Целостный подход в образовании взрослых

Бесплатный доступ

Рассматривается андрагогическая модель обучения, предусматривающая и обеспечивающая активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

Образование взрослых, непрерывное образование, андрагогическая модель, мобильность

Короткий адрес: https://sciup.org/14822152

IDR: 14822152

Текст научной статьи Целостный подход в образовании взрослых

Изучение проблематики образования взрослых в настоящее время приобретает в мире все большую значимость, что связано с усилением динамики развития современного общества, с одной стороны, и утверждением концепции непрерывного образования, с другой. Идея непрерывного образования явилась результатом глубокого осмысления назначения, целей и функций образования в современном обществе, осознания необходимости учиться в течение всей жизни как отражения насущной социальной потребности, без удовлетворения которой современная цивилизация не может выжить и продолжать развиваться.

В отличие от западной педагогической теории и практики непрерывного образования, где акцент ставится на непрерывном характере образования взрослого человека после получения им основного, базового образования, в отечественной педагогической традиции непрерывность образования в основном рассматривается применительно ко всем звеньям образовательной системы (Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, Н.К. Сергеев и др.).

Под непрерывным образованием понимается стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующее его вступлению в самостоятельную жизнь, – детско-юношеское образование; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, – образование взрослых [6, с. 94].

Г.А. Ключарев и Е.И. Огарев определяют данную категорию как пожизненное развитие социальных адаптивных и креативных возможностей человека посредством освоения новых профессиональных или иных навыков и знаний с целью наиболее полной самореализации и социальной интеграции [3, с. 5]. По мнению авторов, такое широкое понимание категории позволяет анализировать самые различные формы и виды образования от неформального до информального, от детско-юношеского до образования «третьего возраста» [Там же]. Следует отметить, однако, что в предлагаемой формулировке в большей степени подчеркнут взрослый период в жизни человека.

Ю.Н. Кулюткин рассматривает непрерывное образование в двух аспектах: 1) организационнопедагогическом как реально функционирующую и постоянно развивающуюся систему государственных, общественных и частных институтов, обеспечивающих возможность общего и профессионального образования человека на протяжении всей его жизни; 2) как важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса [4, с. 5]. С этой точки зрения непрерывное образование представляет собой элемент жизнедеятельности личности в целом, условие постоянного развития интеллектуального потенциала в современном изменяющемся мире [Там же].

Таким образом, центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни. Эта идея становится системообразующим фактором непрерывного образования. Данное понятие выступает и в качестве важнейшего социально-педагогического принципа, отображающего современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса. По существу, речь идет о новом взгляде на образование, о новом подходе к пониманию значения образования в современной жизни.

Говоря о системе непрерывного образования, следует разграничить гносеологическую, т.е. теоретико-познавательную, и практико-организационную сторону проблемы. К первой относится система теоретических взглядов, выражающих общественную необходимость в непрерывном образовании и принципы его построения, ко второй - вопросы содержания образовательного процесса (система подлежащих усвоению знаний, умений и навыков) и адекватной ему формы (система учреждений образования, методов обучения и т.д.). Рассмотрим более подробно эти направления.

В силу интенсивного развития наукоемких производств, глубокой трансформации всего экономического сектора общества, изменений на рынке рабочей силы возникли новые требования к содержанию и уровню функциональной, т.е. активной грамотности взрослого населения. В этой связи возросла значимость непрерывного образования. Исходя из общественной необходимости в непрерывном образовании мы сформулировали следующие принципы построения непрерывного образовательного процесса [4, с. 65].

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Одним из главных требований к образованию взрослых в системе непрерывного образования является его опережающий характер. Принцип опережения , опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению квалификации, проведения семинаров. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип преемственности предполагает максимальное использование на каждом этапе обучения достигнутого на предыдущих этапах. Это требует реализации межпредметных связей, последователь- ности изучения отдельных дисциплин, разделов и тем, соотношения в содержании образования общетеоретических, специальных и прикладных дисциплин и т.д. реализация этого принципа – важнейший фактор повышения эффективности образования, обеспечивающий экономию средств и качественную подготовку работников в более короткие сроки.

