Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века
Автор: Козловский Владислав Дмитриевич
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 6 (62), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваться культура Германии первой трети XX века. Это время характеризуется индустриализацией и идеями прогресса, которые внедрялись во все сферы общества. Вследствие этих процессов зарождается новый тип специалистов в области художественного проектирования. Подготовка новых кадров проходила в Баухаузе (школа строительства) - экспериментальной площадке обучения ремеслу и искусству. В статье проведен анализ художественно-педагогической системы школы, как феномена немецкой художественной культуры. Основой построения новой, отличной от предыдущей системы образования художников, была их подготовка в русле требований производства. Баухауз рассматривается не только с точки зрения искусствознания, а также во взаимосвязи с эволюции культуры Германии в целом. В школе были сформированы объективные методы моделирования и обучения. Методики, идейное содержание учебных программ и практики широко используются в современном образовании и художественном производстве во всем мире.
Баухауз, немецкая художественная культура первой трети xx века, инженер-художник, дизайн, архитектура, образование в сфере культуру, реформа художественного образования
Короткий адрес: https://sciup.org/14489937
IDR: 14489937
Текст научной статьи Баухауз как феномен немецкой художественной культуры первой трети XX века
истоки создания баухауза относятся к рубежному времени XiX—XX веков, когда индустриализация и идея прогресса внедрялись во все сферы художественного творчества и культуры. одним из важнейших стилевых направлений становиться модерн, или «юген-дстиль», как его принято обозначать в германии, было характерно создание художественно-ремесленных мастерских и понимание художника, как универсала, соединившего в себе архитектора, графика, живописца и тео-ретика.[5, c. 225].
новому пониманию взаимодействия архитектуры, прикладного искусства и промышленности способствовала политика в сфере культуры. Приглашались крупные иностранные специалисты. одним из приехавших в страну был а. ван де вельде, который искал новое выражение стиля модерн, без использования орнамента и растительных форм. художник был назначен главой школы прикладного искусства в веймаре, которая впоследствии и станет в баухауз. в этот период при поддержке государства и представителей промышленности организуются общества архитекторов, художников и ремесленников.
бум производства, набирающий темпы технический прогресс, изменения в культуре и сплоченность социума позволили германии стать одной из самых развитых держав, того времени. германия стала центром развития новаций в архитектуре, ремеслах и промышленной продукции. одним из новшеств стало использование художественного производства с разделением его на промышленное и прикладное. Это впервые было продемонстрировано в 1906 году в дрездене на «всеобщей выставке немецкого прикладного искусства».
возникла конкуренция с другими страна- ми за рынки сбыта продукции. Правительством германии принимались серьезные меры по поддержке немецкого производства. 7 октября 1907 года был образован «германский художественно-промышленный союз» (германский веркбунд). Устав веркбунда гласил: «целью союза является повышение качества промышленной продукции путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда и всестороннего изучения этих проблем» [7, c. 165] создатели и активные деятели веркбунда, в частности г. мутези-ус, П. беренс, а. К. ван де вельде, были солидарны между собой в необходимости кардинальных мер по совершенствованию потребительского уровня продукции промышленности германии. союз вел активную пропаганду достижений немецкой индустрии и издательскую деятельность. особое внимание уделялось подготовке кадров художников для промышленности. Первая мировая война и последующие политические события не позволили реализовать эти программы.
Поражение германии в войне и революция 1918 года, помимо политических, экономических и социальных изменений, повлекли за собой изменения художественно-эстетического сознания. несмотря на разруху послевоенного времени и тяжелые условия версальского договора, культура веймарской республики не останавливалась в своем развитии. Это развитие определялось противоречием между модернизацией и страхом перед ней, радикализмом и желанием сохранить старые ценности. сегодня культуру веймарской республики называют «культурой прорыва». в целом, эти противопоставления и противоречия характерны для экспрессионизма, идейные основы которого лягут в пер- вые учебные программы баухаза, в частности в пропедевтические курсы и. иттена. необходимость же нового формата художественного образования, в рамках программ «вербун-да», реализовалось в открытии в. гропиусом в 1919 году баухауза в веймаре. Концепцией создания баухауза было объединение искусства и техники. структурной основой школы стало объединение двух учебных заведений: школы искусств и ремесел и института изящных искусств. в организации художественной деятельности был использован опыт времен средневековья. была сделана попытка сформировать «строительную гильдию», в которой формообразование выступало как «единство материальной и духовной, технической эстетической и художественной деятельности, как неотъемлемой части жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе» [7, c. 171]. отсыл к средневековью можно усмотреть и в титуле преподавателя, как «мастера». в. гропиус называл баухауз самоорганизующейся структурой, чье функционирование происходит за счет полной свободы, взаимоуважения и духа сотрудничества. школа была доступна для обучения всем желающим, при поступлении туда не требовалось никаких документов об образовании.
