Ценностные ориентиры в экономическом образовании
Автор: Панфилова М.И.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Современные науки и образование
Статья в выпуске: 4-6 (13), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается характер этических знаний в системе подготовки будущих экономистов, базирующихся на философских основаниях утилитаризма. Обсуждается аксиологические принципы хозяйственной этики.
Экономическое образование, утилитаризм, ценностная рациональность, хозяйственная этика
Короткий адрес: https://sciup.org/140110431
IDR: 140110431
Текст научной статьи Ценностные ориентиры в экономическом образовании
Мысль о том, что стабильная экономика невозможна без аксиологических ориентиров, далеко не нова. Отечественный бизнес в лице крупных корпораций и малых фирм, профессиональных союзов и предпринимательских сообществ, декларирует этические кодексы, реализуют обучающие программы для персонала. Важным институтом этического самовоспитания бизнеса является учебное заведение, которое готовит специалистов для деятельности на поприще экономики.
Студенты экономических вузов изучают немало предметов, прямо или косвенно связанных с тематикой «бизнес и этика». В их числе такие, как «Этика бизнеса», «Этика и этикет деловых отношений», «Корпоративная этика», «Деловая культура», «Управление персоналом», «Управленческая гуманитарология», «Мотивация трудовой деятельности» и т.д. Учебнометодические комплексы и учебная литература по этим дисциплинам представляет собой интересный материал для размышления. Какого рода этика преподается студентам? Является ли этикой то, что за нее выдается? Можно ли расценивать столько пристальное внимание к нравственным аспектам предпринимательства как свидетельство гуманизации экономики?
Союз бизнеса и нравственности - союз отнюдь не противоестественный. Такие качества, как порядочность, осмотрительность, солидность, честность, способность к самоограничению и дисциплина, являются важными чертами портрета идеального буржуа, описанного в классических произведениях М.Вебера и Р.Зомбарта. На заре капиталистической эры эти добродетели культивировались христианской религией в ее католической и протестантской разновидностях, а также светской философией.
Философская основа этики, призванной формировать мировоззрение будущих экономистов, это, безусловно, утилитаризм во всех его оттенках и разновидностях. Утилитаризм является стихийным миросозерцанием предприимчивого субъекта. Нехитрая идея о том, быть порядочным человеком выгодно, ибо добрая репутация повышает кредит, впервые всесторонне обоснованная Гельвецием и возведенная в ранг этической доктрины Бентамом, повторяется на все лады в «этиках» для экономистов. Она достаточно легко усваивается, поскольку согласуется с соображениями здравого смысла и целью экономической деятельности - наращивание прибыли.
«Этики» для экономистов, вольно или невольно, ограничивают разъяснение сути морали изложением лишь одной концепции. Она далеко не безупречна, если вспомнить, например, кантовскую критику. Следуя традициям ригористической этики долга, Кант полагал, что подлинная добродетель бескорыстна и самоценна. В свете этой доктрины утилитаристская мораль обнаруживает известную долю лицемерия. Принцип разумного эгоизма побуждает не столько быть добродетельным, сколько слыть таковым. «Быть» без «казаться» в рамках этой морал не имеет смысла, причем «кажимость» обладает даже большей ценностью, чем «бытие». На конструирование позитивных образов, создание добрых репутаций направлены все усилия РR, при этом РR-технология со всеми своими правилами и секретами, почему-то проходит в современной учебной литературе по ведомству этики бизнеса.
Деловая мораль определяется в учебниках как коммуникативные нормы, позволяющие успешно вести дела. Она упорядочивает отношения внутри коллектива, а также помогает строить отношения фирмы с внешним миром – партнерами, потребителями, обществом в целом. Понятая таким образом деловая мораль по сути отождествляется с хорошо выполняемыми должностным обязанностям и производственными задачам. Под именем этики, кроме того, нередко фигурируют технологии управления персоналом, методы создания корпоративного единства, деловой этикет. Разумеется, ответственность предпочтительнее безалаберности, вежливость предпочтительнее хамства, а умело выбранный костюм бизнесмена, вовремя явившегося на переговоры, произведет благоприятное впечатление на его деловых партнеров. Ценность трудовой дисциплины, как и ценность этикета, не нуждается в обоснованиях. Но почему же все эти полезные вещи нужно называть этикой? Этикет управляет поведением людей в стандартных ситуациях, этика – в ситуациях нравственного выбора.
