Библиотечно-информационная политика как сфера научных интересов ИФЛА
Автор: Мутьев Виктор алексеевиЧ.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 5 (61), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы разработки и реализации библиотечной и информационной политики ИФЛА - ведущей организации, представляющей интересы библиотек и пользователей на национальном и региональном уровнях. Приводятся результаты исследования по использованию терминов «информационная политика» и «библиотечная политика» в статьях, опубликованных на страницах издания этой организации «Журнал ИФЛА» (2003-2013). Отражён процесс институционализации проблемы, связанной с разработкой и реализацией библиотечной и информационной политики в библиотечно-информационной сфере. Выявлены основные направления деятельности специальной группы «Библиотечная и информационная политика», созданной в рамках ИФЛА. Акцент сделан на следующих направлениях деятельности: поиск совместных решений по формированию политики в условиях быстро меняющегося мира; обмен опытом по вопросам разработки политики на национальном уровне в разных странах.
Ифла, библиотечная политика, информационная политика, национальная политика, региональная политика, международные программы
Короткий адрес: https://sciup.org/14489836
IDR: 14489836
Текст научной статьи Библиотечно-информационная политика как сфера научных интересов ИФЛА
-
V. A. Mut'ev
St. Petersburg State University of culture and arts, ministry of culture of the Russian Federation (minkultury), dvortsovaya naberezhnaya, 2, St. Petersburg, Russian Federation, 91186
liBRaRy and inFoRmaTion Policy aSa SPheRe oF ScienTiFic inTeReSTS iFla
в условиях перехода от информационного общества к обществу знаний особое значение приобретает проблема разработки национальной политики в библиотечно-информационной сфере. данная проблема, как и отдельные аспекты библиотечной по- литики, на протяжении многих лет находится в поле зрения отечественных специалистов [1—5, 7—8].
формирование политики в библиотечноинформационной сфере находится также в центре внимания международных орга- мутьев виктор алексеевич — аспирант кафедры библиотековедения и теории чтения санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств
mUT'ev vicToR aleKSeevich — doctoral student of department of library science and theory of reading, St. Petersburg State University of culture and arts
низаций, в частности международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (international Federation of library associations and institutions (iFla)) — неправительственной организации, в состав которой входят примерно 150 стран и целью которой является развитие международного сотрудничества библиотек и информационных служб, поддержка научных исследований в области библиотечной науки, поиск механизмов повышения уровня обслуживания населения и др. наша страна принимает участие в работе ифла с 1959 года, распространение сведений о её деятельности проводит русскоязычный Центр ифла, созданный в 1997 году в ргБ.
первоначальные идеи ифла о библиотечной политике восходят к стремлению разработать политику отдельных библиотек и систем библиотечно-информационных учреждений. однако уже в 70-е годы ХХ века ифла и Юнеско предприняли шаги по созданию национальных информационных систем naTiS (national information Systems) и международной системы передачи научной информации UniSiST (UneSco's World Scientific information Programme). наибольший вклад ифла внесла в реализацию программы UniSiST — за счёт поддержки двух программ: программы универсального библиографического учёта UBc (Universal bibliographic control) по созданию и обмену библиографическими записями на международном уровне и программы всеобщей доступности изданий UaP (Universal availability of publications), зафиксированных в печатной форме и предназначенных для всеобщего пользования.