в послевоенное время при полном развале промышленности акцент делался на ремесленное производство. в. гропиус утверждал: «архитектурная секция, в том виде, в котором встречается в современных училищах изящных искусств и ремесел, остается мертворождённым младенцем, пятым колесом в телеге… альтернативой таким заведениям должны стать школы профессионального конструирования с действующими мастерскими. ремесленники и еще раз ремесленники…» [1, c. 15] в пользу ремесла также говорила концепция, которая стала девизом баухауза: «искусству учить нельзя, но ремеслу — можно». несмотря на это, в школе давали понимание всего производственного цикла в промышленном производстве.
в школе произошел разрыв с академизмом, что отражало общее движение в культуре того времени. Это выразилось в новой эстетической концепции — модернизме. теоретиче- скими основами этого мышления были: концепция «потока сознания», учение об интуиции, доктрина психоанализа. в частности, школами модернизма являлись дадаизм и экспрессионизм [5, c. 227]. Последний стал отправной точкой идейной деятельности школы, как ответ на разочарование в социальном и техническом прогрессе.
обучение в школе состояло из трех ступеней. Первая ступень — пропедевтический курс. далее следовало обучение на одном из семи отделений: скульптура по дереву и камню, столярная, металла, текстиля, настенной живописи, стекла, керамики. в процессе эволюции школы к ним прибавятся театральное, переплетное отделения и мастерская графической печати. Последняя ступень — курс для развития таланта особо одаренных учеников.
Первые изменения в структуре школы были обозначены отказом в. гропиуса от экспрессионистской основы обучения, связанной с начавшимся в 1920 году взаимодействием баухауза и группы «де стиль». один из основателей группы, т. ван дизбург, отрицал ручной труд и ремесло. творческие поиски группы рождали новую «механическую эстетику»: душа и чувства художника не должны были участвовать в процессе отражения им картины мира, творчество сводилось к уравновешиванию противоположностей и воспеванию машины как «чистой и уравновешенной формы».
с 1922 года, по мнению в. гропиус, творческий продукт баухауза должен был стать «типичным образцом», удовлетворяющим запросы любого человека. в «типичности» отражалась идея синтеза противоположностей, экономической и эстетической составляющих предмета. новое видение было отмечено выдвижением в 1923 году лозунга: «искусство и техника — новое единство» [1, c. 31] с 1924 года в школе появился термин «функционализм», который отражал хрупкое равновесие между целесообразностью, материалом и формой.
После переезда в 1925 году школы в дессау, поменялся состав мастерских: некоторые из них были переименованы, другие — упразднены. Происходило дальнейшее переосмыс- ление и развитие индустриального формообразования. в составе баухауза в дессау находились мастерские: столярная, металла, текстиля, настенной живописи, печати и плаката, пластических искусств и театра. начиная с 1927 года вводится изучение архитектуры, и появляются три новых образовательных курса: рекламы, режиссуры и живописи.
отставка в. гропиуса в 1928 году и назначение х. мейера на пост директора школы обозначили идейные и структурные изменения школы. новый директор школы был ярым коммунистом и никогда не скрывал симпатий к марксизму. Это вылилось в изменении методов преподавания, используя позиции коммунистического подхода. основной целью баухауза становится создание новой стандартной продукции. х. мейер говорил о создании объектов художественного конструирования, доступных всем слоям общества. новые идейные основы обучения и производства повлияли на увольнения м. брёйера, х. байера и л. мохой-надя. на их место были назначены новые преподаватели: л. хильберсаймер и в. Петерханс.
в манифесте баухауза от 1929 года х. мейер формулирует задачи школы, отличные от задач в. гропиуса: «цель всей работы баухауза является объединение всех производящих сил на благо гармоничного развития нашего общества». в термине «гармония» директор школы объединил два новых понятия для баухауза — «народ» и «пейзаж» [1, c. 64].