Сама лексика, бытующая в научной и учебной литературе по экономике и менеджменту - «гуманитарология», «конфликтология», «имиджеология» и т.п. - красноречиво раскрывает суть дела. Все эти «логии» есть разделы техно-«логии», а именно, технологии извлечения прибыли. Под именем этики выступают технологии управления людьми, вовлеченными в процесс производства и потребления. «Этика» играет инструментальную роль, поскольку подчинена более значимой цели роста экономической эффективности.
«Этика для экономистов» обходит вниманием такие фундаментальные проблемы морального сознания, как благо, справедливость, долг, выбор. Не потому ли, что в экономической науке отсутствует определение той цели, ради которой осуществляется экономический рост, не определен его конечный смысл. Осознание ориентиров экономического прогресса выходит, как принято считать, за пределы позитивного экономического мышления в область философии. Однако полезно было бы познакомить студентов-экономистов с такой областью знания, как хозяйственная этика. Это интегральная дисциплина, сочетающая категории экономической науки и философской рефлексии. Один из корифеев хозяйственной этики, выдающийся швейцарский экономист и социолог П.Ульрих полагал, что без понимания стратегических целей экономики невозможно и удовлетворительное решение коммуникативных проблем. Введенное им в научный оборот понятие «жизненная целесообразность» - ничто иное, как современный аналог старинной этической категории «справедливость». Лишь по отношению к жизненной целесообразности как высшему благу те или иные экономические явления можно было бы расценивать как благие или зловредные. Перед нами пример ценностной рациональности, когда экономические задачи подчиняются метаэкономической цели.
Вспомним, что М.Вебер рассматривал ценностную рациональность как порождение традиционных обществ, ограничивающих экономическое развитие. Целерациональность же, выработанную новоевропейской цивилизацией, социолог связывал с более эффективной капиталистической экономикой. Столетие спустя после Вебера, хозяйственная этика обращается к ценностной рациональности, открывая ее преимущества. Она базируется на изучении опыта экономической модернизации в странах индо- буддийской, конфуцианской, мусульманской культуры и приходит к выводу, что традиционное мировоззрение способно адаптироваться к социальным переменам, вызванным реформированием экономики. Более того -обеспечить предпринимательству моральную санкцию, легитимность.
Бедность и богатство, свобода и принуждение, индивидуализм и конформизм, гедонизм и аскетизм, - вот лишь некоторые из нравственных дилемм, о которых умалчивают учебники для экономистов, но с которыми непременно столкнутся будущие предприниматели в деловом мире. Тот или иной выбор сделает не профессионал, а нравственный субъект, личность. Обучая, например, маркетолога технологиям воздействия на сознание потребителя, можно вынести за скобки вопрос о моральной оценке подобных манипуляций. К экономической целесообразности он отношения не имеет. В свете же хозяйственной этики он является существенным.
Кажется, что современный бизнес, в отличие от послевоенного, «очеловечивается», совершая поворот от модуса «иметь» к модусу «быть». В самом деле, маркетинговые стратегии исследуют образ жизни потребителя во всем многообразии его социально-культурных (человеческих) особенностей. Успех дела ставится в зависимость не столько от удачного позиционирования товара, сколько от репутации фирмы (ее человеческого лица). Активно развиваются персонал (человечески)-ориентированные технологии управления. Думается, тем не менее, что гуманитарное знание в обновленных технологиях служит все той же цели «иметь». Ситуация в экономическом образовании вполне соответствует этой задаче.
Паршакова П.В.
студент факультет иностранных языков
Пермский Государственный
Гуманитарно-Педагогический Университет
Россия, г. Пермь
МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессам. Качество обучения в школе находится в непосредственной зависимости от педагогической технологии, которая должна быть принята для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей. Внедрение новых образовательных (педагогических) технологий является обязательным условием реализации
"Экономика и социум" №4(13) 2014