Принцип непрерывности образования является системообразующим. Он подразумевает поступательность в развитии личности, последовательно нарастающую сложность подлежащих усвоению знаний, умений и навыков. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки и культуры. Образование должно быть устремлено в будущее.

Что касается практико-организационной стороны непрерывного образования, то здесь необходимо отметить следующее. На сегодняшний день существует немало андрагогических моделей обучения. Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса – содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели – это именно деятельность обучающегося и обучающего. При использовании данной модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни [2]. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных ЗУНКов, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему ЗУНКов. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам). В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.

При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны различные методы обучения: экспозиционные , когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы».

Таким образом, образовательный процесс как непрерывное осознание в жизнедеятельности взрослых отражает динамику состояний сознания: естественное, состояние осознания и деятельностное, каждое из которых можно представить системно как целостность компонентов сознания: потребности, внутренние нормы, способности (в естественном состоянии сознания и позиции «я – такой»); цели, содержание, методы (в состоянии осознания в образовательном процессе и позиции «я – осознающий»);

самоопределение, критерии и способы деятельности (в деятельностном состоянии сознания с учетом конкретной ситуации и позиции «я – действующий») [1].

Целостное представление о субъекте образования как континууме компонентов «индивид – личность – человек» преодолевает ограниченность представления о нем как о биосоциальной системе и составляет методологическую основу для реализации в образовательной практике ценностей духовности, гуманизации, внутренней свободы, разумности.

Целостная структура субъекта образования как био-социо-духовная система служит системообразующим фактором для классификации ценностей и позволяет установить их соотношение с компонентами образовательного процесса: воспитание (духовные), обучение (социокультурные), развитие (психофизиологические) в их единстве и целостности. Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.

Говоря об андрагогической модели обучения, нужно отметить, что к настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления. На наш взгляд, можно выделить следующие точки зрения:

  • –    необходимо превратить разобщенные формы образования взрослых в гибкую, разнообразную по направлениям и уровням обучения подсистему непрерывного образования;

  • –    в развитии образования ведущее положение должны занимать именно университеты с их мощной материально-технической базой и высоким уровнем подготовки и профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава;

  • –    учебная и научно-методическая деятельность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений должна строиться на базе андрагогических принципов и технологии обучения взрослых;

  • –    противоречие между подготовкой специалистов в системе высшего образования и школой, ориентированной на «широкое» образование по «всем предметам», не должно сниматься путем узкой специализации еще в школе, т.к. это может привести лишь к изготовлению «полуфабрикатов» для системы высшего образования и забвению принципа воспитания человека, способного коммуницировать с гуманитарной культурой, и усваивать как ценности нового социального окружения, так и гуманистические ценности и идеалы;

  • –    образовательные учреждения дополнительного образования, сохраняя свою самостоятельность, должны быть теснее связаны с высшими учебными заведениями;

  • –    целостный образовательный процесс в андрагогической модели должен включать системно-модульное структурирование содержания образования, организационно-деятельностные методы, субъ-ект-субъектные взаимодействия.

Все перечисленное заставляет ставить вопрос о модернизации самой сферы образования за счет включения в нее взрослого населения, ибо необразованные люди не могут влиять на общественную жизнь.

Список литературы Целостный подход в образовании взрослых

  • Громкова М.Т. Андрагогическая модель целостного образовательного процесса: дис.. д-ра пед. наук. Москва, 2006.
  • Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  • Ключарев Г.А. Огарев Е.И. Непрерывное образование в условиях трансформации. М.: Франтэра, 2002.
  • Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2003.
  • Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  • Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Спб.; Воронеж, 1995.
  • Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории) СПб; Волгоград: «Перемена», 1997.
Статья научная