«Центр бури»: маккартизм в американской культуре и кинематографе

Бесплатный доступ

Введение. Статья посвящена рассмотрению маккартизма как одного из ведущих факторов, оказавших влияние на культурную политику и политику памяти в США на протяжении всего периода холодной войны. Методы и материалы. Исследуются способы репрезентации атмосферы консервативного идеологического контроля в США в кинопроизведениях 1950-2010-х годов. Фильмы рассматриваются как медиатексты, а содержащиеся в них образы - как символические ресурсы, использующиеся для формирования и трансформации коллективной идентичности, легитимации власти, ее контрольно-репрессивных технологий и практик - социальной мобилизации, политизации повседневности, цензуры, сегрегации на «своих» и «чужих». Анализ. В ходе историко-имагологического анализа производится условная типологизация потенциальных агентов маккартизма, выделяются: институциональные карьеристы-конформисты, администраторы; «мягкие» конформисты - несостоявшиеся оппозиционеры политическому давлению; индоктринированные представители массовой культуры, демонстрирующие активную сопричастность власти в деле наложения идеологических ярлыков, поощрения шпиономании и разоблачений.

Еще

Маккартизм, холодная война, медиапространство, американский кинематограф, культура, образ врага, идеологический контроль, символическая политика

Короткий адрес: https://sciup.org/149145123

IDR: 149145123   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2024.1.5

Список литературы «Центр бури»: маккартизм в американской культуре и кинематографе

  • Белов С. И. Антисемитизм в дореволюционной России в зеркале Голливуда как ресурс конструирования антиобраза США // Диалог со временем. 2022. Вып. 79. С. 228-235. DOI: https://doi.org/10.21267/AQUILO.2022.79.79.014
  • Белов С. И. Легитимация покупки Аляски США в американском историческом кинематографе «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 2. С. 208–214. DOI: https://doi.org 10.31166/VoprosyIstorii202002Statyi21
  • «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / под ред. О. В. Рябова. М.: Аспект Пресс, 2023. 400 с.
  • Гарбузов В. Н. Американские консервативные волны // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. 2016. № 5. С. 3–17.
  • Журавлева В. И. Окончание «холодной войны образов»: визуальный поворот в советско-американских отношениях // Окончание холодной войны в восприятии современников и историков, 1985– 1991. М.: РГГУ, 2021. С. 234–256.
  • Кутлимурадова Н. И. Реакция американского общества на политику маккартизма, 1950–1954: коммунисты против Маккарти // Меридиан. 2020. № 7. С. 153–155.
  • Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти раамат, 1973. 135 с.
  • Очереднюк О. Ю. Маккартизм и Голливуд в конце 1940-х – первой половине 1950-х годов // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2022. № 2 (75). С. 87–96. DOI: https://doi.org/10.37724/RSU.2022.75.2.009
  • Очереднюк О. Ю. Сенатор Маргарет Чейз-Смит как первый представитель оппозиции маккартизму // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 3. С. 85–96. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-2988-2021-12-3-85-96
  • Репина Л. П. Память о событиях в измерениях пространства и времени // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 34–40. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-1-34-40
  • Рябов О. В. «From Russia with love»: образ СССР в гендерном дискурсе американского кинематографа (1946–1963 гг.) // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 166–176.
  • Самуйлов С. М. Трампизм: раскол общества и элиты. М.: Весь Мир, 2022. 234 с.
  • Супоницкая И. М. Общество против Джозефа Маккарти // Новая и новейшая история. 2021. № 2. С. 135–147. DOI: https://doi.org/10.31857/S013038640014274-9
  • Супоницкая И. М. Предатели и жертвы в эпоху маккартизма // Вопросы истории. 2017. № 5. С. 135–146.
  • Тетерин П. В., Киселев М. А. Политика маккартизма в российской историографии // Вестник Московского государственного областного университета. 2022. № 3. С. 121–132. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-3-121-132
  • Федоров А. В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Информация для всех, 2017. 389 c.
  • Юдин К. А. Кинополитика и идеология США в период «холодной войны» // Вопросы истории. 2020. № 12-1. С. 84–97. DOI: https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202012Statyi07
  • Юдин К. А. Советские и американские кинопроизведения 1940 – начала 1950-х гг.: медиа-текстуальный дискурс «холодной войны» // Вестник Гуманитарного института. 2020. Вып. 1. С. 49–56.
  • «Я считал, что русские наши друзья, что они отважные люди, которые разгромили огромные силы немцев». Интервью с Р. Инглхартом // Историческая экспертиза. 2019. № 4. С. 9–18.
  • Balio T. Grand Design: Hollywood as a Modern Business Enterprise, 1930–1939. N. Y.: Scribner, Cop. 1993. 483 p.
  • Bernhard N. U.S. Television News and Cold War Propaganda, 1947–1960. N. Y.: Cambridge University Press, 1999. 245 p.
  • Ceplair L., Englund S. The Inquisition in Hollywood: Politics in the Film Community, 1930–1960. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. 583 p. 23. Dick B. F. The Screen Is Red: Hollywood, Communism, and the Cold War. Jackson: University Press of Mississippi, 2016. 282 р.
  • Doherty T. Cold War, Cool Medium: Television, McCarthyism, and American Сulture. N. Y.: Columbia University Press, 2003. 305 p.
  • Heed T., Kubyshkin A. I. Make America Great Again? How Do We Explain Trumpism // Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 2022. Vol. 27, № 2. P. 101–111. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.2.9
  • LoSasso M. A. The Depiction of the Great Patriotic War on American Television During the Second Red Scare // RGGU Bulletin. Political Science. History. International Relations Series. 2021. № 2. Р. 22–36. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-2-22-36
  • Riabov О. “Red Machine”: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema // Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8, № 2. P. 536–550. DOI: https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.479
  • Sbardellati J. Edgar Hoover Goes to the Movies: The FBI and the Origins of Hollywood’s Cold War. Ithaca: Cornell University Press, 2012. 264 p.
  • Schwartz R. A. Cold War Culture: Media and the Arts, 1945–1990. N. Y.: Facts on File, 1998. 376 p.
  • Shaw T. Hollywood’s Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. 336 p.
  • Smith J. Film Criticism, the Cold War, and the Blacklist: Reading the Hollywood Reds. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 2014. 368 р. 32. Strada M. J., Troper H. R. Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy. London: Scarecrow Press, 1997. 312 p.
Еще
Статья научная