в августе 1930 года х. мейер был отстранен. Это было связано с тем, что многие студенты школы во время его директорства объявили себя левыми, поэтому идеология школы обрела коммунистическую направленность. лучшим определением итогов его работы может служить его личное высказывание: «... концепции баухауза был придан подчеркнуто социальный характер, увеличилось количество часов на преподавание точных наук, уменьшилось влияние художников (абстракционистов), работа в мастерских была организована на кооперативных началах, обучение стало осуществляться в процессе выполнения реальных заказов, программы были переориентированы на подготовку специалистов для стандартной, крупносерийной промышленности, призванной удовлетворять потребности широких слоев населения, была проведена демократизация учебного процесса, а также установлены прямые связи с рабочим и профсоюзным движением» [7, c. 175]. стоит отметить, что х. мейеру удалось захватить умы студентов, но не преподавателей школы. общее мнение педагогического состава выразили слова Э. Каллая, пресс-атташе х. мейера: «его реформы так и остались в черновом варианте … ведь они противоречили наследию, оставленному предыдущим директором, который всегда руководил педагогическим составом, царя как в их умах, так и в повседневных делах, не давая себя превзойти» [1, c. 81]. слабым место баухауза, по мнению совета мастеров, стала потеря «авангардного изящества» и приближенность к проблемам реальности. Фактически же произошел конфликт между крупной буржуазией (правыми силами), определяющими финансирование баухауза, и х. майером, который был ярым коммунистом. дотации баухаузу были резко уменьшены.
на смену х. мейеру пришел последний директор школы л. мис ван де роэ. При нем в баухаузе отказались от социальной направленности, усилилась архитектурная составляющая. л. мис ван де роэ выделял архитектуру как единственный инструмент, который может реализовать «цель строительства». Последний директор баухауза признавал, что технология и индустрия являются отправными точками современного художественного проектирования. в то же время, чтобы лучше понять настоящее, он обращался к опыту прошлого. несмотря на концепцию «нового строительства», л. мис ван де роэ настаивал на важности изучения архитектуры в исторической перспективе. однако речь не шла о внедрении традиционного сознания, так как школа все так же придерживалась крайне ан-тиакадемических позиций.
в связи с тем, что дотации баухаузу были практически сведены к нулю, л. мис ван де роэ пришлось освободить часть помещений. Количество мест для студентов сократилось с 200 при х. мейре до 170, а впо- следствии их число дошло до 150. Последний директор школы старался держаться в стороне от политики: «для того что бы прийти к конценсусу, необходимо, если это возможно, подписаться на Frankfurteg zeitung (либеральное издание), Rote Fahne (коммунистическое), volkische Beobachter (национал-со-циалестическое)» [1, c. 83]. л. мис ван де роэ пытался изменить мировоззрение учеников, большая часть которых продолжала придерживаться коммунистической идеологии. он проводил конференции и приглашал выступать в школе тогда известных философов: х. Пленера, и х. Фраера и других. структурные изменения школы привели к тому, что из семи направлений осталось пять: строительство, дизайн интерьера, текстиль, фотография и изобразительное искусство. Упразднился институт подмастерьев, сократилось время обучения, главной линией школы стало профессионально-художественное направление.
При директорстве л. мис ван де роэ баухауз опять обрел неповторимость и «правильность интеллектуальной морали», присущей баухаузу в веймаере. данное высказывание подтверждалось мнениями малой коллегии преподавателей на последнем заседании школы 20 июля 1933 года, когда было принято решении о закрытии баухауза.
несмотря на все попытки удовлетворить правые силы, в 1932 году баухауз в дессау закрыли, упрекая его в «культурном большевизме». Попыткой спасение школы было открытие баухауза в берлине, как полностью частного учебного заведения, но оно просуществовало всего лишь пару месяцев. Пришедшие к власти в 1933 году нацисты ликвидировали школу.
баухауз являлся учебным заведением нового типа — экспериментальной школой обучения ремеслу и искусству и одновременно научной лабораторией. в школе нашли свое отражение идеи авангардистов, конструктивистов и урбанистов начала 20-х годов хх века о преобразовании мира через искусство. несмотря на то, что восстановить баухауз в 1938 году в сша мис ван де роэ не удалось, само понятие «стиль баухауза» живо и сегодня. методики и идейное содержание учебных программ и художественной практики широко используются в современном образовании и художественном производстве, во всем мире.