Безопасность личности и вопросы уголовной ответственности за убийство в законодательстве России и Венгрии

Автор: Краснова К.А.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 3 т.18, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье автор сравнивает уголовное законодательство России и Венгрии, рассматривая различные специализированные вопросы, связанные с убийствами, фокусируясь на вопросах безопасности личности. Целью работы является сопоставление подходов к установлению видов и пределов наказания и учету смягчающих и отягчающих обстоятельств. Особое внимание уделяется рассмотрению квалифицированных составов убийства. Автор предлагает признать в качестве квалифицирующего признака убийства его совершение особо опасным рецидивистом или лицом, находящимся в состоянии наркотического опьянения. Сформулированы рекомендации по статистическому учету убийств в нашей стране.

Еще

Венгрия, преступность Венгрии, наказание, безопасность личности, преступления против жизни, убийство, предупреждение преступлений, рецидив преступлений

Короткий адрес: https://sciup.org/142245927

IDR: 142245927   |   УДК: 343.61   |   DOI: 10.47475/3034-4247-2025-18-3-40-45

Текст научной статьи Безопасность личности и вопросы уголовной ответственности за убийство в законодательстве России и Венгрии

Associate Professor, Criminal Law Department, North-Western branch of the Russian State University of Justice named after V.M. Lebedev, Petersburg, Russian Federation

В вопросах обеспечения безопасности личности и охраны человеческой жизни как высшей ценности в любом социуме уголовноправовые средства остаются основным методом предупреждения убийств. Ответственность за убийство установлена в Уголовном кодексе Российской Федерации1 и Уголовном кодексе Венгрии2. Выбор для сравнения уголовного законодательства Венгрии обусловлен тем, что это страна, «связи которой с российской правовой системой были тесными на протяжении многих лет, что не могло, разумеется, пройти бесследно» [2].

Дискуссия об убийстве продолжается среди ученых, практиков и в системе уголовного правосудия, хотя проблема уголовно-правовой охраны жизни принадлежит к числу одной из наиболее разработанных в уголовном праве и криминологии как в России, так и в Венгрии. Отечественные ученые внесли огромный вклад в изучение убийств и личности убийцы, среди них: Ю.М. Антонян, Г.Н. Борзенков, С.В. Бородин, Н.И. Загородников, Н.Г. Кадников, А.Н. Красиков, В.И. Ткаченко, М.Д. Шаргородский и др.

В венгерской юридической литературе последних лет отметим серьезное кримино- логическое исследование, проведенное K. Ivaskevics и L. Almond [4].

Количество регистрируемых фактов убийств и покушений на убийство (ст. 105, 106, 107 УК РФ) в период 2010-2022 гг. ежегодно снижалось и составило в 2022 г. 76283. Для сравнения: в Венгрии число убийство относительно невелико: в 2022 году было зафиксировано 89 убийств. Число убийств в этой стране снизилось за последнее десятилетие. Если в начале 2010-х гг. в год регистрировалось 130-140 убийств, то с 2019 г., в период пандемии COVID-19, наметилась тенденция к снижению регистрируемых случаев убийств, и это число упало ниже 80. В Венгрии также наблюдается низкий уровень убийств на 100 тыс. человек, при этом в ряде европейских стран, включая Францию, Германию, Швецию и Финляндию, ситуация в этом отношении хуже. В ЕС средний уровень убийств на 100 тыс. человек составляет менее 1, тогда как среднемировой показатель более чем в семь раз выше4.

На протяжении всей истории человечества умышленное причинение смерти другому лицу каралось максимально строго, и предпосылок для изменения этого подхода в обеих странах не имеется. Общим для обеих стран является закрепленное в соответствующих санкциях наказание в виде лишения свободы. Между тем при решении вопроса о привлечении виновного лица к уголовной ответственности за убийство правоприменители сравниваемых стран ориентируются на несовпадающие по своим пределам санкции, что демонстрирует дифференцированный подход к уголовно-правовой охране жизни в каждом из сравниваемых государств.

Методология

В ходе исследования была отобрана и систематизирована критическая литература об убийствах, применительно к теме изучены открытые статистические данные, а также уголовные кодексы России, Венгрии.

Основная часть

Для предметного обсуждения и сравнения составов убийства в уголовных законах России и Венгрии следует обозначить их место в Особенной части соответствующих уголовных законов. Нормы ст. 105-108 размещены в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья» УК РФ. Нормы об ответственности за убийство содержатся в ст. 160-161 УК Венгрии, которые включены в главу 15 «Уголовные преступления против жизни, физической неприкосновенности и здоровья». Обратим внимание на имеющееся различие: в УК РФ нормы об ответственности за убийство открывают Особенную часть уголовного закона, подтверждая приоритет уголовноправовой охраны жизни в триаде «личность - общество - государство». В УК Венгрии нормы об ответственности за убийство размещены в главе 15, которая следует после глав 13 «Преступления против человечности» и 14 «Военные преступления».

Наказание за убийство без смягчающих и отягчающих обстоятельств содержится в первых частях соответственно ст. 105 УК РФ и ст. 160 УК Венгрии. В обоих уголовных законах в качестве основного наказания предусмотрено лишение свободы, сроки которого варьируются: в УК РФ - от 6-ти до 15-лет, в УК Венгрии - от 5-ти до 15-ти лет. В санкции ч. 1 ст. 105 УК РФ предусмотрено дополнительное наказание в виде ограничения свободы продолжительностью от 6 мес. до 2-х лет. В УК Венгрии дополнительное наказание за «простое» убийство отсутствует.