в 90-е годы ХХ века в связи с активизацией распространения информационнокомпьютерных технологий (икт) интерес ифла к проблеме формирования политики в библиотечно-информационной сфере возрастает. в 1996—1997 годы ифла инициировала исследование на основе метода анкетирования с целью выявления стран, разрабатывающих национальную информацион- ную политику или имеющих национальные стратегии по развитию информационных технологий [9]. анкета была разослана в национальные библиотеки и профессиональные ассоциации 135 стран-членов ифла. возврат анкет составил 40,7%. из 55 полученных анкет было выявлено, что 34 страны имеют национальную информационную политику или национальную стратегию по развитию информационных технологий; 10 стран отметили, что данная проблема находится в стадии обсуждения; 11 стран указали, что разработка национальной политики не рассматривается в качестве первоочередной. недостаточная разработанность методологического инструментария (в частности, смешение в анкете понятий «национальная информационная политика» и «национальная стратегия по развитию информационных технологий»), низкий уровень возврата анкет дали высокую степень погрешности интерпретации полученных в ходе анкетирования данных, что не позволило сделать выводы обо всех странах-членах ифла. однако очевидно, что уже в те годы проблема разработки национальной политики рассматривалась многими странами как актуальная. отмечалась первоочередная роль государства (законодательные акты, разработка национальных проектов и программ), национальных библиотек и библиотечного сообщества в её разработке. в анкетах определялась роль библиотек в качестве важнейшего элемента национальной политики; определялась необходимость выявления механизмов внедрения политики в странах с различным социально-экономическим и культурным уровнем развития. но исследование не позволило сформулировать определение понятия национальной политики в библиотечно-информационной сфере; не были предложены подходы к её разработке.
дальнейшее изучение данной темы выявило понимание специалистами включённости библиотечной и информационной политики в государственную политику. в связи с этим ифла инициировала дискуссии на тему соотношения национальной политики в библиотечно-информационной сфере с экономической, образовательной, культурной, технологической, книгоиздательской и др. политикой государства. в результате были сделаны важные выводы о том, что национальная политика в библиотечно-информационной сфере должна разрабатываться совместными усилиями органов государственной власти, библиотечно-информационного и сопредельных по отношению к нему сообществ.
в конце ХХ — начале XXi века человечество вступило в эпоху глобализации, сопровождающуюся трансформацией мирового социального, экономического и культурного пространства в единую взаимозависимую и взаимообусловленную систему. информационно-компьютерные технологии, обеспечившие возможности оперативного получения информации, внесли значительные изменения в направления социального развития, способствовали становлению информационного общества, а позже создали условия для его перехода в общество знаний. именно в этот период Юнеско издаёт ряд документов (Женевская декларация принципов; Женевский план действий, тунисское обязательство; тунисская программа для информационного общества и др.), которые позволили начать рассмотрение вопросов её разработки, а исландия уже приобрела некоторый национальный опыт её формирования [6]. в этих условиях интерес ифла к вопросам политики в библиотечно-информационной сфере смещается с рассмотрения проблемы национальной политики к определению подходов к разработке европейской политики. в 2009 году европейское бюро библиотечных, информационных и документных ассоциаций (The european Bureau of library, information and documentation associations) и официальное ведомство национальных органов управления публичными библиотеками в европе (national authorities on Public libraries in europe) провели конфе- ренцию, на которой обсуждались основные подходы к формированию европейской библиотечной и информационной политики. Было отмечено, что библиотека является неотъемлемым элементом становления и развития национальных и европейских библиотечно-информационных систем. в 2011 году д. лайтнер, президент европейского бюро библиотечных, информационных и документных ассоциаций, выступая на заседании ифла, признал отсутствие европейской политики в библиотечноинформационной сфере, подчеркнув, что необходимость её разработки, тем не менее, всё более осознаётся европейским сообществом как неотложная задача [9].
в рамках ифла идёт процесс институционализации решения данной проблемы: в 2012 году была создана группа «национальная информационная и библиотечная политика». ранее вопросы национальной политики рассматривались другими секциями ифла. Целями группы стали разработка практических подходов по формированию национальной библиотечной и информационной политики, организация обмена опытом в этой области; создание базовой модели библиотечной и информационной политики на национальном уровне и др. [9]. создание данной группы было в высшей степени своевременным, тем более что в 2010 году вышло издание «национальная информационная политика: базовая модель», подготовленное в рамках программы Юнеско «информация для всех» [6]. в 2012 году группа провела конференцию с участием представителей великобритании, франции, Южной кореи, новой зеландии и других стран, которая была посвящена рассмотрению различных аспектов национальной политики на национальном уровне: ведущая роль государства и библиотек в информационном обществе и в обществе знаний; библиотека как агент преодоления цифрового разрыва; сохранение электронной информации; библиотечный и архивный цифровой контент и др.
