Библейские цитаты и образы в поэзии Марии Шкапской

Автор: Литвинова Ольга Николаевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье впервые подробно рассматривается полный корпус библейских цитат в поэзии Марии Шкапской, включая неопубликованные рукописные тексты. Учитываются книги «Mater dolorosa» (1921), «Час вечерний (1913-1917)» (1922), «Барабан Строгого Господина» (1922), «Кровь-руда» (1922), «Земные ремесла» (1925) и поэма «Явь» (1923), а также тексты из тетрадей 1903-1907 и 1913-1920 гг., проект книги стихотворений «Вчерашнее» (1916) и подготовленное для него предисловие З. Гиппиус. Целью исследования является объяснение роли и значения библейского корпуса текстов для поэтического творчества данного автора. Ставится задача рассмотреть в хронологической последовательности все так или иначе связанные с текстами Священного Писания стихотворения Марии Шкапской, уточнив при этом основные для данного автора принципы работы с названными текстами. Указываются присущие поэзии Шкапской тематические инверсии. Выдвигается общий тезис о том, что характер обращения Шкапской к текстам Священного Писания в течение времени претерпел изменения, а само отношение к ним последовательно сдвигалось от нейтрально-спокойного к напряженному, требующему диалога. Становясь все более конфликтным и вопрошающим, цитирование Шкапской библейских текстов постепенно приобретает характер личного переживания, что явно свидетельствует о рефлексии автора в данном направлении и глубоко религиозном понимании окружающей действительности и поэтического творчества как такового.

Еще

Мария шкапская, библия, евангелие, богородица, цитата, образ, тема, канон богородичен

Короткий адрес: https://sciup.org/147227248

IDR: 147227248   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.9462

Список литературы Библейские цитаты и образы в поэзии Марии Шкапской

  • Бобель А. «Зачатный час» Марии Шкапской // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1995. № 3. С. 99—104 [Электронный ресурс]. URL: http://www.a-z.ru/women_cd1/html/preobrazh_3_1995_v.htm (12.02.2021).
  • Василик В. В. Проблема происхождения канона как гимнографического жанра: однопеснец и двупеснец — ранние стадии формирования канона: дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 195 с.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. 304 с.
  • Гаспаров М. Л. Черная пчела // Шкапская М. Черная пчела: стихи / вступ. ст. и сост. М. Л. Гаспарова // Октябрь. 1992. № 3. C. 168—171.
  • Гаспаров М. Л. Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. 416 с.
  • Литвинова О. От Маруси Андреевской к Марии Шкапской // Текст и традиция: альманах. СПб.: Росток, 2020. Т. 8. С. 137—176. (a)
  • Литвинова О. Н. Художественный образ как основа многоступенчатой композиции поэтической книги (на примере книг Марии Шкапской) // Шестой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры: сборник работ лауреатов. М.: Институт Наследия, 2020. С. 294—334 [Электронный ресурс]. URL: http://heritage-institute.ru/?post_ type=books&p=23855 (12.02.2021) (b)
  • Синельников М. Закон неумолимых библий // Шкапская М. Час вечерний. Стихи / сост. и вступ. ст. М. Синельникова. СПб.: Лимбус Пресс, 2000. С. 5—7.
  • Heldt B. Terrible Perfection. Women and Russian Literature. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1987. 174 p.
  • Heldt В. Motherhood in a Cold Climate: The Poetry and Career of Maria Shkapskaya // The Russian Review. Vol. 51. No. 2 (1992.04.01). Pp. 160—171.
  • Heldt В. Motherhood in a Cold Climate: The Poetry and Career of Maria Shkapskaya // Sexuality and the Body in Russian Culture / Ed. by J. T. Costlow, St. Sandier and J. Vowles. Stanford: Stanford University Press, 1993. Pp. 237—254.
Еще
Статья научная