Божественные атрибуты в рациональной теологии Платона, Аристотеля и Плотина

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию свойств Божества в трудах античных философов Платона, Аристотеля и Плотина. Прежде всего, обосновывается возможность философско-теологического дискурса применительно к античной мысли. Анализируя рациональную теологию Платона, автор исходит из традиционного неоплатонического мнения, что у философа субъектами божественных атрибутов являются Благо, Демиург и Парадигма космоса, а также мировая Душа. После краткого представления онтологии Аристотеля автор переходит к анализу атрибутов активного творческого Бога-Ума, а также его отличия от пассивного становящегося ума. При рассмотрении философской теологии Плотина исследуются апофатические атрибуты Единого, а также свойства Ипостасей Ума и Души. У неоплатоника также устанавливается различие актуального Ума-Демиурга и потенциального ума души. Делается вывод о том, что в рациональной теологии рассматриваемых философов предвосхищается большинство христианских теистических атрибутов и предикатов, что свидетельствует о развитости у данных мыслителей способности естественного богопознания.

Еще

Божественные атрибуты, божественные предикаты, божественные свойства, рациональная теология, философская теология, античная теология, ноология, единое, ум, душа, платон, аристотель, плотин

Короткий адрес: https://sciup.org/140299846

IDR: 140299846   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_2_188

Список литературы Божественные атрибуты в рациональной теологии Платона, Аристотеля и Плотина

  • Aristotle. De anima / Ed. by W. D. Ross. Oxford, 1961 (repr. 1967).
  • Aristotle's metaphysics: in 2 vols. / Ed. by W. D. Ross. Oxford, 1924 (repr. 1970 [of 1953 corr. edn.]).
  • Platonis opera: in 5 vols. / Ed. by J. Burnet. Oxford, 1900 (repr. 1968).
  • Plotini opera: in 3 vols. / Eds. by P. Henry, H.-R. Schwyzer. Leiden, 1951, 1959, 1973.
  • Xenophontis opera omnia / Ed. by E. C. Marchant. Vol. 2. 2nd edn. Oxford, 1921 (repr. 1971).
  • Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Ред. В.Ф. Асмус и др. М., 1976, 1978, 1981, 1983.
  • Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Ред. А. Ф. Лосев и др. М., 1990, 1993, 1994.
  • Плотин. Эннеады: в 7 т. / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб., 2019.
  • Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М., 2020.
  • Лебедев А. В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб., 2014. 65 Ibid. 5.1.7. 200
  • Никулин М.С. Неоплатоническая ноология и христианская софиология: рецепция античной рациональной теологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23. № 1. С. 65-74.
  • Никулин М. С. Ноология Плотина как опыт рациональной теологии // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 2. С. 209-221.
  • Никулин М. С., свящ. «Ум, который один управляет всей вселенной». Ионийская ноология: рецепция и критика // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 347-356.
  • Никулин М. С., свящ. Ноология и рациональная теология италийцев в свидетельствах античной доксографии // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 241-248.
  • Никулин М. С., свящ. Рационально-теологические интуиции в онтологии и ноологии философов-досократиков // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 66-74.
  • Светлов Р. В. «Иов, Плотин, Платон» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 3. С. 137-147.
  • Светлов Р. В. Аргумент от аналогии в апологии святителя Феофила Антиохийского «К Автолику» // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 3 (7). С. 8-16.
  • Светлов Р. В. Концепция эвдемонии в контексте Аристотелевской рациональной теологии // Вопросы теологии. 2022. Т. 4. № 3. С. 342-351.
  • Светлов Р. В. Рациональная теология в античности // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 7-16.
  • Светлов Р. В. Рациональная теология: казус Филона Александрийского // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. №1. С. 65-74.
  • Светлов Р.В. Религия Сократа: был ли Сократ христианином до Христа? // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 67-73.
  • Тантлевский И. Р., Светлов Р.В. «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии // Schole. Философское анти-коведение и классическая традиция. 2014. Т. 8. №1. С. 54-66.
  • Фокин А. Р. Доктрина божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1 (2). С. 60-96.
  • Хлебников Г. В. Античная философская теология. М., 2014.
  • Шмонин Д.В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб., 2021.
  • Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность. СПб., 2018.
  • Broadie S. Rational theology // The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy / Ed. by A. A. Long. Cambridge, 2006. P. 205-224.
  • Lebedev A. V. Epicharmus on God as Mind (NOOZ). A Neglected Fragment in Stobaeus. (With some remarks on early Pythagorean metaphysics and theology) // Aristeas. 2017. No. XVI. P. 13-27.
  • Lebedev A. V. Idealism (Mentalism) in Early Greek Metaphysics and Philosophical Theology: Pythagoras, Parmenides, Heraclitus, Xenophanes and Others (with Some Remarks on the «Gigantomachia about Being» in Plato's Sophist) // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XXIII: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб., 2019. С. 651-704.
  • McPherran M. L. Platonic Religion // A Companion to Plato / Ed. by H. H. Benson. Malden-Oxford-Carlton, 2006. P. 244-259.
  • Svetlov R.V., Shmonin D.V. Rational theology in polemic strategies of early Christian apologues // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2020. No. 13 (8). P. 1398-1404.
Еще
Статья научная