Болонский процесс в системе образования России: стратегии вестернизации
Автор: Тетюшкина Светлана Александровна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению вопросов развития российского образования в условиях его модернизации. Выявлены предпосылки реализации в России образовательной стратегии в рамках Болонского процесса через призму вестернизации. Болонский процесс характеризуется как один из аспектов и средств вестернизации. Выделены субъекты Болонского процесса, а также три наиболее значимых и последовательных уровня вестернизации российской образовательной сферы: заимствование, глубинная перестройка, унификация.
Болонский процесс, вестернизация, образовательные программы, заимствование, запад
Короткий адрес: https://sciup.org/14113670
IDR: 14113670
Текст научной статьи Болонский процесс в системе образования России: стратегии вестернизации
Образовательная сфера является не только основополагающим компонентом организации человеческого сообщества, но и напрямую способствует формированию умений и навыков, необходимых для реализации в профессиональной сфере. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретают вопросы, связанные с реализацией прохождений Болонского процесса, и, в частности, переход высшей школы на двухуровневую систему.
Целью данной статьи является выявление предпосылок реализации в России образовательной стратегии в рамках Болонского процесса через призму вестернизации.
Болонский процесс, официально начавшийся с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 года, является поворотным пунктом в развитии высшей школы и ведет к формированию единого европейского пространства высшего образования.
Подписав Болонскую декларацию в Берлине в 2003 году, Россия приняла на себя обязательства по внедрению ее основных ин- струментов и принципов. Это привело к реформам в высшей школе, которые изменили традиционную российскую образовательную систему.
Наиболее заметную динамику развития уровневое образование в России получило после принятия 9 декабря 2004 года Программы «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», где было указано, что важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования в России является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата. Тогда же был определен комплекс мер по реализации заявленных приоритетов. Одной из таких мер стало формирование законопроекта об уровневом высшем профессиональном образовании в Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон был своевременно принят в октябре 2007 года [1].
До принятия закона о двухуровневой системе образования в структуре приема и вы- пуска высшего профессионального образования приоритетным был прием специалистов, осуществляющийся по 507 программам, бакалавриат реализовывался в соответствии со 113 программами, магистратура — в соответствии со 112 программами [2]. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения основные образовательные программы были унифицированы: специалитет составил 107 программ, бакалавриат — 154, а магистратура — 163 программы.
С изменением количественного состава образовательных программ высшего профессионального образования претерпевает трансформацию и качественное содержание. В частности, появляется новый для российской образовательной сферы расчет трудоемкости, широко принятый в зарубежных странах, который выражается в зачетных единицах.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что реализация болонских принципов кардинально изменила традиционную российскую образовательную систему. Предпосылками ориентации на западную систему высшего образования явились интенсификация процесса вестернизации в России во многих сферах жизнедеятельности.
В социальной философии, социологии и культурологии термину «вестернизация» дается ряд определений [3], которые характеризуют в общем виде данное явление как процесс заимствования традиционными обществами западных структур, технологий производства, культурных норм и образа жизни, ведущих к постепенной переориентации вестернизируемых обществ на западное социокультурное развитие. Основываясь на данном определении, вестернизацию можно рассматривать как одну из форм социокультурного проникновения, происходящую посредством заимствования и/или внедрения западных элементов. Исходя из данного положения, Болонский процесс можно охарактеризовать как один из аспектов и средств вестернизации, а также выделить три наиболее значимых и последовательных уровня вестернизации российской образовательной сферы.
-
1. Вестернизация представляет собой процесс заимствования .
Заимствование в данном контексте можно определить как преемственность и распро- странение элементов и стандартов западной цивилизации.
Можно выделить следующие причины заимствования:
-
— заимствование как прямое подражание, когда одна из цивилизаций пользуется большим престижем и авторитетом, имея более высокое совершенствование каких-либо видов деятельности;
-
— заимствование как удовлетворение потребностей, которые не могут быть удовлетворены имеющимися у страны ресурсами;
-
— заимствование как источник развития в новых условиях сфер жизнедеятельности общества;
-
— заимствование как результат культурного взаимообогащения;
-
— заимствование как источник установления межэтнического контакта;
-
— заимствование как шанс самосохранения общества и т. д.
-
2. З аимствования западных элементов в процессе вестернизации из одной сферы жизнедеятельности неизбежно ведут к восприятию и распространению целого комплекса норм и стандартов .
-
3. Процесс вестернизации предполагает в конечном итоге унификацию сфер жизнедеятельности обществ по западным образцам и моделям .