Не останавливаясь на анализе квалифицирующих признаков, содержащихся в ч. 2 ст. 105 УК РФ, которые достаточно подробно описаны в специальной литературе [1], отметим, что перечень отягчающих обстоятельств в УК Венгрии схож и касается: личности потерпевшего (возраст до 14-ти лет, неспособность к самозащите, преклонный возраст, инвалидность, занимаемая должность); множественности потерпевших (несколько лиц); способа совершения преступления (особая жестокость, общеопасный способ); вины (предварительный умысел); мотива совершения преступления (корыстный, низменные побуждения).

Примечательно, что в ч. 2 ст. 160 УК Венгрии включены отягчающие обстоятельства, характеризующие занимаемую потерпевшим должность и его общественный статус:

  • -    должностное лицо или иностранное должностное лицо во время или связи с исполнением служебных обязанностей;

  • -    лицо, выполняющее общественные обязанности, при исполнении таких обязанностей;

  • -    лицо, которое пытается помочь или защитить должностное лицо. иностранное должностное лицо или лицо, выполняющее общественные обязанности.

Для сравнения в российском уголовном праве разновидностями убийства, совершаемого в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга, считаются самостоятельные посягательства, предусмотренные ст. 277, 295, 317 УК РФ. При их квалификации необходимо отграничивать перечисленные нормы с п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, четко устанавливая должностной статус потерпевшего [3].

Следует также обратить внимание на отягчающие обстоятельства, неизвестные российскому уголовному праву. Среди них: совершение убийства после предъявления виновному обвинения в убийстве; употребление виновным наркотических средств перед совершением деяния, что можно связать с совершением деяния.

Для дискуссии о предупреждении рецидивной преступности представляет особый интерес следующее отягчающее обстоятельство, предусмотренное в ч. 2 ст. 160 УК Венгрии, - совершение убийства особо опасным рецидивистом. Применительно к этому отягчающему обстоятельству в ч. 6 ст. 160 УК РФ венгерский законодатель подробно расписывает случаи, которые признаются специальным рецидивом преступлений, отнеся к ним: геноцид; убийство в состоянии аффекта; отягчающие формы похищения людей и насилия в отношении начальника или офицера; отягчающие формы террористического акта, незаконного захвата транспортного средства и мятежа, если они совершены с умышленным причинением смерти.

Санкция ч. 2 ст. 160 УК Венгрии альтернативно предусматривает два основных наказания лишение свободы сроком от 10-ти до 20-ти лет либо пожизненное лишение свободы. Как видим, нижний предел наказания за убийство в венгерском уголовном законе выше, чем в УК РФ. В то время как санкция ч. 2 ст. 105 УК РФ альтернативно предусматривает три вида основных наказаний: лишение свободы (от 8-ми до 20-ти лет), пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Особенностью венгерских уголовно-правовых норм об ответственности за убийство является установление в ч. 3 ст. 160 УК Венгрии пределов уголовной ответственности за покушение на убийство - лишение свободы от 1 года до 5-ти лет.

В ч. 4 ст. 160 УК Венгрии криминализировано причинение смерти по неосторожности, за которое наступает уголовная ответственность как за уголовный проступок (неизвестный российскому уголовному закону) и может быть назначено наказание в виде лишения свободы от одного года до пяти лет.

Привилегированные составы убийства соотносятся в уголовном законодательстве сравниваемых стран следующим образом: убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ и ст. 161 УК Венгрии). При этом венгерский законодатель не дифференцирует уголовную ответственность за убийство двух и более лиц в состоянии аффекта, как сделано в нашей стране.

Санкция ч. 1 ст. 107 УК РФ альтернативно предусматривает четыре вида наказания за убийство в состоянии аффекта: исправительные работы (от 2-х мес. до 2-х лет), ограничение свободы (от 2-х мес. до 3-х лет), принудительные работы (от 2-х мес. до 3-х лет), лишение свободы (от 2-х мес. до 3-х лет). Санкция ст. 161 УК Венгрии гораздо строже, поскольку венгерский законодатель признает убийство в состоянии аффекта тяжким преступлением и предусматривает наказание в виде лишения свободы продолжительностью от 2-х до 8-ми лет. Отсутствие значительно более мягких видов наказаний за убийство в состоянии аффекта в УК Венгрии свидетельствует об осознании венгерским законодателем высокой степени общественной опасности умышленного причинения смерти другому лицу, даже при наличии особых обстоятельств.

Следует отметить, что уголовному закону Венгрии не известны такие составы со смягчающими обстоятельствами, как убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ).

Заключение

Анализ санкций за убийство показывает, что, несмотря на общие принципы уголовного права, различия в культурно-исто- рических и социальных контекстах обусловливают особенности в определении строгости наказания за данное преступление. Более строгие пределы лишения свободы и отсутствие мягких видов наказаний за все виды убийства, а также признание в качестве смягчающего обстоятельства только состояние аффекта свидетельствует об осознании венгерским законодателем высокой степени общественной опасности умышленного причинения смерти другому лицу даже при наличии особых условий совершения деяния.

Полагаем, что назрел пересмотр отечественных уголовно-правовых норм об ответственности за убийство. В этой связи следует положительно оценить признание специального рецидива и состояния наркотического опьянения отягчающими обстоятельствам убийства в УК Венгрии. Представляется, что дополнение ч. 2 ст. 105 УК РФ указанными квалифицирующими признаками усилит роль уголовно-правовых средств в предупреждении убийств. В этой связи полагаем целесообразным дополнить отчетность о совершенных убийствах в нашей стране подобными статистическими показателями (совершение убийства лицом, ранее совершавшим убийство, и совершение убийства лицом в состоянии наркотического опьянения). Внедрение новых показателей учета убийств и открытая публикация данных позволит получить более четкую картину убийств в нашей стране, на основе которой можно будет выработать криминологически обоснованные прогнозы и предложения по предупреждению убийств.