Ценностно-смысловая сфера личности современного студента как субъекта этноконфессиональных отношений

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию системы ценностных ориентаций этноконфессиональных групп студентов. Автор отмечает, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. В первую очередь это касается молодых людей. Острая потребность молодежи в обращении к этническим ценностям, представляющимися более устойчивыми в изменчивом настоящем, является реакцией на неопределенность. Автором определены структурно-содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности современного студента.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/148183813

IDR: 148183813

Текст научной статьи Ценностно-смысловая сфера личности современного студента как субъекта этноконфессиональных отношений

The value-semantic sphere of the personality of contemporary student as the subject of the ethnic and religious relations

The article is devoted to the investigation of value understanding system of ethnic and confessional groups of students. Social changes, causing the necessity for every member of our society to be responsible for his destiny, lead to gradual confirmation of a new value understanding system in public consciousness. Mainly it refers to young people. Acute need of youth to appeal to ethnic values, that are considered to be firmer at present, is a kind of a reaction for uncertainty. The author defines structure and content characteristics of the value sphere of a present-day student.

Ценности неразрывно связаны со смысловой сферой личности. Так, В. Франкл и Г. Олл-порт фактически не разделяют понятия «ценности» и «личностные смыслы». Как пишет Г. Оллпорт, «ценность, в моем понимании, — это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность» [1, с. 137].

В. Франкл понимал под ценностями личности так называемые «универсалии смысла», т.е. смыслы, присущие большинству членов общества, всему человечеству на протяжении его исторического развития [1, с.137].

Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [2, с. 17]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «назывных», внешних по отношению к человеку ценностей, «не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере» [2, с.17]. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчеркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [3, с. 47], акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения исследовательского проекта № 08-06-00883а

К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [4, с. 35].

По мнению Д.А. Леонтьева, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [5, с. 17].

В целях выявления структурно-содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности современного студента как субъекта этноконфессиональных отношений была проведена диагностика студентов – бурят-буддистов (n – 160) – 1-я группа, русских-православных христиан (n – 160) – 2-я группа.

Применялись следующие методики: анкета для изучения этнопсихологического своеобразия этноконфессиональных групп; тест ценностных ориентаций М. Рокича. В качестве единицы анализа мы рассматривали ценностные ориентации с точки зрения оценки их студентами как идеальные, реальные, которыми они пользуются как принципами в жизни, а также с точки зрения степени их реализации студентами; тест Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого по выявлению ориентаций испытуемых на ценности адаптации, социализации или индивидуализации; 16-факторный опросник Р. Кеттелла с целью изучения личностных характеристик представителей этноконфессиональных групп студентов.

В результате проведения тестов ценностных ориентаций М. Рокича, Р. Инглхарта получены следующие данные: у студентов-буддистов наиболее полно реализованы такие ценности, как наличие хороших и верных друзей (10), являющиеся важным составляющим свободной (11), продуктивной (6) жизни.

Достаточно удовлетворены студенты реализацией идеальных для них ценностей, которыми они руководствуются в жизни как принципами, – это здоровье (1), семейное благополучие (2), (в большинстве родительская) любовь (3) и развлечения (18). Выделяет их стремление к жизненной мудрости (5) (рис. 1).

В групповой иерархии терминальных ценностей бурят также доминируют конкретные жизненные ценности: здоровье, семейное благополучие, любовь, материальная обеспеченность, однако жизненная мудрость и счастье других имеют более важное значение для бурят, чем для русских-православных.

Рис. 1. Показатели терминальных ценностей в 1-й группе:

1 - идеальные ценности; 2 - ценности принципы; 3 - степень реализации по 10-балльной шкале

□1□2□3

Рис. 2. Показатели инструментальных ценностей в 1-й группе:

1 - идеальные ценности; 2 - ценности-принципы; 3 - степень реализации по 10-балльной шкале

□1

□2

□3

Ценностно-смысловая основа буддийского мировоззрения имеет такие характерные ценности, как чуткость (13) и честность (2).

В системе ценностей-средств бурят доминируют такие ценности, как ответственность, честность, воспитанность, аккуратность. Наименее значимы эффективность в делах, смелость и высокие запросы.

Степень реализованности ценностей-целей членов второй группы (рис. 3) говорит о том, что исследуемые хотят соответствовать идеалу современной личности – так, они считают себя здоровыми (1), свободными людьми (13), ведущими активную деятельную жизнь (5) и ценящими красоту природы и искусства (14). Хотя ценность интересная работа (7) значима для студентов, она не реализована на должном уровне в силу отсутствия у большинства студентов постоянной работы.

