Быт десятника Тарского гарнизона из деревни Ананьино в XVII-XVIII веках: продолжение (по результатам раскопок 2023 года)

Бесплатный доступ

За 15 лет раскопок русской деревни Ананьино изучено 2 960 м2 площади и девять жилищ. В 2022-2023 гг. исследована изба-связь площадью ок. 60 м2. Размеры жилища и обнаруженный в нем предметный комплекс позволяют предположить, что в нем проживала семья младшего командира, десятника Тарского гарнизона. Хозяйственные занятия семьи были традиционными. Держали скот: лошадей, коров, овец, свиней, что подтверждают археозоологические материалы, находки подков, ухналей, кос-горбуш. Сеяли хлеб и мололи его на крупорушках, от которых найдены жернова. Ловили рыбу сетями, бродниками, о чем свидетельствуют грузила, и крючковыми снастями. Занимались охотой, в т. ч. на крупного зверя обнаружен наконечник стрелы, пули, детали огнестрельного оружия. Многочисленными оказались элементы и аксессуары костюма: пуговицы, кольца и перстни, серьги, бусы, подвески. Уникальна находка трех копоушек разной формы на одном брелоке. Из типов обуви носили башмаки, туфли на высоком каблуке, чирки. Домашний быт семьи представляет кухонная и столовая керамика, в т. ч. лощеная, которая вместе с фарфоровой и стеклянной, относится к статусной посуде, как и железная ложка. Найдены детали оковки сундуков, замки, части подсвечников. Досуговую культуру характеризуют шахматы, обнаружено три фигуры. К миру детства относятся стеклянные шары-игрушки. Привычку курения маркируют глиняные головки трубок, их найдено семь, в т.ч. китайская фаянсовая. Нумизматическая коллекция из жилища составила 33 чешуйки времени Петра I и 32 деньги и полушки начала середины XVIII в.

Еще

Русская деревня, археология, маркеры статуса, жилищный комплекс, бытовой уклад, хозяйственные занятия

Короткий адрес: https://sciup.org/145146635

IDR: 145146635   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0907-0911

Текст научной статьи Быт десятника Тарского гарнизона из деревни Ананьино в XVII-XVIII веках: продолжение (по результатам раскопок 2023 года)

В 2023 г. история изучения выявленного объекта археологического наследия «поселение и могильник Ананьино-I» (Тарский р-н Омской обл.) отметила 15 лет. Общая исследованная площадь поселения составила 2 960 м2. На этой территории зафиксировано девять жилых комплексов различной планиграфии: избы, избы-связи, выстроенные вдоль берега одноименного озера. В ходе раскопок обнаружен участок раннего кладбища, устроенного первопоселенцами [Татауро-ва, 2020]. В 2023 г. исследовано 220 м2 культурного слоя памятника, получены коллекции из 468 индивидуальных находок, керамики, археозоологии и ихтиологии. В юго-западной части раскопа открыто жилище, часть которого была изучена в 2022 г. [Татаурова, Татауров, 2022, с. 750–756].

Цель статьи – представить бытовой и хозяйственный уклад семьи, проживавшей в этом доме, соответствующий статусу ее главы – десятника Тарского гарнизона.

Бытовые условия и хозяйственные занятия в археологическом контексте

По результатам двух сезонов стало понятно, что исследованная постройка изначально представляла собой трехчастную избу-связь с теплой горницей, где стояла печь и настлан пол, на котором были многочисленные развалы посуды и уникальные находки, характеризующие высокий социальный статус жителей изученного жилища – этот объект изучен в 2022 г. [Там же, с. 750–756]. Размеры горницы по внешнему контуру 574 × 584 см. Сруб, от которого сохранилось два венца с диаметром бревен 30–35 см, построен в чашу с выпусками. Жилая площадь составила почти 27 (26,93) м2. Сохранность сруба горницы оказалась лучше остальных частей дома, возможно, ее построили позднее или перестраивали.

В раскоп 2023 г. попала вторая часть связи – сени и холодная клеть (рис. 1). Сени, располагавшиеся между горницей и клетью, построены в набирку – вертикальные столбы с пазами, в которые вставлены бревна стен. Размеры 370 × 450 см, с внутренним пространством площадью ок. 15 (14,8) м2. Бревна плохой сохранности диаметром ок. 25 см. Холодная клеть – сруб из бревен диаметром ок. 30 см, рубленных в паз с выпусками. Размеры 450 × 490 см, с внутренним пространством площадью ок. 18 (17,6) м2. В восточном углу клети внутри и снаружи зафиксировано два скопления керамики, за пределами сруба – части скелета лошади (рис. 2). Близ южного угла и к западу от него располагался большой зольник. Таким образом, площадь всей связи составила ок. 60 м2. Вход в горницу и сени был с ЮЗ стороны, о чем свидетельствует крыльцо, пристроенное к ее южному углу. В раскопе 2023 г. зафиксирована его южная часть.

Из находок, относящихся к элементам интерьера жилища, можно отметить ручки и фигурные детали обивки сундуков, четырехрожковый светец, фрагменты глиняных подсвечников, запорные дверные крючки, замки разных размеров. Редкой находкой оказалась «ключница» для связки замочных ключей (рис. 3, 1 ).