представляется, что в ифла до сих пор не решён вопрос относительно того, о какой — информационной или библиотечной политике — следует вести речь, что, безусловно, препятствует поиску научных подходов к её разработке. в связи с этим мы провели исследование, пользуясь методом контент-анализа, по изучению содержания 463 текстов (359 статей, 62 отчётных доклада на конференциях, «круглых столах» и президентских встречах; 42 обзора текущих событий), опубликованных в «iFla Journal» (2003—2013). точкой отсчёта был определён 2003 год, так как именно с этого года стали активно появляться статьи, посвящённые формированию национальной информационной политики, а не только политики отдельных библиотек и библиотечно-информационных систем. в ходе исследования мы установили, что в журнале авторы более 20 стран применительно к национальной информационной политике широко используют термины «библиотечная политика» и «информационная политика». при этом различные аспекты политики отражаются в статьях, посвящённых преимущественно рассмотрению следующих проблем: социальное значение чтения; информационная грамотность; доступность и открытость информационных и медиаресурсов; библиотечно-информационные фонды, обслуживание и услуги; авторское право, оцифровка информации, архивация цифрового контента, библиотечно-информационное образование и профессия и др. анализ содержания понятий «библиотечная политика» и «информационная политика» позволили выявить совокупность их существенных признаков (государство, библиотека, законодательное обеспечение, государственные программы, икт, интеллектуальная собственность, открытость, доступность информационных ресурсов, авторское право и др.). установлено, что не существует общепринятого значения данных понятий ни в рамках отдельных стран, ни в рамках стран-членов ифла; что изучаемые понятия являются сравнимыми, совместимыми и пересекающимися, так как их объёмы частично совпадают, но не равнозначными; что существует интенсиональность понятий, то есть содержание каждого из них специалисты объясняют через полное или частичное отождествление их друг с другом. использование обоих понятий, с одной стороны, свидетельствует о диверсификации социальноэкономических, культурных особенностей регионов, в том числе библиотечно-информационных, а другой — об осторожности их использования в связи с дискуссионно-стью вопросов, связанных с политикой в библиотечно-информационной сфере. однако возрастание употребления обоих терминов, стремление дать им определение через наиболее значимые признаки говорят о том, что библиотечное сообщество осознаёт значимость более активного поиска научных и практических подходов к формированию политики с учётом особенностей каждой страны.
многоаспектные проблемы формирования национальной политики в библиотечно-информационной сфере ифла рассматривает в сотрудничестве с международными (Юнеско и др.), региональными и национальными организациями, что является гарантом их профессионального и успешного решения.
Список литературы Библиотечно-информационная политика как сфера научных интересов ИФЛА
- Багрова И.Ю. Национальная информационная политика: цели, содержание и механизмы реализации//Мир библиотек. 1994. Вып. 2. С. 18-47.
- Басов С.А. Библиотечная общественность и государство: теория и практика сотрудничества//Научные и технические библиотеки. 2012. № 1. С. 63-75.
- Варганова Г.В. Научно-исследовательская работа в библиотечно-информационной отрасли США: дис. на соиск. уч. ст. доктора педагогических наук: 05.25.03/Варганова Галина Владимировна. Санкт-Петербург, 2003. 446 с.
- Карташов Н.С. Региональное библиотековедение: научно-практическое пособие. Москва: Либерея, 2004. 224 с.
- Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России в переходный период: формирование и реализация: дис. на соиск. уч. ст. кандидата педагогических наук: 05.25.03/Кузьмин Евгений Иванович. Москва, 2001. 239 с.
- Национальная информационная политика: базовая модель/ЮНЕСКО. Париж; Москва, 2010. 172 с.
- Соколов А.В. Ретроспектива -80: в 3 томах. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2014. Т. 3.
- Фирсов В.Р. Регулирование деятельности библиотек на основе законодательства в области библиотечного дела: дис. на соиск. уч. ст. доктора педагогических наук: 05.25.03/Фирсов Владимир Руфинович. Санкт-Петербург, 2000. 362 с.
- The International Federation of Library Associations and Institutions/IFLA. URL: http://www.ifla.org/(дата обращения: 15.04.2014).