В контексте Болонского процесса в России данный процесс четко прослеживается в переходе на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки специалистов в системе высшего образования, которая представляет собой абсолютно новую систему управления обучением, состоящую из бакалавриата и магистратуры. Данное новшество, введенное в соответствии с русским изложением международных нормативно-правовых документов Болонского процесса (в частности, совместное заявление европейских министров образования в г. Болонья 19 июня 1999 года на основании принципов, согласно которым страны, подписавшие Болонскую декларацию, должны принять обязательства, одним из которых является «принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — достепенного и послестепенно-го образования» [4]), является явным заимствованием у Запада, так как «достепенное» (1 цикл) и «послестепенное» (2 цикл) обучение предполагает в нашей традиционной системе образования обучение по специальности (1 цикл) и в аспирантуре (2 цикл).
Заимствование двухуровневой системы неизбежно приведет российское общество к необходимости обучения новых специалистов, качественно отличающихся новым набором компетенций. Отсюда целесообразно возникает вопрос о готовности к такому переходу профессорско-преподавательского со- става российских вузов и системы управления российским образованием в целом.
Полноценный переход на двухуровневую систему для российских вузов — процедура длительная, ответственная, предполагающая траекторию развития, кардинально отличную от национального пути, и очевидно, что не все образовательные учреждения смогут сразу полноценно и качественно включиться в Болонский процесс. Одной из наиболее значимых причин этого являются различия в ментальной среде, а также исторического пути России и Запада. Чужеродные новшества, несомненно, трудны для понимания российским обществом, а также губительны для национальной образовательной системы, так как новые, внедренные и адаптированные элементы, впоследствии складывающиеся в структуры и системы, радикально видоизменяют устойчивые (традиционные) нравственные основы общественного сознания и поведения общества.
По мнению отечественного исследователя А. А. Зиновьева, сущность вестернизации (западнизации) заключается не просто во влиянии Запада на незападные страны, которое состоит в заимствовании отдельных явлений западного образа жизни или в использовании западных ценностей, а в глубинной перестройке систем управления, социальных организаций и основ жизни этих стран [5, с. 298—299].
И действительно, масштаб целей Болонского процесса требует реорганизации в сфере образования, разработки законов и стратегических документов нового поколения, что повлечет за собой, в свою очередь, трансформацию политического, экономического и правового уровней.
В данном контексте унификацию можно охарактеризовать как процесс установления единообразия, основными компонентами которого являются элементы, заимствованные от Западной цивилизации.
Унификация образовательных программ, степеней и сроков обучения может способствовать выбору будущих российских специалистов западных образовательных учреждений, что впоследствии приведет не только к финансовому оттоку из страны, но и к тому, что российские студенты в процессе обучения могут стать носителями западных духовнонравственных ориентиров.
Исходя из вышеизложенных положений, можно обозначить два наиболее существенных аспекта организации высших учебных заведений, которые подвергаются значительной модификации в процессе вестернизации образования.
Во-первых, преобразование и полное обновление содержания образовательных программ в связи с их интеграцией. Введение двухуровневой системы в России структурно трансформирует традиционно принятые уровни образования, преобразуя тем самым специалитет в бакалавриат, при этом число образовательных программ по направлению подготовки магистратуры значительно увеличивается. Данная модификация влечет за собой не только изменение в содержании образовательных программ, но главным образом меняет подход к регламентированным процедурам проектирования и структурирования программ.
Во-вторых, модернизация образования предполагает наличие квалифицированного кадрового состава. Академические ресурсы являются одной из главных основ высшего образования. Ответственность за принятие болонской стратегии и качественный переход на новые стандарты должны осуществляться специалистами не только на административном уровне, но и квалифицированным профессорско-преподавательским составом, на который возлагается как реализация самого процесса обучения, так и его учебно-методическое обеспечение. Реализация данного направления потребует консолидации академических ресурсов и оказания поддержки в разработке интегрированных учебных программ.
Рассматривая Болонский процесс как один из механизмов вестернизации, имеет смысл обозначить его субъект.
Отечественный социолог и экономист В. Л. Иноземцев подчеркивает, что процесс вестернизации не может утверждать равенства и есть четкое разделение между «веду- щим», управляющим из единого центра на основе единых принципов, и «ведомым», подчиняющимся этим принципам [6, с. 60].
Исходя из данной дифференциации, субъектом вестернизации можно определить лицо или группу лиц, заинтересованных в осуществлении концепции уподобления Западу и в сохранении собственного превосходства, тем самым претендуя на самостоятельное определение вектора развития в мировом пространстве.
В зависимости от целей и задач исполнения субъект вестернизации может быть рассмотрен на двух уровнях.
Субъектом вестернизации первого уровня является определенная совокупность общностей, организаций, объединений западных стран, являющихся негласными генераторами, «идейными вдохновителями», непосредственными инициаторами вестернизации, задающих стандарты развития и жизнедеятельности других народов и пытающихся расширить на них свое политическое, экономическое, духовное влияние.
Субъектом вестернизации второго уровня выступают деятели ряда как западных, так и незападных обществ, дружественных «центру» по идеологии и убеждениям, разделяющие миссионерские взгляды ликвидации отсталости малоразвитых стран через распространение западной модели развития, а также лица, заинтересованные в самом процессе вестернизации, модераторы, которые являются её прямыми пропагандистами, распространителями и исполнителями.
