Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши»)

Автор: Шоронова Ольга Николаевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 5, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению влияния биографического фактора на создание культурной идентичности на примере цикла рассказов Сергея Довлатова «Наши». В работе отмечается, что биография конкретных героев находит отражение в культуре целой страны. Биографический метод не только играет значимую роль при анализе художественного произведения, но и является важным средством создания национальной самоидентичности. В результате исследования автор приходит к выводу о взаимовлиянии человека и национальной культуры.

Биографический метод, биографический фактор, культура, культурная идентичность, национальная самоидентичность, культурный тип, с. довлатов

Короткий адрес: https://sciup.org/14940929

IDR: 14940929

Текст научной статьи Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши»)

Культура – широкое понятие, отражающее внутренний, духовный мир человека в частности и народа в целом. Литература как одна из составляющих культуры является важнейшим средством изучения культуры, личности, мировоззрения, менталитета. Особую роль в процессе анализа культуры через литературу занимает биографический метод.

Биографический метод – один из первых научных способов изучения литературы. В биографическом методе биография, личность писателя и образ героев рассматриваются как определяющие моменты творчества. На наш взгляд, благодаря данному методу можно говорить о культурной идентичности.

Культурная идентичность – это уникальный для каждого человека комплекс полученных из разных источников культурных элементов и сущностей, с которыми он себя идентифицирует. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек.

В статье рассмотрим влияние биографического фактора на создание культурной идентичности на примере цикла рассказов Сергея Довлатова «Наши».

Сергей Донатович Довлатов – один из наиболее популярных современных писателей во всем мире. Его произведения – это отражение его жизни, произошедших событий и реальных людей. Культурно-художественный мир Довлатова реален, складывается из жизненных ситуаций, возникающих под влиянием политических, экономических, личных и других проблем. В основе произведений Сергея Довлатова лежат факты и события из его собственной жизни: «Зона» – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии, «Компромисс» – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом, «Заповедник» – повествование об опыте работы экскурсоводом в Пушкинских Горах, «Наши» – семейный эпос Довлатовых, «Чемодан» – книга о вывезенных за границу вещах, напоминавших о ленинградской юности.

Проанализировав несколько произведений Довлатова, отметим темы, которые объединяют его литературные труды: эмиграция, свобода, судьба, любовь, патриотизм, семья. Все означенные темы отражают реалии жизни человека, народа, формируя тем самым культурную идентичность. Проблемы, затрагиваемые в произведениях Сергея Довлатова, не только идентифицируют конкретного человека, но и объединяют персонажей в определенные культурные типы.

Особенно наглядно это проявляется в сборнике рассказов «Наши». Он состоит из двенадцати глав, объединенных в общий цикл с кратким заключением. Изначально тексты, позднее вошедшие в данный сборник, были написаны и опубликованы как отдельные рассказы. Главные герои этих рассказов – родственники Довлатова, у каждого из которых своя судьба, жизненная история и испытания. Темы, затронутые в этом сборнике рассказов, актуальны, жизненны и вечны.

Повествование в сборнике рассказов «Наши» начинается со старшего поколения. В первой главе с юмором и иронией описывается жизненный путь деда Исаака по отцовской линии. Этот огромного роста и силы человек вел легкую, бесшабашную жизнь, совершая безрассудные, нелепые поступки: «Через год они выпили лавку и съели закусочную» [1, c. 1]; «Однажды дед подорвал репутацию американской фирмы… Мой прогрессивный дед отправился в торговый центр… Американская фирма демонстрирует новинку (раскладушку)… – “Желаете ощутить?!” – “Желаю”, – сказал мой дед. Он, не расшнуровывая, стащил ботинки и улегся. Раздался треск, запели пружины. Дед оказался на полу» [2, c. 3]; «Как-то раз в Щербаковом переулке ему нагрубил водитель грузовика. Вроде бы обозвал жидовской мордой. Дед ухватился за борт. Остановил полуторку. Поднял грузовик за бампер. Развернул его поперек дороги» [3, c. 5].

