Ценностные установки студентов в контексте развития цифровой экономики: новое поколение - новые приоритеты

Автор: Часовская Л.А., Глотов Л.Д.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен авторский взгляд на трансформационные социокультурные процессы, определяющие ценностные установки у студенческой молодежи под влиянием прогрессивных технологий и информатизации. В результате внедрения цифровой экономики в российском обществе произошли социокультурные изменения в сферах образования, здравоохранения, в государственном секторе, бизнесе, в городской среде и пр., что привело к возникновению новой архитектуры информационного коммуникационного пространства и детерминировало преобразования в социально-экономических структурах, культурных практиках и экономических моделях поведения. Так как ценностные установки и ценности, сформированные в студенческие годы, являются основой для профессиональных ориентаций и социальной активности личности, они определяют не только развитие индивида, но и будущее общества в целом. Исследование ценностной системы студенческой молодежи позволило выявить новые приоритеты у данной социальной группы граждан, обусловленные развитием цифрового общества, которые окажут дальнейшее влияние на развитие социальных, экономических и культурных сфер жизнедеятельности социума.

Еще

Социокультурные процессы, цифровая экономика, социология культуры, ценности, коммуникационные процессы, информационно-коммуникационные процессы, ценностные установки, студенческая молодежь, новое поколение, новые приоритеты

Короткий адрес: https://sciup.org/149147367

IDR: 149147367   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.1.6

Текст научной статьи Ценностные установки студентов в контексте развития цифровой экономики: новое поколение - новые приоритеты

Цифровая экономика оказывает влияние как на индивида, так и на общество в целом, детерминируя противоречия и проблемы на ценностном уровне личности и на уровне социальноэкономических взаимодействий в коллективе. Данная динамика обусловила вариативность цифровых коммуникаций, определила вектор развития многих сфер жизнедеятельности общества. В этой связи исследование влияния цифровой экономики на ценности и установки личности заслуживает внимания, потому что в изменившихся социокультурных реалиях индивиду необходимо адаптироваться под новые требования цифровизации и выстраивать жизненные стратегии с учетом трендов, определяемых ею. Все это указывает на теоретическую и практическую значимость рассматриваемой проблематики и имеет несомненную ценность для науки.

Первичный социологический материал был собран в ходе исследований, проведенных нами в образовательных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга в 2024 г. Всего было опрошено 200 респондентов в возрасте от 17 лет до 21 года, получающих профессиональное образование по направлению «Реклама и связи с общественностью» по очной и очно-заочной формам обучения. Ниже приводятся данные социологического опроса, которые обеспечивают новизну исследования. Материалы статьи могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения различных исследований по проблемам, связанным с влиянием цифровой экономики на трансформацию ценностей и ценностных установок студенческой молодежи. Выдвинутые нами положения и выводы могут позволить улучшить механизмы социального управления в условиях протекания процессов, происходящих в эпоху цифровизации, использоваться учебными учреждениями при реализации образовательных программ.

Под цифровизацией, или цифровой трансформацией, мы будем понимать «представление реальных объектов и процессов в цифровых образах, представляющих эти объекты в моделях и дальнейших взаимодействиях» (Огнивцев, 2019).

Для цифровизации экономики требуется формирование информационно-компьютерных компетенций у граждан и усвоение ими цифровых ценностей и установок. ВЦИОМ выделяет четыре категории населения по степени компьютерной грамотности: «с высоким уровнем владения – 30 %, выше среднего – 32 %, ниже среднего – 18 %, с низким уровнем владения – 20 %. При этом большинство опрошенных удовлетворены своим уровнем владения цифровыми компетенциями (60 %)»1.

По предварительным итогам реализации национального проекта «Цифровая экономика», в электронный вид «были переведены 95 % социально значимых массовых услуг»2.

Так, разработка и развитие портала «Госуслуги» позволяют получать широкий спектр услуг в режиме онлайн всем категориям граждан практически из любого региона страны. Такой вид информационно-цифровой коммуникации изменил взаимодействие гражданина с государственными органами.

Однако низкая информационная грамотность и адаптация к цифровизации усилила рост утечек личных данных и обострила проблему конфиденциальности и защиты персональной информации. «Россия возглавила рейтинг стран по количеству объявлений о продаже баз данных компаний в даркнете, на российские объявления пришлось примерно 10 % от их общего количества за первое полугодие 2024-го»3.

