Барокко как перекресток смыслов и пространство метаморфоз (часть 2: московское и петербургское барокко)

Бесплатный доступ

Актуальность изучения художественного языка барокко заключается в том, что для современной постмодернистской концепции искусства, отталкивающейся от идеи «синтеза искусств» начала ХХ века и базирующейся, в том числе, и на игровом элементе, по прежнему интересны и проблема взаимозависимости письменной и визуальной культур, и механизм трансформации художественных стилей и форм. Исходя из этого, барокко с его установкой на показ текучести жизни и изменчивости окружающего мира выступает одним из лучших образцов. В статье отмечается, что стремление людей ХVII века встроиться в исторический процесс, определить в нем свое место, перекликается с проблемами современного общества, переживающего чувство разрыва течения истории и исторической преемственности, задающегося вопросом о «конце истории» (Ф. Фукуяма), пытающегося осознать причины случившегося разрыва и занятого поисками способов его нивелирования, строящего возможные футурологические модели. Автор рассматривает особенности бытования барокко в России в 1660 1720 е годы. Специфичность барочной культуры в России связана с тем, что ориентирами для нее выступали различные региональные европейские варианты: в период Древней Руси восточноевропейская линия, в которой произошло соединение двух ветвей культуры, католической и православной (С. Полоцкий, С. Медведев, Е. Славинецкий, Е. Чудовский и др.); в период правления Петра I доминировать начал североевропейский вариант (вернее, скандинавско английский), выбор же Елизаветы Петровны пал на итальянско французскую ветвь, пожалуй, самую пышную и блестящую из всех.

Еще

Барокко, недоросль, игра, аллегория, иллюзия, метафора

Короткий адрес: https://sciup.org/144162868

IDR: 144162868   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-4114-58-67

Список литературы Барокко как перекресток смыслов и пространство метаморфоз (часть 2: московское и петербургское барокко)

  • Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории средних веков и Возрождения. Москва: Наука, 1976. С. 17-64.
  • Агеева О. Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете» - град святого Петра. (Петербург в русском общественном сознании начала XVIII века). Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1999. 343 с.
  • Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. Кельн: Konemann, 2000. 487 с.
  • Вдовин Г. В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самоопределения в искусстве русского портрета XVIII века. Москва: Прогресс-Традиция, 2005. 248 с.
  • Дегтярев В. Барокко как связь и разрыв: Очерки визуальности. Москва: Новое литературное обозрение, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://flibusta.club/b/625575?ysclid=lfkqqpwb8p48399993
  • Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство- СПБ, 2001. С. 150-391.
  • Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство - СПБ, 2001. С. 392-461.
  • Михайлов А. Поэтика барокко [Электронный ресурс]. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/ articles/mihajlov-barokko.htm
  • Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. Санкт-Петербург: ЗАО «Журнал "Звезда"», 2008. 544 с.
  • Полоцкий С. Вертоград многоцветный. Том 3: «Прав никто же» - «Епитафион» Симеону /Подготовка текста и комментарий А. Хипписли и Л. И. Сазоновой, 2000. Кельн, Веймар, Вена: Böhlau. 823 с.
  • Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. с итал. Е. Костюкович. Санкт-Петербург: Алетейя, 2022. 384 с.
  • Ушаков Симон. Слово к люботщательному иконного писания // Философия религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.ru/book/98817-filosofia-russkogo=religioznogo-iskusstva-XVI-XX-vv/?ysclid=ihes102wpg163390705
  • Фуко М. Слова и вещи [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/fuko_mishel/slova_i_vesh-chi.html
  • Хачатуров С. Романтизм вне романтизма. Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 192 с.
  • Ямпольский М. Б. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. Москва: Новое литературное обозрение, 2004. 800 с.
Еще
Статья научная