Во второй главе читатель знакомится с другим представителем старшего поколения – дедом Степаном по материнской линии. Он описан следующим образом: красивый, высокий, элегантный, гордый, зажиточный, но в то же время суровый, грубый, раздражительный, ведет себя как тиран и мизантроп. Довлатов характеризует его, используя элементы иронии: «Один из поединков моего деда с Богом закончился вничью. В Тифлисе ожидали землетрясения… Жители Тифлиса покинули свои квартиры, захватив ценные вещи… И лишь в одном из домов Тбилиси горел яркий свет… в кабинете моего деда… Нашего дома больше не существовало. Вместо него бабка увидела запорошенную пылью груду кирпичей и досок. Посреди руин сидел в глубоком кресле мой дед. Он дремал. На коленях его лежала газета. У ног стояла бутылка вина» [4, c. 8–9].

Интересно заметить, что, несмотря на такие разные образы мужчин, их жены очень похожи: молчаливые, покорные, верные, любящие, преданные. Осмелимся предположить, что Довлатов намеренно опускает описание женских образов старшего поколения. Связано это с тем, что автору важно показать не внешний облик женских героев, а их богатый внутренний мир. На протяжении всего повествования прослеживаются их поступки, действия и мотивы их совершения. Довлатову не важна внешность, так как он рисует собирательный женский образ.

В третьей и четвертой главах Довлатов описывает жизненные пути своих дядей – Романа и Леопольда. Жизненные истории этих людей похожи, даже их характеры имеют схожие черты. И Роман, и Леопольд – личности неординарные, любят гулять, кутить, развлекаться, обладают чувством юмора, не зависят от чужого мнения, не привязаны к семье, хотя у обоих есть дети.

Дядю Романа Довлатов иронично изображает невеждой: «На вопрос, кто его любимый писатель, дядя быстро отвечал: – Мартин Иден» [5, c. 16].

Дядя Леопольд не был похож на своих братьев Доната и Михаила: «Младший, Леопольд, с детства шел иным, более надежным путем. Леопольд рос аферистом» [6, c. 24]. К своим зрелым годам Леопольд стал достаточно богатым, обеспеченным человеком, жил за границей и вел свободную, легкую жизнь: «Свою бедность Леопольд изображал так: “Мои дома нуждаются в ремонте. Автомобильный парк не обновлялся четыре года…”» [7, c. 28].

В пятой главе перед нами предстает женский образ тетки Мары. Она была редактором, начав карьеру простой типографской работницей. В силу своего общения со многими писателями знала много интересных и смешных историй, сама обладала чувством юмора, писала небольшие стихи, которые, по мнению Довлатова, были «неуклюжими».

Муж Мары Арон, полная ее противоположность, описан в шестой главе сборника. Довлатов отмечает: «Биография теткиного мужа Арона полностью отражает историю нашего государства» [8, c. 45]. Автор с сарказмом отзывается о политических «предпочтениях» дяди Арона, указывая на то, что этот человек, как и многие люди, мог любить и уважать любого правителя, подчиняться ему, поддерживать его идеи: «Сталина мой дядя обожал… Затем он полюбил Маленкова… Когда Маленкова сняли, он полюбил Булганина… Затем он полюбил Хрущева. А когда Хрущева сняли, мой дядя утратил любовь. Ему надоело зря расходовать свои чувства. Он решил полюбить Ленина» [9, c. 46]. Однако в таком поведении и отношении можно увидеть патриотизм и желание найти того, кому можно верить и доверять в трудное для страны время.

В последующих двух главах в качестве главных героев выступают отец и мать Сергея Довлатова. Показав в начале сборника семьи, в которых родились и выросли родители, он изображает их на контрасте друг с другом: «Мать глубоко презирала Сталина… Отец мой, напротив, испытывал почтение к вождю» [10, c. 53]; «Отец был поставщиком каламбуров и шуток. Мать обладала чувством юмора» [11, c. 73]; «Как все легкомысленные мужчины, отец был добродушным человеком. Мать – невоздержанным и резким» [12].

