Борьба с искажениями исторической правды о Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 годов
Автор: Калямин Юрий Петрович
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: История
Статья в выпуске: 2 (14), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся факты искажения исторической правды о Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 гг., рассматриваются события как успешных военных опреаций, так и поражений, которые, по мнению автора, в военной исторической литературе не получили должной оценки.
Великая отечественная война, ссср, красная армия, командующие, победа, события, факты
Короткий адрес: https://sciup.org/14720610
IDR: 14720610
Текст статьи Борьба с искажениями исторической правды о Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 годов
Великая Отечественная война с фашисткой Германией 1941–1945 гг. – это драматический и полный героизма исторический период в истории советского народа. Ценой невероятных потерь Красная армия и народы нашей страны спасли не только Европу, но и весь мир от фашизма. Захватив Европу, бесноватый фюрер мечтал уничтожить СССР, а затем дойти до Индии.
Решающий вклад СССР в разгроме фашизма не нравится нашим противникам. Вот почему до сих пор продолжаются фальсификации и нападки на героическое прошлое наших отцов и дедов. Поливаются грязью имена Верховного главнокомандующего И. В. Сталина и его славных полководцев. И в этом участвуют не только западные, но и некоторые наши авторы. Прочитав книгу Бориса Владимировича Соколова «Георгий Жуков: триумфы и падения», вижу сплошные измышления, фальсификацию фактов и полное незнание военной оперативной обстановки при изложении событий. Кстати, в последнее время имя великого полководца подвергается самым яростным атакам, для того чтобы принизить его значимость и полководческое мастерство, которое достойно оценил весь мир. Сегодня молодому поколению необходима правда о войне. А правда какова? Наше правительство знало об истинных намерениях Гитлера, знало о неизбежности войны и делало все необходимое, чтобы подготовить страну к защите. Но ка- тастрофически не хватало времени, поэтому вся дипломатия СССР велась к тому, чтобы выиграть время. Этим и можно объяснить некоторые ошибочные действия И. В. Сталина, в частности, в определении конкретного времени нападения. Стратегические расчеты Сталина были верны: начало войны было оттянуто, армия перевооружена (пусть не до конца), промышленность переведена на военные рельсы, велась идейная подготовка народа.
И все же 22 июня 1941 г. для нас стало неожиданным то, что без объявления войны 5,5-миллионная хорошо вооруженная и имеющая опыт войны армия обрушилась на нашу страну. В исторической литературе много измышлений о начальном периоде войны. Часто его преподносят как период паники, неразберихи, сплошного бегства. И ответственность за запоздалое решение о приведении войск в боевую готовность возлагают опять на «Верховного», хотя таковым он в тот период не был. Поэтому справедливы его упреки в адрес военных. «У них есть определенные обязанности, они должны их выполнять, не дожидаясь распоряжений, не дожидаясь директив должны отражать врага, на то она и армия». Высокую ответственность и распорядительность накануне войны проявило командование Киевского особого военного округа, особенно начальник штаба округа генерал-лейтенант М. А. Пуркаев.
Предчувствуя угрозу, войска округа были приведены в повышенную боевую готовность и находились в движении на заданные позиции.
В субботу 21 июня руководство уже на командном пункте в Тернополе отслеживало ситуацию и информировало Москву, принимая конкретные меры. Почти все танковые части были на марше. Другой пример. Командующий Белорусским военным округом Д. Г. Павлов в субботу вечером слушал оперетту «Свадьба в Малиновке». Когда ему доложили, что на границе выдвигаются немецкие танки, то последовала гневная реакция, что его отвлекают. К чему привела эта беспечность, известно. 22 июня почти 800 самолетов уничтожены на аэродромах, большие потери в живой силе и технике в местах базирования. По-иному сложилась обстановка на Юго-Западном фронте. Именно в тот период проявились твердый характер и железная воля НШ КВО М. А. Пуркаева. При его прямом участии войска КВО 21 июня 1941 г. приведены в боевую готовность. Об этом свидетельствует тот факт, что 22 июня почти все механизированные соединения, поднятые по тревоге, были на марше, а 8-й механизированный корпус генерала Д. И. Рябышева занял исходные позиции. Он в резкой форме протестовал против директивы № 3, которую Юго-Западный фронт не в состоянии был выполнить в сложившейся оперативной обстановке.
Хочется обратить внимание на тот факт, что протестовал не командующий фронтом М. П. Кирпонос, а начальник штаба М. А. Пуркаев. Какая это была ответственность и какую нужно иметь волю и мужество в той драматической ситуации! На его счастье, 22 июня вечером на КП в Тернополе прибыл начальник Генерального штаба Красной армии Г. К. Жуков, который детально изучил обстановку и поддержал начальника штаба. Вот так описывал Георгий Константинович этот эпизод в своих воспоминаниях: «Директива поступила Командующему Юго-Западным фронтом около 24 часов. Как я и ожидал, она вызвала резкое возражение НШ М. А. Пуркаева. Он считал, что у фронта нет сил и средств на ее выполнение. Сложившееся положение было детально обсуждено на Военном совете фронта». Далее события развивались так, как и предлагал М. А. Пур-каев. Войска Юго-Западного фронта нанесли неожиданный контрудар моторизованных войск по фашистам. 24 июня 1941 г. 8-й механизированный корпус генерала Д. И. Ря-бышева нанес сокрушительный удар по врагу, его поддержали другие части. Полностью уничтожена 57-я пехотная дивизия. Тяжелая обстановка сложилась для 48-го механизированного корпуса противника. Гитлеровцы для его спасения бросили всю авиацию, что спасло группировку от разгрома. Таким образом, вражеская группировка, которая рвалась к Киеву, была остановлена и сильно ослаблена.