Цифровизация внесла изменения в бизнес-коммуникации. Российские компании активно переходят на новые технологии работы. Так, например, широкое распространение получила электронная коммерция: отмечается рост рынка онлайн-торговли на маркетплейсах, изменение потребительского поведения, покупатели меньше посещают рынки и магазины, предпочитая онлайн покупки и доставки. Бизнес автоматизирует свои процессы, внедряя CRM-системы, ERP-решения и другие технологии.

В сфере финансов увеличивается пользование сервисами Яндекс.Деньги, Qiwi, и других, растет интерес к криптовалютам. В России вместо распространённого термина «криптовалюта» правомерно использовать термин «цифровая валюта»4.

Развитие искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности создает новые формы взаимодействий и коммуникации в социокультурном пространстве. Технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) находят широкое применение в различных инду- стриях. Первая из названных используется в медицине, образовании, торговле, туризме, военнопромышленном комплексе. «В 2024 году закупать VR-устройства стали еще активнее. Только с начала июня было выполнено 140 закупок на общую сумму в 374 млн рублей. Чаще всего VR-системы закупаются для кабинетов ОБЖ и классов виртуальной реальности»1. На производстве для обучения сотрудников используют AR (дополненную реальность). Моделирование сложных процессов возможно при наложении информации в реальном времени. АR (дополненная реальность) в медицине применяется во время операций. Возможно ее использование для обучения студентов-медиков, для реабилитации больных. В образовании целесообразно привлечение данной технологии для организации уроков естественно-научного направления. Студенты-маркетологи могут обучаться с ее помощью мерчандайзингу и пр.

Цифровизация кардинально изменила социально-коммуникационные процессы в деятельности компаний и организаций, открыв новые горизонты для рабочего общения и взаимодействия. Так, платформы для совместной работы, например, Zoom, позволяют командам работать удаленно. Однако это также требует нового подхода к управлению временными зонами, культурными различиями и к самодисциплине (Дитковская, 2020).

В сфере образования используются возможности удаленного доступа к образовательным ресурсам, изменились функции участников учебного процесса – «от студента требуется работа над совершенствованием своих профессиональных компетенций, расширением базовых и фоновых знаний (Часовская, 2022). Трансформация информационно-коммуникационных процессов в образовательной сфере продолжается и закрепляется на уровне действующего законодательства. Так, в «Законе об образовании РФ» от 2012 г. появились статьи, регулирующие коммуникации в цифровой среде: ст. 16, ст. 18, ст. 97, ст. 98, ст. 98.12.

В сфере здравоохранения произошли не менее значимые трансформации в коммуникациях между участниками. Внедрены услуги дистанционных консультаций и мониторинга состояния пациентов, происходит переход на электронные записи к врачу, что упрощает доступ к медицинской информации и улучшает взаимодействие между специалистами и пациентами.

В городской среде развиваются технологии для повышения качества жизни людей, включая системы умного освещения, паркинга и мониторинг дорожного движения, системы электронных билетов в общественном транспорте. В социокультурное пространство повседневной жизни все больше интегрируется искусственный интеллект (ИИ) и устройства, подключаемые к нему и регулируемые им.

Следует отметить, что развитие цифровизации больше ориентируется на индивида-одиночку. «Этому способствуют социокультурная реальность современного общества, которая позволяет человеку прожить одному. В современных условиях весь строй жизни ориентирован на индивида-одиночку. Экономическая и производственная системы с развитой инфраструктурой, с системой индивидуальной зарплаты дают возможность быть независимым от семейного клана, общины, родственников. Полученное образование и профессия позволяют найти работу, иметь постоянный источник дохода и обеспечивать себя материально. Развитая система общественного питания и обслуживания позволяет избавиться от забот домашнего быта. Средства массовой информации, Интернет вполне могут заполнить нишу информационного и коммуникационного дефицита»3.

Цифровизация создает возможности для общения, но, как отмечают специалисты, она также приводит к парадоксальной ситуации, когда люди чувствуют недостаток живого общения, «85 % респондентов считают, что виртуальное общение помогает только на время забыть о состоянии одиночества» (Желонкина, 2016).

Для успешного преодоления противоречий и решения возникающих проблем необходимо учитывать не только технические, но и социально-экономические факторы. Проведенное исследование позволило выявить новые установки и ценности, сформированные цифровой экономикой у студенческой молодежи в вышеописанных социально-экономических реалиях, и обнаружить новые приоритеты у социально активного поколения, которые не могут не сказаться на развитии социальных, экономических и культурных сфер жизнедеятельности общества и индивидов в нем.

