Буддийский авангард: метаморфозы бурятской буддийской сангхи в России (XVIII – начало XX вв.)

Автор: Цыремпилов Николай Владимирович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 33, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье на основании ранее неизвестных монголо- и тибетоязычных источников и архивных материалов РГИА впервые в отечественной историографии рассматривается процесс трансформации буддийских институтов в Российской империи. Особое внимание уделяется вопросам эволюции системы администрирования буддийской общины и трансформации устоявшихся политических представлений внутри буддийской сангхи. Делается вывод о том, что бурят-монгольские буддисты смогли не только выработать уникальную модель взаимодействия с европейским государством, но и транслировали ее в Монголию и Тибет.

Буддизм, российская империя, сибирь, бурят-монголы, сангха, этническая идентичность, религиозная идентичность

Короткий адрес: https://sciup.org/14913638

IDR: 14913638

Список литературы Буддийский авангард: метаморфозы бурятской буддийской сангхи в России (XVIII – начало XX вв.)

  • Crews R.D. For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Сambridge (Mass.); L., 2006. P. 50.
  • Агаджанян À.C. Дхарма и империя: Основы и пределы сакрализации власти в буддийской политической традиции//Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. II-III. М., 2005. С. 149-180, 167.
  • Монгольский фонд Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. M III. № 923. Л. 2 об.
  • Трепавлов В.В. «Белый царь»: Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М., 2007. С. 199.
  • Saints and their cults: Studies in religious sociology, folklore and history. Cambridge (Mass.), 1983. P. 34.
  • Werth P. Imperiology and Religion: Some Thoughts on a Research Agenda//Imperiology: From Empirical Knowledge to Discussing the Russian Empire. Sapporo, 2007. P. 52.
  • Schorkowitz D. The Orthodox Church, Lamaism, and Shamanism among the Buriats and Kalmyks, 1825-1925//Of Religion and Empire: Missions, conversions, and tolerance in Tsarist Russia. Ithaca; N.Y., 2001. P. 213.
  • Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX века. СПб., 1998. С. 37.
  • РГАДА. Ф. 821. Оп. 10. Д. 416.
  • Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 г. Т. I. СПб., 1872. С. 272.
  • Монгольский фонд Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. М I. № 263. Л. 1 об.-3 об.
  • РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 426. Л. 2а-2б.
  • Rupen R.A. Mongols of the Twentieth century. Part I. Bloomington (Ind.), 1964. P. 84.
  • Goldstein M.C. A History of Modern Tibet, 1913-1951: The Demise of the Lamaist State. Berkeley; Los Angeles; L., 1991. P. 422-423.
  • Lopez D.S. (Jr.) The Madman’s Middle Way: Reflections on Reality of the Tibetan Monk Gendun Chopel. Chicago, 2007.
Еще
Статья научная