пункта «Красный мост», но и в этот раз достичь договоренности не удалось.

Вероятно, низкая интенсивность сотрудничества двух стран по решению проблем пограничной безопасности связана с тем, что сама граница делимитирована не полностью. Меры, предпринимаемые против контрабанды на данном участке границы, носят односторонний характер, что можно связать с недоверием грузинских властей по отношению к азербайджанским жителям приграничных районов. Нередко для оказания давления друг на друга стороны используют этнический фактор. Государства в основном демонстрируют силовой подход к обеспечению пограничной безопасности, связывая ее скорее с закрытым и жестко контролируемым пограничным пространством, нежели с функциональным полем взаимодействия. Такое видение границы не предполагает в настоящий момент взаимного доверия при обеспечении пограничной безопасности и создания неких территорий взаимного пользования, поэтому представляется маловероятным создание монастырской «экс-территории» в районе памятника Давид Гареджи. Оба государства имеют проблемы с территориальной целостностью (Нагорный Карабах и 7 районов Азербайджана, Абхазия и Южная Осетия), поэтому изменения подхода к делимитации границы и обеспечению пограничной безопасности в ближайшее время не предвидится.

Статья научная