Девятая глава посвящена жизни двоюродного брата Бориса, которого всегда ставили в пример Сергею: «Мой брат рос красивым подростком западноевропейского типа. У него были светлые глаза и темные курчавые волосы. Он напоминал юных героев прогрессивного итальянского кино. Это был показательный советский мальчик. Пионер, отличник, футболист и собиратель металлического лома. Он вел дневник, куда записывал мудрые изречения» [13, c. 82]. Он сделал хорошую карьеру, стал уважаемым человеком, однако в его жизни было много проступков, катастроф, которые привели его в тюрьму, где он, стоит заметить, также поднимался по карьерной лестнице. После очередного заключения Довлатов пишет: «Я думаю, он мог жить только в неволе. На свободе он распускался и даже заболевал» [14, c. 108].

В одиннадцатой и двенадцатой главах Довлатов рассказывает о своей жене Лене и дочке Кате. С женой они познакомились при очень странных обстоятельствах, любви, как они сами утверждают, не было, жили они «на грани развода», а потом и окончательно разошлись, не вмешивались в дела друг друга – одним словом, назвать их типичной семьей невозможно. Дочка, как последний на тот момент представитель семейства, о котором идет речь, завершает повествование, произнося многозначительную фразу, представляющую собой риторический вопрос: «Тебя, наконец, печатают. А что изменилось?» [15, c. 146].

Таково семейство Довлатовых – от старшего к младшему, таков реальный мир писателя в окружении красивых подростков, неудачников-взрослых, честных бедняков, успешных аферистов, верных жен, преданных друзей, сумасшедших гениев, лицемерных театралов, грубых редакторов. Это не вымышленный мир, не придуманный рассказ, это культура целой страны. О взаимовлиянии человека и национальной культуры, о формировании национальной идентичности рассуждают многие культурологи и философы [16, с. 293].

Подробное описание образов литературных героев позволяет воссоздать реальную картину жизни каждого человека, проследить вехи жизненного пути, которые формируют культуру и создают целостность. Литературные герои – это реальные люди, эпизоды частной жизни – это совокупность культурного наследия страны, образы – это определенные культурные типы.

На наш взгляд, в ходе анализа данного произведения можно идентифицировать следующие культурные типы:

  • 1)    эпический герой (мужчины старшего поколения),

  • 2)    молчаливо деятельная женщина,

  • 3)    непризнанный гений,

  • 4)    неудачник.

Отличительными чертами каждого из этих типов можно назвать следующие:

  • 1)    эпический герой – мужественность, смелость, отважность, бесстрашие, суровость, справедливость, ум, рассудительность;

  • 2)    молчаливо деятельная женщина – покорность, ум, спокойствие, жизнелюбие, сила духа;

  • 3)    непризнанный гений – легкомысленность, творчество, талантливость, добродушие, непрозорливость;

  • 4)    неудачник – слабость, доверчивость, бездеятельность.

Таким образом, мы рассмотрели, как биография отдельного человека идентифицирует культуру народа, наследуя определенные черты и объединяя людей в конкретные культурные типы. Изучение культурных типов на основе литературных произведений является актуальным в современной науке, что и определяет новизну и значимость данной статьи.

Ссылки:

  • 1.    Довлатов С.Д. Наши. Энн-Арбор, 1983.

  • 2.    Там же. С. 3.

  • 3.    Там же. С. 5.

  • 4.    Там же. С. 8–9.

  • 5.    Там же. С. 16.

  • 6.    Там же. С. 24.

  • 7.    Там же. С. 28.

  • 8.    Там же. С. 45.

  • 9.    Там же. С. 46.

  • 10.    Там же. С. 53.

  • 11.    Там же. С. 73.

  • 12.    Там же.

  • 13.    Там же. С. 82.

  • 14.    Там же. С. 108.

  • 15.    Там же. С. 146.

  • 16.    Набилкина Л.Н. Культурологический образ города в отечественной и зарубежной критике // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 290–294.

Список литературы Биографический фактор как средство создания культурной идентичности (на примере цикла рассказов С. Довлатова «Наши»)

  • Набилкина Л.Н. Культурологический образ города в отечественной и зарубежной критике//Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 290-294
Статья научная