Богословие истории в свете христианского персонализма у архимандрита Софрония (Сахарова)

Бесплатный доступ

Статья посвящена богословскому осмыслению истории в трудах одного из выдающихся богословов XX столетия - схиархимандрита Софрония (Сахарова). Являясь одновременно продолжателем таких весьма разных и во-многом даже полярных друг другу богословов, как В. Н. Лосский и протоиерей Сергий Булгаков, архим. Софроний творчески усваивает ценные компоненты их наследия, формируя свой, глубоко оригинальный взгляд на отношения Бога и человека в истории. В центре его внимания стоит всецело христоподобный путь Церкви - путь, имеющий два взаимонаправленных внутренних вектора своего развития - нисхождения к миру и восхождения к Богу, кенозиса и теозиса. Этот путь, внутренне амбивалентный, составляет стержень всего исторического процесса, соучаствует в истории делу Самого Христа. Он совершается в двух масштабах - «малой» и «великой» истории. Между «малым» и «великим», персоной и Церковью, персоной и человечеством, существует типологическое родство - их истории представляют собой единый процесс, характеризуемый взаимообусловленностью этих движущих сил. Более того, в такой богословской системе архим. Софрония оказываются тесно связаны и взаимно соотнесены: Святая Троица, Христос, Церковь и всё человечество. По своему значению богословие истории архим. Софрония (Сахарова) может быть признано одним из наиболее важных и разработанных вкладов XX века в данную область богословской мысли.

Еще

Богословие истории, теология истории, христианский персонализм, схиархимандрит софроний (сахаров), церковь, персона, лицо, ипостась, историческое развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/140294936

IDR: 140294936   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2022_3_23

Список литературы Богословие истории в свете христианского персонализма у архимандрита Софрония (Сахарова)

  • Василий (Кривошеин), архиеп. Кафоличность и структуры Церкви (Некоторые мысли в связи с вступительным докладом проф. С. С. Верховского) // Его же. Богословские труды. Нижний Новгород, 2011. С. 587-599.
  • Григорий Палама, свт. Омилия 5 // Его же. Омилии: в 3 ч. Ч.1. М.: Паломник, 1993. (Репринт: Монреаль, 1965.) С. 57-66.
  • Ерм, св. Пастырь // Писания мужей апостольских. М.: Изд. Совет РПЦ, 2003. С. 222-309.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. М.: Св.-Филаретовский Православно-христианский институт, 2006. 280 с.
  • Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Рипол классик, 2021. 410 с.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Метод. СПб.: Изд-во СПбДА, 2021. 280 с.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 656 с.
  • Легеев М., свящ. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского: путь свободы, драмы и подвига // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 43-65.
  • Легеев М., свящ. Малая священная история отдельного человека как экклезио-логическая модель // Христианское чтение. 2016. № 3. С. 88-99.
  • Легеев М., свящ. Попытка «эйнштейновского переворота» в православной мысли. История и эсхатология в богословской системе митрополита Иоанна (Зи-зиуласа) // Христианское чтение. 2022. № 1. С. 86-105.
  • Легеев М., свящ. Предание и антипредание // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 44-54.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви. Экклесиология. М.: Издат. Совет. РПЦ, 2005. 288 с.
  • Каллист (Уэр), митр. Православная Церковь. М.: Изд-во ББИ, 2012. 376 с.
  • Лосский В. Н. Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) // Его же. Боговидение. Минск: Харвест, 2007. С. 458-468.
  • Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви // Его же. Боговидение. Минск: Харвест, 2007. С. 448-458.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Его же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад.: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. С. 5-292.
  • Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. Собрание I. Святая Гора Афон-М., 2015. XIX, 734 с.
  • Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. М.: Сибирская бла-гозвонница — Нижегородская ДС, 2019. 974 с.
  • Максим Исповедник, прп. Мистагогия // Его же. Творения: в 2 т. Т.1. М.: Мартис, 1993. С. 154-184.
  • Максим Исповедник, прп. Письма. СПб.: Изд-во РХГА, 2007. 285 с.
  • Мейендорф И., протопр. Единство Церкви и единство человечества // Его же. Живое Предание. М.: Паломник, 2004. С. 205-236.
  • Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 34 // Его же. Творения: в 3 т. Т. 3. Божественные гимны. Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2017. С. 242-249.
  • Софроний (Сахаров), архим. Аз есмь. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергие-ва Лавра — М-рь св. Иоанна Предтечи, 2017. 168 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М.: Путем зерна, 2000. 256 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы: в 2 т. Т. 1. Эссекс-М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь — Паломник, 2003. 384 с.; Т. 2. Эссекс-М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь — Паломник, 2007. 336 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. О молитве. Эссекс-М.: Свято-Иоанно-Предтеченский Монастырь — Русский путь, 2002. 224 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. М. - Эссекс: Паломник — Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 288 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Баль-фуру). Эссекс-М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь — Паломник, 2002. 368 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. 465 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. Эссекс-М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь — Паломник, 2000. 224 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. М. - Эссекс: Свято-Троицкая Сергиева Лавра — Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. 272 с.
Еще
Статья научная