К домашнему быту можно причислить коллекцию керамики, включающую кухонную и столовую посуду, в т.ч. статусную лощеную (см. статью Соповой К.О., Татауровой Л.В. «Русская лощеная керамика…» в на-

Рис. 1. Сени и холодная клеть в раскопе 2023 г. Вид с В. Фото Л.В. Татауровой .

Рис. 2. Скопления керамики и части скелета лошади у южного угла клети. Вид с В. Фото Л.В. Татауровой .

Рис. 3. Предметный комплекс поселения Ананьино-1 из раскопа 2023 г. Фото Л.В. Татауровой .

1 – железная ключница; 2–4 – бусы; 5 – золотая фольга от украшения; 6 – набор копоушек; 7 – костяной гребень; 8 – железное калачевидное кресало; 9 – кресальный кремень; 10 – ружейный кремень; 11 – костяной наконечник стрелы; 12 – мельничный стопор из камня; 13 – бронзовый наперсток; 14 – швейная игла; 15 – костяная шахматная фигура; 16 – брунчалка из кости; 17 – костяной наконечник «жезла»(?); 18 – глиняный шарик от дощаных счет; 19 – монета «денга» 1748 г.; 20 – чешуйка петровской эпохи; 21 – глиняная головка курительной трубки.

стоящем сборнике), фарфоровую и стеклянную. Последняя представлена в основном частями штофов, возможно, кувшинов, от которых сохранились фигурные ручки. Большая часть фрагментов китайской фарфоровой посуды выполнена в синей кобальтовой гамме и по стилистическим особенностям может быть отнесена к периоду Канси (1660-е – 1720-е гг.) [Татау-ров Ф.С., 2017, с. 838]. Открытием сезона 2022 г. была находка в северном углу горницы под скоплением керамики железной ложки [Татаурова, Татауров, 2022, с. 753]. Из культурного слоя жилища получено собрание ножей различного назначения.

Разнообразны находки деталей костюма. В дополнение к коллекции 2022 г. найдены бусы и части украшений с бусинами (рис. 3, 2–4 ); пуговицы гирьковидные и со вставками, а также мундирные; перстни-печатки, в т.ч. маленькие, возможно, для девочек, и перстни со вставками; украшения (?) с покрытием из золотой фольги (рис. 3, 5 ). Уникальной находкой стал предмет из драгоценного металла, состоящий из трех копоушек разной формы, который носили, возможно, как аксессуар, в связке на одном брелоке (рис. 3, 6 ). В раскопе 2023 г. обнаружено 7 костяных гребней, часть орнаментированы (рис. 3, 7 ). Фрагментов кожаной обуви найдено немного, из безкаблучной найдены чирки [Богомолов, Татаурова, 2014]. Но встречены железные подковки и супинаторы от башмаков [Тата-урова, Богомолов, 2018] и туфель на высоком каблуке [Татаурова, Богомолов, 2016]; сапог. К аксессуарам мужского костюма можно отнести кресала и кремни к ним (рис. 3, 8, 9 ) – их носили на поясе в специальной сумочке. К поясному набору относятся выполненная из драгоценного металла находка (2022 г.) и железные пряжки.

Хозяйственные занятия обитателей избы-связи были разнообразными. Они содержали скот: лошадей, коров, овец, свиней, о чем свидетельствует археозоо-логический материал, подковы, большое количество ухналей, два фрагмента от кос-горбуш. Выращивали культурные злаки – найдено много осколков жерновов от ручных крупорушек и часть мельничного стопора из камня (рис. 3, 12). Большое значение в промысловой деятельности имело рыболовство – в раскопе 2023 г. найдено 62 металлических крючка для разных видов снастей и 30 глиняных грузил от сетей и бродников (см. статью Татауровой Л.В., Тихонова С.С. «Рыболовство в системе жизнеобеспечения…» в настоящем сборнике). Представителен и охотничий инвентарь. В дополнение к костяным и железным наконечниками стрел, глиняным шарикам для пращи, найденным в прошлом сезоне, в 2023 г. обнаружено два железных игловидных наконечника и один костяной для добычи крупных животных (возможно, для самострела или бронебойный) (рис. 3, 11). Вместе с ними – 35 пуль и 4 дробины, деталь ружейного замка и кремень (рис. 3, 10). Женская половина семьи занималась рукодели- ем. В жилище найдено два (в 2022 и 2023 гг.) бронзовых наперстка и большое количество металлических швейных игл (рис. 3, 13, 14), костяные иглы для вязания. К мужским занятиям относится деревообработка, о которой свидетельствуют железные тесло и скобель.