Среди опрошенных с национальным проектом «Цифровая экономика РФ»4 знакомы только 32,4 % респондента, данные указывают на то, что студенты узнают о нововведениях цифровой экономики, сталкиваясь с ними непосредственно в жизни. Так, 99 % участников нашего исследования зарегистрированы на Госуслугах. По степени значимости респонденты расставили ценности информационной (цифровой) культуры следующим образом:

  • –    знание и применение современных цифровых технологий – 68,6 %;

  • –    широкое использование цифровых каналов для взаимодействия – 62,7 %;

  • –    привлечение информационных технологий для решения повседневных задач – 52 %;

  • –    знание принципов информационной безопасности – 48 %;

  • –    понимание принципов поведения в цифровой среде – 45,1 %;

  • –    принятие решений на основе анализа цифровых данных – 31,4 %.

Законы, регулирующие онлайн-активность, скорее одобряют 54,9 % информантов, не согласны с ними – 22,5 % опрошенных, затруднились с ответом на заданный вопрос 22,5 % участников исследования. Наиболее важными качествами опрошенные считают: усвоение информационной грамотности (57,8 %); владение технологиями коммуникации (51 %); развитие информационной культуры (47,1 %). Большинству респондентов (98 %) нравится возможность онлайн-записи в сфере образования, здравоохранения и пр. На фоне распространения фейковых новостей и манипулятивного контента 92,2 % участников исследования считают, что необходимо развивать критическое мышление и медиабезопасность. В этом контексте, на наш взгляд, в условиях изобилия информации у студентов также следует формировать критический анализ и оценку достоверности получаемых данных. Образование должно акцентироваться не только на технических знаниях, но и на развитии критического мышления. В целом, выявленные данные указывают на высокую степень ориентации обучающихся на информатизацию и цифровизацию. Тем не менее сами студенты отмечают, что испытывают стресс и чувство перегруженности, а также тревогу от огромного потока информации – так заявили 53,9 % опрошенных.

Несмотря на все преимущества, цифровизация меняет коммуникационные процессы не только в положительную, но и в отрицательную сторону. Индивид сталкивается с огромным потоком информации, что затрудняет ему фильтрацию важного от несущественного. Доказано, что многие потребители не воспринимают информацию на баннерах и в Интернете. В 1998 г. термин «баннерная слепота» (banner blindness) предложил Я.П. Бенвей (Benway, 1998). Таким образом, с распространением информатизации общества предпринимателям все труднее получить и удержать внимание потребителя.

Исследование ценностных установок студентов как потребителей товаров и услуг показали следующие результаты. Для 76,5 % опрошенных является нормой доступность информации и услуг по подписке. Нравится приобретать товары в смешанном формате 38,2 % информантам; онлайн – 31,4 %; не отдают предпочтение какому-то одному способу покупок, действуют исходя из ситуации 24,5 % опрошенных; офлайн приобретают товары 5,9 % участников исследования. Интересны и следующие результаты: в выборе товаров и услуг 51 % опрошенных следует моде и трендам от случая к случаю; всегда – 0,4 %; никогда – 18,6 %. При обслуживании предпочитают индивидуальный подход 53,9 % респондентов; против него – 40,2 %. Ценят бренды и компании, которые стараются минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, 74,5 % опрошенных; для 9,8 % информантов этот фактор оказался незначимым; затруднились определить свою позицию 15,7 % участников исследования.

Следует отметить, что электронная коммерция и сервисы подписки не только изменили способы потребления, но и сформировали иной приоритет ценностей: на первый план выходят быстрота и удобство получения товара. Переход к цифровой экономике и активное внедрение информационных технологий меняют мировосприятие, способы взаимодействия и даже базовые ценности, которые определяют поведение и принимаемые решения.

Для поколения next покупка товаров, возможно, в будущем не будет связана с перемещением в реальном пространстве, так как него вполне подойдут онлайн-покупки и доставки.

Развитие цифровой экономики также привело к трансформации рынка труда. На первый план выходят профессии, отвечающие запросам времени и информатизации общества, появляются новые ценности и ориентации, отмирают старые. Роботизация и внедрение искусственного интеллекта ведут к постепенному вытеснению работника из оцифрованных процессов: с данным утверждением согласны более половины респондентов – 51 %; имеют иную точку зрения – 41,2 %; затруднились ответить – 7,8 %. Интересен и тот факт, что в профессиональной деятельности работающие студенты используют искусственный интеллект – таких оказалось 46,1 %; данный процесс характеризуется периодичностью у 27,5 % опрошенных; и лишь 26,5 % респондентов трудятся без задействования цифровых технологий.

