Безработица в сельской местности: тенденции и перспективы
Автор: Портнова Л. В.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Экономика и управление
Статья в выпуске: 1 (97), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются показатели, характеризующие безработицу в сельской местности в период разных социально-экономических преобразований в Российской Федерации. С помощью традиционного статистического инструментария анализируются показатели структуры и динамики, характеризующие состав, уровень и изменение сельской безработицы и дающие представление о тенденциях на рынке труда сельских территорий, складывающихся в эпоху современных вызовов. Результаты проведенного исследования позволили определить социально-демографический портрет безработного сельского жителя. При анализе динамики показателей, характеризующих безработицу в сельской местности, в среднем за период определены тенденции снижения ее уровня с абсолютным замедлением.
Российская Федерация, муниципальные образования, безработица, структура, динамика
Короткий адрес: https://sciup.org/14129470
IDR: 14129470
Текст научной статьи Безработица в сельской местности: тенденции и перспективы
Современное российское общество, переживая разного рода преобразования и экономические потрясения, постоянно испытывает потребность в формировании устойчивых социально-экономических систем, что является объективной необходимостью его развития.
В периоды любых изменений жизненно важными для страны и ее граждан являются такие задачи, как борьба с бедностью во всех ее формах и с неравенством, причиной которых может быть безработица. Безработица – это одна из экономических и социальных проблем общества, поэтому снижение ее уровня приобретает все большее значение, особенно это касается сельской местности. Влияние «экономических шоков» общероссийского масштаба болезненно сказывается на занятости и уровне жизни сельского населения.
Основная идея данного исследования состоит в возможности применения прикладных статистических методов интеллектуального анализа массовой информации для изучения динамических различий в структуре сельского безработного населения по разным признакам и тенденций изменения его численности.
Периодом исследования в работе выбран двенадцатилетний отрезок с 2011 по 2022 г. с целью определения тенденций и перспектив в динамике показателей, характеризующих безработицу в сельской местности. Кроме того, временной интервал отмечен разного рода экономическими потрясениями, оказавшими влияние на рынок труда не только сел, но и региона в целом.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Росстата . Для достижения поставленной цели с помощью комплекса прикладных статистических методов, включающих в себя расчет показателей структуры и структурных сдвигов, динамики, определение тенденций на перспективу, проведен интеллектуальный анализ данных о безработице в сельской местности России.
Сельская местность играет важную роль в становлении и развитии рынка труда любого государства, поскольку обладает большим запасом природного, демографического и экономического потенциала [1, с. 111].

Годы
I I Уровень безработицы сельского населения, %
Численность безработного сельского населения, тыс.
Рис. 1. Динамика показателей, характеризующих безработицу сельского населения в России Источник: составлено автором по данным Росстата
Так, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020–2021 гг. в России на 1 января 2023 г. насчитывалось более 150 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживало 36,8 млн человек (25,0 % от общей численности населения), в том числе 20,3 млн человек трудоспособного возраста.
Согласно данным Росстата, в январе 2024 г. безработица в России вернулась на свой исторический минимум и составила 2,9 %, что на 0,1 % меньше, чем в декабре прошлого года. Из 2,1 млн безработных 0,8 млн составляют сельские жители, 1,4 млн – городские. Уровень безработицы среди сельских жителей (4,4 %) превышает уровень безработицы среди городских жителей (2,4 %) [2].
С 2011 по 2014 г. наблюдалось снижение как численности безработного сельского населения, так и уровня его безработицы (см. рис. 1). Тенденция 2015–2017 гг. – рост данных показателей. Изменение изучаемых показателей в период с 2018 по 2022 г. отличалось разнонаправленной динамикой, пик роста безработицы среди сельского населения и его численности пришелся на 2020 г.
В среднем за 2011–2022 гг. число безработных сельских жителей в России ежегодно снижалось на 74,7 тыс. человек, или на 5,6 %.
Тенденции в динамике численности безработных в сельской местности позволяет определить метод построения трендовых моделей [3, с. 96], лучшим из которых является полином 2-ой степени (рис. 2).

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Годы
Численность безработного сельского населения, тыс. чел.
Полиномиальный (Численность безработного сельского населения, тыс. чел.)
Рис. 2. Полиномиальный тренд в динамике численности безработного сельского населения в России
Характеристика параметров тренда, представленного на рисунке 2, такова, что в среднем за период численность безработного сельского населения России ежегодно снижается на 32,022 тыс. человек с абсолютным замедлением 2,54 тыс. человек.
Среди безработного сельского населения преобладают жители в возрасте от 20 до 29 лет, доля которых в структуре 2022 г. ниже, чем в 2011 г. Наименьшая доля в изучаемой структуре принадлежит старшему поколению – жителям в возрасте 60–72 лет (рис. 3).

Рис. 3. Динамика структуры безработного сельского населения в РФ по возрасту Источник: составлено автором по данным Росстата
В структуре безработных в сельской местности по уровню образования (рис. 4) в 2011 г. наибольшую долю составили безработные, имеющие среднее (полное) общее образование (39,7 %).