Досуговая культура, привычки, маркеры статуса

Досуговую культуру взрослых характеризуют, прежде всего, принадлежности для игр: бабки, креймеш-ки и шахматы. В 2022 г. в жилище найдено изделие из кости, которое мы отнесли к шахматной фигуре. В раскопе 2023 г. обнаружено еще два таких изделия (рис. 3, 15 ). Ранее в культурном слое памятника они не встречались. К миру детства относятся маленькие глиняные сосуды, имитирующие кухонную и столовую посуду, брунчалки из кости (рис. 3, 16 ), стеклянные шары-игрушки (в раскопе 2022 г.), а также шарик от дощаных счет, который свидетельствует об обучении детей основам счета (рис. 3, 18 ) [Татаурова, Татау-ров С.Ф., Татауров Ф.С., 2022]. Возможно, статусным предметом в детских играх было костяное навершие «жезла» (?) (рис. 3, 17 ).

Из привычек было распространено курение табака. В 2023 г. в дополнение к трем прошлогодним – найдены еще четыре керамические головки курительных трубок (рис. 3, 21 ), такие характерны для XVII в. [Татаурова, Тататуров Ф.С., 2018].

Анализ вещевого материала, найденного в жилом комплексе, позволил предположить статус его обитателей, и, прежде всего, главы семьи, который мог быть десятником Тарского гарнизона (все служилые, посаженные на землю подчинялись воеводам из Тары). На принадлежность к службе указывают находки мундирных пуговиц, деталей огнестрельного оружия и боезапаса. Маркерами социального положения, на наш взгляд, являются большая площадь жилища, наличие в интерьере сундуков (скорее всего, привозных), подсвечников. Из бытового перечня к ним можно отнести фарфоровую и лощеную посуду, стеклянные штофы для вина.

Разнообразные и богатые аксессуары костюма: пуговицы, перстни, детские и взрослые, в т.ч. с инкрустацией; украшения (хоть и в небольшом количестве), пряжка и копоушки из драгоценных металлов. Туфли на высоком каблуке. К статусным предметам относятся стеклянные шары-игрушки, дощаные счеты, и, конечно, шахматы. Фаянсовая курительная трубка из раскопа 2022 г., аналогии которой пока неизвестны.

Как и в 2022 г., в раскопе прошлого сезона обнаружено много монет: чешуйки времени петровской эпохи – 14 шт. (рис. 3, 20 ), денег и полушек начала – середины XVIII в. – 20 шт. (рис. 3, 19 ). Нумизматическая коллекция в совокупности с находками 2022 г. составила 33 чешуйки и 32 экз. денег и полушек.

Заключение

Раскопки деревенского жилого комплекса в очередной раз показали информативность археологического материала не только в плане реконструкций отдельных сторон и аспектов жизнедеятельности русского населения XVII–XVIII вв., но и позволили выявить социально значимые признаки. Знания о структуре служилого населения, полученные из письменных источников, могут быть дополнены и отражены вещным комплексом. В целом коллекции сельских памятников представляют особый интерес, так как жизнь и быт сибирской деревни не фиксировался в архивных документах.

Исследование выполнено в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0005 «Исследования археологических и этнографических памятников в Сибири эпохи Российского государства».

Список литературы Быт десятника Тарского гарнизона из деревни Ананьино в XVII-XVIII веках: продолжение (по результатам раскопок 2023 года)

  • Богомолов В.Б., Татаурова Л.В. Погребальная кожаная обувь русских Омского Прииртышья XVII-XVIII вв. // Куль -тура русских в археологических исследованиях. - Омск; Тюмень; Екатеринбург: Магеллан, 2014. - Т. 2. - С. 7-18. EDN: TMXRNF
  • Татауров Ф.С. Китайский фарфор с русских памятников Среднего Прииртышья XVII - первой половины XVIII в. // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. - Казань; Кишинев: Stratum Plus, 2017. - Т. 2. - С. 835-841. EDN: YKOAAL
  • Татаурова Л.В. Археологические исследования русского поселения XVII-XVIII веков Ананьино-I (Тарский район Омской области) в 2020 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. -Т. XXVI - С. 657-663. EDN: CKGOWF
  • Татаурова Л.В., Богомолов В.Б. Кожаные туфли на высоком каблуке XVII-XVIII вв. (по материалам археологических комплексов русских Омского Прииртышья) //Археология, этнография и антропология Евразии. - 2016. -№ 2. - С. 109-117. EDN: WBEDCH
  • Татаурова Л.В., Богомолов В.Б. Женские кожаные туфли на низком и среднем каблуке (по материалам русских археологических комплексов Омского Прииртышья) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. - 2018. -Т. 17, № 7: Археология и этнография. - С. 107-120. EDN: YRJCNV
  • Татаурова Л.В., Татауров С.Ф. Археология русской деревни Ананьино: новые открытия // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2022. -Т. XXVIII. - С. 750-756. EDN: XAISLP
  • Татаурова Л.В., Татауров С.Ф., Татауров Ф.С. Грамотность и навыки счета у жителей Тары и сельской округи в XVII-XVIII веках // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2022. - № 4 - С. 120-128. EDN: EDZWLO
  • Татаурова Л.В., Татауров Ф.С. Социальные маркеры русского служилого населения Западной Сибири XVII XVIII вв. по археологическим материалам. Табак и трубки // Stratum plus. - 2018. - № 6. - С. 309-317. EDN: YRVISL
Еще
Статья научная