В рамках рассматриваемой проблемы субъектом Болонского процесса выступают субъекты образовательной политики, которые на основе накопленного и апробированного социокультурного опыта формируют специфические модели интеграции высшего образования по европейским стандартам в мировом сообществе.
Субъектом Болонского процесса первого уровня являются инициаторы, координаторы действий и осуществления Болонского процесса: министры стран — участниц Болонского процесса (47 стран), Европейская комиссия, Европейский совет (Council of Europe), Европейский центр высшего образования (UNESCO-CEPES), Европейская ассоциация университетов (EUA), Европейская ассоциация учреждений высшего образования
(EURASHE), Европейское объединение студентов (ESU), Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA), Европейская структура международного образования (EI), Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы (BUSINESSEUROPE) [7].
Субъектом второго уровня выступают представители министерств и ведомств по образованию стран — участниц Болонского процесса, представители высших учебных заведений и контролирующие их органы.
Таким образом, субъектами Болонского процесса выступают представители образовательной политики, ориентированные на формирование европейского пространства высшего профессионального образования. К намерениям субъектов следует отнести как умышленное навязывание болонской стратегии с целью глобализации мирового пространства по западным стандартам, так и формирование новых стратегий развития и планирования в высшей школе, повышение её инвестиционной привлекательности, культурное взаимообогащение.
Среди положительных тенденций Болонского процесса можно выделить следующие:
-
— реальная возможность добиться признания российского высшего образования в странах Запада;
-
— конвертируемость дипломов российских вузов;
-
— возможность организации сетевого взаимодействия вузов.
Однако интеграция европейского образовательного пространства как системный процесс требует преобразования всей системы высшего образования. Важно отметить, что данный процесс не предполагает завершения с переходом на двухуровневую систему. Этот процесс разносторонний, сопровождающийся большими сложностями, общественными и институциональными обсуждениями, связанными с этим рисками и проблемами обеспечения качества.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Болонский процесс, предполагающий интеграцию национальногосударственных систем высшего образования, становится одной из ступеней социально-культурной стандартизации в мировом пространстве, которая стирает различия между обществами. Рассматривая принципы и направления Болонского процесса как один из аспектов и средств вестернизации, можно 1. выделить три последовательно сменяющихся уровня: заимствование, влекущее за собой глубинную перестройку всех сфер жизнедеятельности, что впоследствии может стать 2. причиной унификации.
Как и любое новшество, модернизация российского образования имеет свои плюсы, 3.
о которых было сказано выше. Однако тревожным обстоятельством является ряд положений:
— обезличивание национальной высшей
школы;
-
— постепенная и полная коммерциализация образовательной сферы;
-
— негативное влияние на традиционные 4. духовно-нравственные ориентиры обучающихся, а также формирование качественно новых черт личности;
-
— создание единой образовательной среды, которая может способствовать «утечке 5.
мозгов», что может стать ещё одним шагом к
росту эмиграции.
Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы выразить надежду, что сфера российского . образования будет ориентирована не на копирование западных систем, а на стремление сформировать такую образовательную систе- 7.
му, которая развивала бы собственный потенциал, лишь опираясь на европейский опыт.
Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003. М. : ИПК «Издательство стандартов», 2003.
Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. М. : Проспект, 2011. С. 51; Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / авт.-сост.: В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. Ростов н/Д : Феникс, 2010. С. 60; Яценко, Н. Е. Обществоведческий словарь / Н. Е. Яценко. СПб. : Изд-во «Лань», 2006. С. 77—78.
Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс]; Болонский процесс в России. Режим доступа: http://www.bologna.
Зиновьев, Александр . Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма / Александр Зиновьев // Планируемая история : сб. М. : ACT : ACT Москва, 2009.
Иноземцев, В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / В. Л. Иноземцев // Вопр. философии. 2004. № 4. С. 60.
Страны и организации-участники [Электронный ресурс]; Болонский процесс в России . Режим доступа:
Список литературы Болонский процесс в системе образования России: стратегии вестернизации
- Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2003.
- Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь/А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2011. С. 51; Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации/авт.-сост.: В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 60; Яценко, Н. Е Обществоведческий словарь/Н. Е. Яценко. СПб.: Изд-во «Лань», 2006. С. 77-78.
- Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс]; Болонский процесс в России. Режим доступа: http://www.bologna. ntf.ru/p13aa1.html.
- Зиновьев, Александр. Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма/Александр Зиновьев//Планируемая история: сб. М.: ACT: ACT Москва, 2009.
- Иноземцев, В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация/В. Л. Иноземцев//Вопр. философии. 2004. № 4. С. 60.
- Страны и организации-участники [Электронный ресурс]; Болонский процесс в России. Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/p5aa1.html.