Что такое номинативный язык общества? Философский анализ социальной теории О. Розенштока-Хюсси

Автор: Макаров Андрей Иванович, Селезнев Илья Сергеевич

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ социального аспекта языка на основе методологических идей О. Розенштока-Хюсси. Подход мыслителя к анализу социальных феноменов базируется на идее неразрывной связи между процессами мышления, речи и коммуникации, которые фундированы в языке. Последний рассматривается философом не только как смысловая структура, но и как сила, изменяющая человека и социум. Такой речевой подход к анализу общества намечает некоторые возможные пути выхода из того кризиса социального, в котором пребывает современная европейская культура. Власть языка Розеншток-Хюсси понимает с диалогических позиций как власть речи, способной устанавливать длительные и свободные отношения между людьми. Будучи встроенной в процесс диалогической мысли ХХ в., философия Розенштока-Хюсси стремится преодолеть язык науки Нового времени, редуцировавшей человеческую личность к обезличенному субъекту познания. Критикуя всю западную философскую традицию за ее монологичность и стремление к «чистому» знанию, Розеншток-Хюсси видит цель мышления в диалогической речи, преобразующей и говорящего, и слушающего. Розеншток-Хюсси вводит в философский оборот оригинальную концепцию имени. Последнее в его социальной теории является посредником между языком и обществом, обеспечивающим процессы нормальной социальной коммуникации. В связи с этим авторы статьи считают полезным для социальной философии и социологии введение понятия «номинативные социальные практики»: это понятие позволяет уточнить роль императивной речи в процессах социализации. В результате исследования социальной философии мыслителя авторы предлагают концепт «номинативного языка» как системы социальных имен и номинативных практик. Актуальность обращения к номинативному языку общества обусловливается, согласно авторам, его социальной проблематичностью, в частности, дисфункцией имен в современном обществе.

Еще

Социальная философия, номинативный язык, номинативные практики, имя, диалогизм, власть языка

Короткий адрес: https://sciup.org/149130489

IDR: 149130489   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.3

Список литературы Что такое номинативный язык общества? Философский анализ социальной теории О. Розенштока-Хюсси

  • Бауман 2005 - Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.
  • Бурдье 2005 - Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2005.
  • Вежбицкая 2001 - Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Яз. слав. культуры, 2001.
  • Розеншток-Хюсси 1994 - Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Канон, 1994.
  • Розеншток-Хюсси 1997 - Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М.: Канон, 1997.
  • Розеншток-Хюсси 2000 - Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.: Университетская книга, 2000.
  • Розеншток-Хюсси 2002 - Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М.: Канон, 2002.
  • Фуко 1994 - Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.
  • Хайдеггер 1993 - Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Пять главных рубрик в мысли Ницше. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  • Rosenstock-Huessy 1930 - Rosenstock-Huessy E. Soziologie I. Die Krдfte der Gemeinschaft. Berlin: de Gruyter & Company, 1930.
Статья научная