Библейская критика Норманом Л. Гайслером понимания божественного всеведения в открытом теизме
Автор: Науменко А.Л.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теоретическая теология
Статья в выпуске: 4 (24), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена библейской критике открытого теизма евангелическим богословом Норманом Л. Гайслером. Открытый теизм - богословская концепция, сформированная протестантскими теологами в конце XX века. Открытый теизм вызвал большую дискуссию и споры внутри евангеликализма, что требует исследования и имеет определённую актуальность для православного богословия, так как идеи открытого теизма в настоящее время высказываются некоторыми православными богословами и публицистами. Одним из самых важных элементов открытого теизма является своеобразное понимание божественного атрибута всеведения. Согласно открытому теизму, Бог исчерпывающе знает прошлое и настоящее, но Его всеведение не распространяется на будущее, так как его не существует онтологически, и оно не может быть познаваемым ввиду непредсказуемости свободных действий творений. Данная статья рассматривает основные методы толкования Библии открытыми теистами и библейские контраргументы, сформулированные Норманом Л. Гайслером касательно атрибута всеведения. Норман Л. Гайслер является одним из первых евангелических богословов, выступивших с критикой концепции открытого теизма. Гайслер является автором первой критической монографии против открытого теизма в 1997 году, а в 2001 году он выпустил своё второе исследование, в котором учитывались новые работы открытых теистов и были доработаны и дополнены аргументы предыдущей монографии. В завершении статьи проводится оценка библейских аргументов Гайслера на основании его двух исследований.
Открытый теизм, евангеликализм, норман л. гайслер, библейские аргументы, всеведение, классический теизм
Короткий адрес: https://sciup.org/140307712
IDR: 140307712 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_4_83
Список литературы Библейская критика Норманом Л. Гайслером понимания божественного всеведения в открытом теизме
- Науменко А. Л. Открытый теизм и его исторические предшественники // Богословский вестник. 2024. № 1 (52). С. 100–115.
- Смирнов Д. В. Предопределение // Православная энциклопедия. Т. 58. М., 2020. С. 63–64.
- Boyd G. A. God of the Possible: A Biblical Introduction to the Open View of God. Grand Rapids (Mich.): Baker Books, 2000. 175 p.
- Geisler N. L. Creating God in the Image of Man?: The New “Open” View of God — Neo-Theism’s Dangerous Drift. Minneapolis (Minn.): Bethany House 1997. 191 p.
- Geisler N. L., House H. W. The Battle for God: Responding to the Challenge of Neotheism. Grand Rapids (Mich.): Kregel Publications, 2001. 336 p.
- The Openness of God: A Biblical Challenge to the Traditional Understanding of God / Ed. C. H. Pinnock. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 1994. 202 p.
- Pinnock C. H. Systematic Theology // The Openness of God: A Biblical Challenge to the Traditional Understanding of God / Ed. C. H. Pinnock. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 1994. P. 101–125.
- Rice R. Biblical Support for a New Perspective // The Openness of God: A Biblical Challenge to the Traditional Understanding of God / Ed. C. H. Pinnock. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 1994. P. 11–58.
- Rice R. God’s Foreknowledge and Man’s Free Will. Minneapolis: Bethany House, 1985. 107 p.
- Sanders J. God as Personal // The Grace of God, the Will of Man: A Case for Arminianism / Ed. C. H. Pinnock. Grand Rapids (Mich.): Academie Books, 1989. P. 165–180.
- Sanders J. The God Who Risks: A Theology of Providence. 1st ed. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 1998. 367 p.
- Sanders J. The God Who Risks: A Theology of Providence. 2nd rev. ed. Downers Grove (Ill.): IVP Academic, 2007. 384 p.
- Sanders J., Hall C. A. Does God Have a Future?: A Debate on Divine Providence. Grand Rapids (Mich.): Baker Academic, 2003. 348 p.