Рис. 3. Показатели терминальных ценностей во второй группе:

1 - идеальные ценности; 2 - ценности-принципы; 3 - степень реализации по 10-балльной шкале

□1

□2

□3

Система терминальных ценностей студентов-православных характеризуется ориентацией на конкретные жизненные ценности: здоровье, материально обеспеченную, активную жизнь. Развлечения, ценности саморазвития, творчества занимают в иерархии последние места.

Рис. 4. Показатели инструментальных ценностей во 2-й группе:

1 - идеальные ценности; 2 - ценности-принципы; 3 - степень реализации по 10-балльной шкале

□1□2□3

Степень реализованности жизненных ценностей-средств студентов-христиан (табл. 1) показывает яркую этнопсихологическую черту характера русского человека – жизнерадостность (1), а также готовность быть толерантным (7), ответственным (5).

Также они отличаются воспитанностью (в проявлении радушия), стремятся к реализации чуткости (15). Вместе с тем можно выделить и противоречивые, как и у любого этноса, черты: например, стремление к воле (11), рационализм (14), с одной стороны, и высокие запросы на последнем месте (18) – с другой. Ведущие позиции в иерархии инструментальных ценностей студентов-православных христиан занимают жизнерадостность, аккуратность, образованность. К явно отвергаемым относятся высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других, что подчеркивает толерантные христианские установки («не суди – и не судим, будешь»), но вместе с тем не являются значимыми такие качества, как смелость и чуткость.

Среднее значение самореализации терминальных (А) и инструментальных (Б) ценностей во всех этноконфессиональных группах студентов равно 5,6 и 5,9, корреляционный анализ выявил их положительную взаимосвязь (при р<0,05) c идеальными ценностями (соответственно 7,2 и 8,0), что указывает на наличие значимой связи между «Я-идеальным» и «Я-реальным», о их достаточно адекватной самооценке. Были обнаружены существенные отличия между ценностями- принципами и реализованными ценностями (tэмп = -2,25; р<0,05), что объясняется разрывом между уровнем притязаний и возможностями.

Сравнение системы ценностных ориентаций студентов (с помощью t-критерия Стьюдента) показало значимые различия между выборками в зависимости от этноконфессиональной принадлежности.

В системе терминальных ценностей студентов мы выявили существенные отличия по ценности «счастливая семейная жизнь» (tэмп = -2,23; р<0,05), она оказалась более значима для студентов-приверженцев буддизма. Сравнение инструментальных ценностей показало, что студенты-христиане и студенты-буддисты терпимы к недостаткам в себе и в других (tэмп = -2,25; р<0,05); для них значимы жизнерадостность, чувство юмора (tэмп = 2,12; р<0,05), они предъявляют более высокие требования к жизни (tэмп = 2,96; р<0,01).

При сравнении предпочтений терминальных ценностей в этноконфессиональных группах выявлено, что для всех студентов значимо здоровье (физическое и психическое) (tэмп = -2,24; р<0,05), для студентов-христиан более важны активная деятельная жизнь (tэмп = 2,48; р<0,05) и любовь (tэмп = 2,12; р<0,05). Студенты-буряты отличаются эрудицией и умением уважать мнение других (tэмп = 3,0; р<0,01). Данное обстоятельство объясняется спецификой этноконфес-сиональных норм и ценностей.

Личностные черты представителей исследуемых групп были изучены с помощью 16факторного опросника Кеттелла, выявлено наличие у русских – православных христиан следующих личностных черт: высокий уровень интеллекта, настойчивость, смелость, мягкосердечность, проницательность и довольно практичное отношение к жизни; доминантность, напористость. Вместе с тем людям этой общности свойственны открытость, общительность, понимание людей, интеллект в норме; несмотря на некоторую беспечность, показатели указывают на организованность. Также они характеризуются смелостью, мечтательностью, иногда это может выражаться в отрыве от действительности.

У бурят-буддистов значение показателей указывает на высокий уровень интеллекта, с некоторым преобладанием образного мышления, организованность, контроль поведения и внешних проявлений эмоциональных состояний, подчиненных общепринятым нормам и правилам; не завистливы, хорошо относятся к успехам других. Таким образом, представители данной группы характеризуются консерватизмом, иногда суровостью, высокой стрессоустойчивостью, не склонны к лидерству, но когда складываются условия, могут взять ответственность на себя.

В первом факторе личностных характеристик представлены пять показателей: совестливость, интеллект, сердечность, гибкость, мечтательность. Данный фактор обозначим как «интеллект». Во втором факторе – пять показателей: суровость, эмоциональная неустойчивость, смелость, доминантность, средний уровень самоконтроля. Данный фактор можно назвать «переменчивостью». В третьем факторе довольно высокую нагрузку имеют два фактора: подозрительность и напряженность, что позволяет назвать фактор «фрустрация».