■впо
■ СПО
0Не имеют основного общего образования
□ Начальное профессиональное образование
□ Среднее (полное) общее образование
□ Основное общее образование
Рис. 4. Динамика структуры безработного сельского населения в РФ по уровню образования в 2011 г., процент к итогу Источник: составлено автором по данным Росстата
В 2022 г. среди безработных сельских жителей преобладали лица, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании (СПО) по всем программам подготовки (35,1 %) (рис. 5). Доля безработного сельского населения, не имеющего образования, и в 2011 г., и в 2022 г. была наименьшей и имела тенденцию к снижению [4, с. 121]. Доля безработных сельских жителей, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании (ВПО), выросла с 9,0 % в 2011 г. до 15,0 % в 2022 г.
■впо

□ СПО по программе подготовки специалистов среднего звена
□ СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
В Среднее (полное) общее образование
S Основное общее образование
О Не имеют основного общего образования
Рис. 5. Динамика структуры безработного сельского населения в РФ по уровню образования в 2022 г., процент к итогу Источник: составлено автором по данным Росстата
Распределение безработных жителей по наличию опыта работы и причинам незанятости характеризуется тем, что и в 2011 г., и в 2022 г. преобладают те, кто имеет опыт работы (67,0 % и 66,3 % соответственно).
Среди причин, по которым сельские жители чаще становятся безработными, в 2011 г. можно назвать высвобождение, сокращение штатов, ликвидацию предприятия, собственного дела (20,1 %), увольнение по собственному желанию (16,8 %) и другие причины (22,0 %) (рис. 6). В 2022 г. частыми причинами потери работы были увольнение по собственному желанию (22,7 %) и другие (24,9 %).


-
■ В связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела
-
■ В связи с увольнением по собственному желанию
В связи с окончанием срока действия срочного трудового договора
-
■ В связи с увольнением из Вооруженных Сил
it По другими причинам
Рис. 6. Динамика структуры безработного сельского населения в РФ по причинам незанятости, процент к итогу Источник: составлено автором по данным Росстата
Потеря работы всегда сопровождается ее поисками (рис. 7). Так, в 2011 г. наибольший удельный вес занимают сельские жители, искавшие работу в течение года и более, аналогичная ситуация и в 2022 г., но доля таких безработных значительно ниже, чем в 2011 г. Наименьшая доля (9,7 %) в 2011 г. сформирована сельскими безработными, которые искали работу в продолжение шести – девяти месяцев. В 2022 г. 10,3 % искали работу от девяти до двенадцати месяцев.

Длительность поиска, месяцев
Рис. 7. Динамика структуры безработного сельского населения в РФ по продолжительности поиска работы, процент к итогу Источник: составлено автором по данным Росстата
По итогам исследования структуры безработного сельского населения в России можно составить его социально-демографический портрет [5, с. 45]. Безработный житель сельской местности как в 2011 г., так и в 2022 г. – это человек в возрасте от 20 до 29 лет. В 2011 г. он имел аттестат о среднем (полном) общем образовании; в 2022 г. – диплом СПО по разным программам.
Можно сделать вывод, что жизнь в сельской местности не привлекает молодежь ввиду недостатка рабочих мест, отсутствия разнообразия профессий и низкой заработной платы. В поисках работы молодые сельские жители вынуждены переезжать в городскую местность, которая не страдает от недостатка инфраструктуры, образовательных учреждений и доступа к современным технологиям.
Несмотря на то, что в среднем за период отмечается ежегодное снижение численности безработных, живущих на селе в России, безработица остается сложной проблемой, требующей внимания и действий.
В целом проблема безработицы в сельской местности требует комплексного подхода и общих усилий со стороны государства, местных органов власти, предпринимателей и общественности. Только с помощью коллективных действий представляется возможным достичь устойчивого экономического развития и снизить уровень безработицы в сельской местности.
Список литературы Безработица в сельской местности: тенденции и перспективы
- Марков А. В., Халапсина А. А. Трудовые ресурсы России: развитие и проблемы качества // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2017. № 2 (42). С. 111–114.
- Безработица в январе вернулась на исторический минимум в 2,9 % // Известия : сайт. URL: https://iz.ru/1657326/2024-02-28/bezrabotitca-v-ianvare-vernulas-na-istoricheskii-minimum-v-29 (дата обращения: 12.03.2024).
- Коробейникова Е. В. Особенности рынка труда в условиях цифровой трансформации экономики // Проблемы развития предприятий: теория и практика : материалы 17-й Междунар. науч.-практ. конф., 20–21 дек. 2018 г. : в 3 ч. Ч. 2. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018. С. 95–101.
- Портнова Л. В. Анализ и прогнозирование основных индикаторов рынка труда России // Новый мировой экономический порядок: уроки прошлого и вызовы времени : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию образования Гюмрийского филиала Армян. гос. экон. ун-та. М., 2023. С. 120–124.
- Золотова Л. В., Портнова Л. В. Тенденции развития рынка труда Оренбургской области // Сфера услуг: инновации и качество : период. электрон. изд. 2021. № 54. С. 37–46.