Балетные интерпретации романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор: Смольянин С.Н.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Художественная культура

Статья в выпуске: 1 (52), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросу интерпретации романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на русской и европейской балетных сценах. В качестве примера приводятся постановки балетмейстеров, поставленные в разные временные периоды Дж. Кранко «Онегин» (1965), Б. Я. Эйфмана «Евгений Онегин» (2009), Дж. Ноймайера «Татьяна» (2014). Различные подходы в вопросе выбора методов и форм интерпретации произведения поэта, обусловлены глубоким смысловым рядом, заложенным в его произведениях. Созданная многослойность идейных и смысловых линий, побуждает интерес балетмейстеров к каждой из них, подчас раскрываясь средствами балетного искусства отдельно. Выбирая ту или иную линию, балетмейстеры позволяют зрителю увидеть пушкинские произведения с новых ракурсов. Так же в статье поднимается вопрос определениях понятия «интерпретация» в балетном искусстве и ее основным принципам.

Еще

Литературное произведение, интерпретация, А. С. Пушкин, роман «Евгений Онегин», Дж. Кранко, Дж. Ноймайер, Б. Я. Эйфман

Короткий адрес: https://sciup.org/144163109

IDR: 144163109   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2024-152-77-84

Список литературы Балетные интерпретации романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  • Балет: энциклопедия. Главный редактор Ю. Н. Григорович. Москва: Советская энциклопедия, 1981. 623 с.
  • Большой энциклопедический словарь. Главный редактор: А. М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург: Фонд «Ленинградская галерея», 1993. 1628 с.
  • Ведерникова М. А. Пушкинистика в отечественном балетоведении: исторический обзор // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. № 3 (34). 2019. С. 39-45.
  • Достоевский Ф. М. Речь о Пушкине. Строки рукописи, исключенные из печатной редакции. 1880 г. // Достоевский. Статьи и материалы / под ред. А. С. Долинина. Ленинград, 1924. Сборник 2. 508 с.
  • Красовская В. М. Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии // Пушкин: исследования и материалы. Ленинград, 1967. С. 255-277.
  • Кузнецова Т. А. Актуальные новости, объективный анализ и эксклюзивные комментарии о важнейших событиях. «Коммерсантъ». 12.07.2013. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2225694?ysclid=lo8l3jaqup501778333
  • Кушнир О. В. Прочтение музыки П. И. Чайковского в режиссерском балете Дж. Кранко «Е. Онегин» // Южно-Российский музыкальный альманах. № 4(49). Ростов-на-Дону, 2021. С. 34-44.
  • Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
  • Малдахметова А. Т. Режиссерская интерпретация казахского танца в хореографическом искусстве Казахстана конца ХХ-начала XXI века. Диссертация на соискание академической степени доктора философии. Республика Казахстан, Алматы, 2020. 164 с.
  • Матюшкин А. В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста: учебное пособие. Петрозаводск: издательство КГПУ. 2007. 190 с.
  • Онегин Д. Кранко. URL: https://bolshoi.ru>performances/ballet/onegin
  • Онегин Б. Эйфмана. URL: https://www.eifmanballet.ru/ru/repertoire/onegin
  • Симбирцева Н. А. Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели): монография. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург: 2017.
  • Хохлова Д. Е. Многоактный сюжетный балет в творчестве Джона Кранко (спектакль «Онегин» в Штутгартском театре 1965 г.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Москва, 2017. 181 с.
  • Ященков П. На премьере балета «Татьяна» публика кричала: «Как это гениально!» и «Как это подло!»; // «Московский комсомолец». 10.11.2014. URL: https://www.mk.ru/culture/2014/11/10/na-premere-baleta-tatyana-publika-krichala-kak-eto-genialno-i-kak-eto-podlo.html
Еще
Статья научная