Вот что писал Г. К. Жуков о поведении Максима Алексеевича в тот момент: «Надо отметить большую собранность и великолепные организаторские способности НШ фронта М. А. Пуркаева и Начальника оперативного отдела И. Х. Баграмяна, проявленные ими в этой очень сложной обстановке первого дня войны». Обращаю ваше внимание: он пишет не о командующем, которому не хватало решительности, а о М. А. Пуркае-ве, наиболее деятельном и хладнокровном в этой ситуации. На мой взгляд, в первые дни войны наиболее ярко проявилась несовместимость в руководстве Юго-Западного фронта. Поэтому по распоряжению НКО от 23.07.1941 г. М. А. Пуркаев был отозван в распоряжение Ставки. Несколько месяцев он преподавал в Академии Генерального штаба Красной армии, затем сформировал 3-ю ударную армию и командовал ею в боях.
Многие авторы подходят дилетантски, оценивая итоги контрударов механизированных корпусов. Говоря о нашем численном превосходстве в танках, забывают, что большинство наших танков были устаревших типов БТ-26 (КВ и Т-34 1861), но и они яростно сражались, несмотря на большие потери. В военной исторической литературе не получили должной оценки контрудары, проведенные под руководством нашего земляка И. В. Болдина, который, находясь в окруженной группировке войск под Белостоком, нанес ощутимый удар по фашистам. Пусть он не был победным, но фашисты поняли силу нашего оружия. Кончились боеприпасы и горючее. Иван Васильевич, собрав остатки оружия и бойцов, целый месяц прорывался
ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
№ 2 (14), 2011
и вывел целую дивизию из окружения. Вот яркий пример выполнения воинского долга. Его опыт организации боевых действий в окружений пригодился под Вязьмой, где он командовал оперативной группой. Таким образом, события начального периода отрезвили фашистов и дали им понять, что блицкрига не получится. Та «незначительная задержка», как пишут некоторые авторы, немецких войск на Юго-Западном направлении позволила советскому командованию перебросить армию И. С. Конева на западное направление и организовать стратегическую оборону на новых рубежах, провести эвакуацию промышленных предприятий и населения на Восток, отмобилизовать и перевести страну на военные рельсы. Более 1 500 заводов были переправлены с запада на восток, где высаживались в открытом поле и сразу начинали производить военную продукцию, порой не имея крыши над головой. Лозунг: «Все для фронта, все для Победы!» – звал на самоотверженный труд в тылу, где остались женщины, старики и дети. Это и стало основой будущих побед.
В освещении многих событий ВОВ наблюдаются однобокость и отсутствие всестороннего анализа как успешных военных операций, так и поражений, возвеличивание одних полководцев и умалчивание других. В качестве примера назову контрнаступление и разгром фашистов под Москвой, которое началось 5–6 декабря 1941 г. Никто не оспаривает величайших заслуг в этом Г. К. Жукова. Но почему очень скромно говорят о том, что войска С. К. Тимошенко в то время освобо- дили Ростов, Волховский фронт успешно громил немцев под Тихвином?
Другой факт. При освещении коренного перелома в ходе ВОВ берется контрнаступление советских войск под Сталинградом 19–20 ноября 1942 г. Очень скромно говорят о Великолукской операции, которая проводилась по единому замыслу и в те же сроки. Ее блестяще провел наш земляк, командующий Калининским фронтом М. А. Пуркаев.
Гитлер не смог снять с центрального направления и послать под Сталинград ни одного танка. Наоборот, несколько свежих танковых дивизий из Франции он приказал направить против войск генерала-полковника М. А. Пуркаева.
Только узкому кругу специалистов известно, что в период Сталинградского сражения союзные войска развернули мощное сражение против немцев в Северной Африке. Вторая мировая война охватила Европу, Азию, Африку, Индокитай. Морские сражения велись в Атлантике, Тихом и Индийском океанах. Но особенно они были жестоки в водах Северного Ледовитого океана и северной части Атлантики, где шли караваны с военными грузами по ленд-лизу. Почему-то принижается роль материальной помощи от союзников, а она была значительной и, самое главное, вовремя.
Таким образом, ежегодно отмечая годовщину Великой Победы, подчеркивая решающую роль советского солдата в победе над фашизмом, необходимо говорить слова благодарности народам, которые помогали нам, и особенно тем, кто с оружием в руках шли в бой с нашей армией.