При этом 63,7 % участников нашего исследования считают, что автоматизация и роботизация не могут привести к потере ими рабочего места, имеют противоположную точку зрения 25,5 % опрошенных студентов; затруднились ответить – 10,8 %. Профессионалы должны обладать набором навыков из разных областей, что позволяет им работать в многофункциональных командах и адаптироваться к быстро меняющемуся рынку труда: согласны с данным мнением 93,1 % респондентов. При этом участники исследования в своем большинстве (94,1 %) уверены, что в условиях постоянных изменений в технологиях и методах работы работодатели ценят сотрудников, которые готовы постоянно обучаться и развиваться. Программы переподготовки и повышения квалификации должны стать стандартной практикой, а не исключением – с этим утверждением согласны 90,2 % студентов; затруднились определить свою позицию 7,8 % опрошенных; и лишь 2 % респондентов выразили отсутствие солидарности с подобным мнением. При трудоустройстве отдадут предпочтение той компании, ценности которой будут им близки, 63,7 % участников нашего исследования; по возможности поступят так же 34,3 % опрошенных, не уделяют внимания соответствию аксиологических приоритетов 2 % студентов.

В связи с распространенностью в постпандемийный период практики удаленного формата работы нас интересовало отношение к ней современной молодежи. Участники опроса поставили на первое место ценность «время» при работе дистанционно (72,5 %); на второе – самоуправление (68,6 %); на третье – результат (58,8 %); на четвёртое – исполнительность (46,1 %); на пятое – креативность (29,4 %).

Таким образом, можно заключить, что с переходом на дистанционные форматы деятельности значимость таких факторов, как офисная культура, снижается, в то время как ценность времени, самоуправления и достижения результата повышается.

С уверенностью можно сказать, что современные студенты понимают запросы работодателей и ориентированы на быстрое приобретение новых цифровых компетенций, отдают приоритет новым технологиям и каналам коммуникаций.

В неформальном общении эта тенденция сохраняется: контактируя с друзьями, родственниками, знакомыми, участники нашего исследования предпочтение отдают голосовым сообщениям в 51 % случаев; 32,4 % респондентов преимущественно пользуются текстовыми сообщениями; звонки предпочитают 16,7 % опрошенных. При этом 50 % участников исследования считают, что увеличение виртуального общения может привести к тому, что люди станут менее эмоционально вовлеченными в межличностные взаимодействия и будут испытывать одиночество, ан-тагонируют им 28,4 % опрошенных респондентов; затруднились с ответом 21,6 % студентов.

Подобные результаты находят свое подтверждение в позиции респондентов относительно использования мессенджеров и социальных сетей: активно пользуются ими и демонстрируют в них членам виртуального сообщества личную жизнь 48 % опрошенных; не ведут своих онлайн-страниц 35,3 % студентов; выкладывают на всеобщее обозрение только то, что связано с профессиональной деятельностью, 16,7 % респондентов.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что новые ценностные установки у студенческой молодежи, обусловленные переходом к цифровой экономике, успешно адаптируются к социально-экономической реальности и соответствуют требованиям активной цифровизации и информатизации, охватившим все аспекты жизни общества и бизнеса, что станет ключевым фактором для дальнейшего развития страны. Изменения ценностных установок под влиянием информатизации и цифровой экономики – это динамический процесс, который продолжает свое развертывание. Он требует от общества гибкости и способности к адаптации, открытости новому опыту и переосмысления традиционных взглядов на жизнь. Важно учитывать влияние этих изменений как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума в целом, чтобы обеспечить нашей стране устойчивое и гармоничное будущее.

Список литературы Ценностные установки студентов в контексте развития цифровой экономики: новое поколение - новые приоритеты

  • Дитковская П.А. Формирование корпоративной культуры в условиях удаленного режима работы // Студенческий. 2020. № 39-3 (125). С. 65-68. EDN: XUJIPN
  • Желонкина О.К. Выявление видов одиночества, переживаемого в юности при активном виртуальном общении // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 6А. С. 21-29. EDN: YKPDPR
  • Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровых АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2. С. 77-80. DOI: 10.24411/2587-6740-2019-12034 EDN: ZDMXQT
  • Часовская Л.А. Профессиональные ценности студентов направления рекламы // Образование 4.0: Конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив. М., 2022. С. 22-27. EDN: CZEWWO
  • Benway J.P. Banner Blindness: The Irony of Attention Grabbing on the World // Wide Web. Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 42nd Annual Meeting. 1998. Vol. 1. P. 463-467. DOI: 10.1177/154193129804200504
Статья научная