Результаты применения факторного анализа приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Факторный анализ методики Кеттелла в группе студентов-христиан

1

2

3

4

5

G. Совестливость

0,69

0,03

0,03

0,18

-0,01

B. Интеллект

0,68

-0,03

-0,11

-0,09

0,45

A. Сердечность.

0,65

0,13

0,14

-0,20

-0,08

Q1. Гибкость

0,57

-0,03

0,46

-0,02

-0,07

M. Мечтательность

0,56

-0,16

-0,24

0,06

-0,07

I. Мягкосердечность

0,33

-0,61

0,35

0,07

0,21

С. Эмоц. устойчивость

-0,07

-0,60

0,16

-0,01

-0,33

Н. Смелость

0,24

0,56

0,00

0,32

-0,18

Е. Доминантность

-0,28

0,55

-0,04

-0,29

-0,05

Q3. Высокий самоконтроль

0,32

0,47

0,46

-0,15

0,18

L. Подозрительность

-0,06

-0,13

0,80

0,35

-0,07

Q4. Напряженность

-0,09

-0,22

0,72

-0,40

0,10

N. Расчетливость

0,04

0,02

0,05

0,87

0,02

O. Чувство вины

0,28

0,19

0,15

-0,55

-0,46

Q2. Самостоятельность

-0,03

-0,04

0,07

-0,03

0,79

F. Беспечность

0,04

0,37

0,04

0,26

0,45

Дисперсия (%)

15,28

11,68

11,57

10,65

9,39

В группе студентов-христиан выделено 5 главных факторов (58,58% общей дисперсии).

В четвертом факторе – расчетливость, низкий порог чувства вины. Обозначим этот фактор как «самоуверенность». В пятом факторе представлены два показателя: самостоятельность и беспечность. Русского человека можно охарактеризовать как человека с «широкой душой» для которого всегда была важна свобода – «волюшка-воля», тем более это ярко выражается в молодости, в пору студенчества, поэтому данный фактор можно назвать «свобода».

Таблица 2

Факторный анализ методики Кеттелла в группе студентов-буддистов

1

2

3

4

F. Беспечность

0,88

-0,13

0,23

-0,08

C. Эмоц. устойчивость

0,82

-0,04

0,39

-0,13

B. Интеллект

0,81

0,00

0,20

0,07

H. Смелость

0,81

0,24

0,35

0,26

Q3. Высокий самоконтроль

0,73

0,29

-0,15

0,10

M. Мечтательность

0,66

0,53

-0,11

0,14

E. Доминантность

0,61

-0,27

0,55

-0,08

I. Мягкосердечность

0,48

0,15

0,48

-0,14

Q1. Гибкость

0,00

0,90

0,02

0,08

Q2. Самостоятельность

0,03

0,84

-0,13

-0,09

О. Чувство вины

0,07

0,78

0,17

-0,36

L. Подозрительность

0,09

-0,05

0,85

0,13

N. Расчетливость

0,49

0,20

0,51

-0,46

A. Сердечность

0,39

-0,04

0,10

0,76

Q4. Напряженность

0,41

0,24

0,10

-0,72

G. Совестливость

0,41

0,48

0,36

0,53

Дисперсия (%)

31,64

18,80

13,22

11,86

В данной группе выделено 4 главных фактора (75,52% общей дисперсии).

В первом факторе личностных характеристик бурят – приверженцев буддизма, выделились 8 факторов: беспечность, эмоциональная устойчивость, интеллект, смелость, высокий самоконтроль, мечтательность, доминантность, мягкосердечность. Воспитание в бурятских семьях традиционно было строгим, иерархичным, но в то же время спокойным, гармоничным. Несмотря на обычную многочисленность, внимание уделялось каждому члену семьи, поэтому данный фактор можно назвать «постоянство». Во втором факторе выделились три фактора: гибкость, самостоятельность, чувство вины. Данный фактор можно назвать как «интерналь-ность». В третьем факторе представлены два фактора: подозрительность, расчетливость. Данный фактор обозначим как «проницательность». В четвертом факторе представлены сердечность, совестливость и нефрустрированность, что позволяет назвать данный фактор «эмпатия».

Рассмотренная нами система ценностных ориентаций у представителей различных этноконфессий интегрирует различные подходы к объяснению ее содержания, реализуя базовые для отечественной психологии принципы единства сознания и деятельности, историзма, развития, личностного и системного подходов.

Результаты диагностики показали, что система ценностных ориентаций исследуемых групп отличается специфичностью содержания его структурных компонентов, среди которых особенности, проявляющиеся в принадлежности к ценностям этнической культуры, укладе образа жизни, соблюдении традиций этноса.

Исследование ценностно-смысловой сферы современного студента в контексте этнокон-фессиональных отношений позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на указанные специфические отличия, в данном периоде онтогенеза они слабо дифференцированы и существует ценностно-ориентационное единство, что может быть объяснено общими геополитическими условиями и едиными духовными (буддийскими и христианскими) ценностями предков.

Статья научная