Буддизм в феминистском контексте: исторический опыт и современный дискурс

Автор: Уланов Мерген Санджиевич

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье в контексте феминистского дискурса рассматриваются проблемы места женщины в буддийской культуре. Отмечается, что буддизм отличает толерантное и уважительное отношение к представителям женского пола. Буддизм допускает, что женщины наравне с мужчинами способны достичь просветления и обрести нирвану. Однако отношения между мужским и женским монашескими орденами в буддизме не были полностью равноправными. Орден монахинь считался младшим по сравнению с орденом монахов, а правил, ограничивающих поведение монахинь, было больше, чем для монахов, что, вероятно, являлось вынужденным шагом, направленным на учет реалий жизни общества. Несмотря на это, основание женской монашеской организации, открывшее женщинам путь к религиозным знаниям и духовному званию, было по своей сути радикальной социальной революцией для того времени. Возникновение женской монашеской общины стало примером принципиально нового взгляда на женщину и ее положение в обществе. С выходом буддизма за пределы Индии женское монашество получило распространение во многих странах Азии. Однако позже в странах Южной, Юго-Восточной Азии и Тибете институт полного женского монашества исчез. Во второй половине ХХ в. начинаются попытки возродить данный институт, что привело к появлению феномена неомонахинь. В результате распространения буддизма на Западе произошло его включение в поле гендерных исследований и феминистский дискурс. Вопрос о равенстве женщин и мужчин в буддизме стал активно разрабатываться западными женщинами-буддистками в рамках феминистского дискурса, в котором сформировалось утверждение об изначальном равенстве полов в буддизме. Тема положения женщины в обществе и ее прав стала важной частью социальной концепции западного буддизма. В результате этого появилась международная женская буддийская ассоциация «Сакьядхита».

Еще

Гендер, буддизм, феминизм, женщина, буддийские монахини, женское движение, сакьядхита

Короткий адрес: https://sciup.org/149130422

IDR: 149130422   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.2

Список литературы Буддизм в феминистском контексте: исторический опыт и современный дискурс

  • Абсалямов 2016 - Абсалямов К.К. Формы женского монашества в буддизме Тхеравады // Прогрессивный журнал «Генезис». 2016. № 2. С. 53-63.
  • Аякова 2017 - Аякова Ж.А. Феминизация буддийского монашества в США: древние традиции и современная действительность // Личность и культура. 2017. № 6. С. 56-59.
  • Гунский 2000 - Гунский А.Ю. Женщины в раннем буддизме (по материалам палийского канона) // Пахомов С.В. (ред.). Путь Востока: Традиции освобождения. Вып. 4: Материалы III Молодеж. науч. конф. по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C. 69-75.
  • Знаменитые йогини... 1996. - Знаменитые йогини. Женщины в буддизме. М.: ТОО «Путь к себе», 1996.
  • Лепехова 2009 - Лепехова Е.С. Специфика описания первых буддийских монахинь в средневековых японских источниках: (на основе сравнительного анализа описаний тибетских йогинь и китайских буддийских монахинь) // Восток. 2009. № 5. С. 20-29.
  • Лиджиев 2008 - Лиджиев А.Б. Гендерный аспект буддизма // Самбуева Ц.А. (ред.). Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 136-139.
  • Никольский web - Никольский В. Далай-лама поддержал восстановление полных монашеских обетов для женщин в традиции тибетского буддизма // http://savetibet.ru/2007/07/25/dalai_lama_about_nuns.html.
  • Приходько 2009 - Приходько Н.Ю. Феминистский дискурс мировых религий: статус женщины в буддийской традиции // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. № 4. С. 95-104.
  • Суковатая 2002 - Суковатая В.А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 183-192.
  • Четырова 2018 - Четырова Л.Б. Особенности трансляции буддизма в международном женском буддийском движении // Лощенков А.В., Орбодоева М.В. (ред.). Проблемы трансляции и философской интерпретации буддизма (на материале тибетской и китайской традиций). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. С. 202-231.
  • Шохин 2004 - Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. - II в. н.э.). М.: Восточная литература, 2004.
  • Bartholomeusz 1994 - Bartholomeusz T.J. Women under the Bo Tree. Buddhist Nuns in Sri Lanka. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  • Batchelor 2006 - Batchelor M. Women in Korean Zen: Lives and Practices. Syracuse: Syracuse University Press, 2006.
  • Blackstone 1998 - Blackstone K.R. Women in the Footsteps of the Buddha. Surrey: Curzon Press, 1998.
  • Boucher 1993 - Boucher S. Turning the wheel: American woman creating the New Buddhism. Boston: Beacon Press Boston, 1993.
  • Campbell 2002 - Campbell J. Traveller in Space: Gender, Identity, and Tibetan Buddhism. London; New York: Continuum, 2002.
  • Gross 1993 - Gross R.M. Buddhism After Patriarchy: A Feminist History, Analysis, and Reconstruction of Buddhism. Albany: State University of New York Press, 1993.
  • Havnevik 1989 - Havnevik H. Tibetan Buddhist Nuns: History, Cultural Norms and Social Reality. Oslo: Norwegian University Press, 1989.
  • Paul 1985 - Paul D.Y. Women in Buddhism: Images of the Feminine in the Mahayana Tradition. Berkeley: University of California Press, 1985.
  • Shaw 1994 - Shaw M. Passionate Enlightenment: Women in Tantric Buddhism. New Jersey: Princeton University Press, 1994.
  • Tsomo 2006 - Tsomo K.L. Sakyadhita Pilgrimage in Asia: On the Trail of the Buddhist Women's Movement // Nova Religio. 2006. № 10 (3). P. 102-116.
Еще
Статья научная