Цифровые экосистемы в сервисной экономике

Бесплатный доступ

Глобальная цифровизация стала тем фактором, который оказывает кардинальное влияние на все сферы социально-экономической жизни общества, включая появление новых форм организации бизнеса в виде цифровых экосистем. Показано, что сервисная экономика выступает в качестве важной составляющей национальной экономики и её роль постоянно возрастает. Цифровые экосистемы могут создаваться на различных уровнях экономики, включая мега-, макро-, мезо- и микроуровень, однако чаще всего они формируются на мезо-отраслевом уровне. Целью исследования является изучение перспектив создания и направлений развития цифровых экосистем в рамках российской сервисной экономики. Рассмотрены преимущества организации экономической деятельности в форме цифровых экосистем для всех её участников. Показано, что эта новая форма организации бизнеса позволяет реализовать такие принципы, как комплементарность и win-win, которые приобретают особую значимость в экономике сферы услуг. Развитие цифровых экосистем является ключевым направлением цифровизации в сервисной экономике.

Еще

Сервис, сервисная экономика, цифровые экосистемы, информационное пространство, комплементарность, цифровые сервисы

Короткий адрес: https://sciup.org/140305421

IDR: 140305421   |   DOI: 10.5281/zenodo.12604963

Текст научной статьи Цифровые экосистемы в сервисной экономике

To view a copy of this license, visit

Экономика сферы услуг или сервисная экономика является важнейшей составляющей мировой экономики. По данным Всемирного банк а1, в 2022 г. вклад сферы услуг в мировой ВВП составил 63,9%. В США на сферу услуг приходится 77,6% ВВП, Великобритании – 72,2%, Франции – 70,7%, Германии – 62,7%, Российской Федерации – 54%, Китае – 52,8%.

В условиях глобальной цифровизации информация становится важнейшим активом сервисной экономики, также меняется схема взаимодействия между всеми субъектами рынка сферы услуг [7, 11]. Многие бизнес-про-цессы предприятий сервиса подлежат цифровизации, формируются новые организационно-экономические условия ведения бизнеса [3, с.85]. Кардинальному изменению подвергаются ключевые основы ведения предпринимательской деятельности в условиях цифровой трансформации [13]. Ключевым трендом трансформации деятельности сервисной индустрии является создание цифровых экосистем, что обусловило актуальность темы данной статьи.

Исследованию вопросов создания и применения цифровых платформ и экосистем посвящены труды российских и зарубежных ученых Г.Б. Клейнера [5], А.Ю. Бурова [2], И.А. Титова [12], D.B. Audretsch, J.A. Cunningham, D.F. Kuratko [15], A. Hein, M. Schreieck, T. Riasanow [16], M. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer [17], G. Parker, M. Van Alstyne, X. Jiang [19] и др. Следует отметить, что теория экосистемной организации бизнеса на данный момент ещё только формируется, практически отсутствуют исследования специфики цифровых экосистем в сфере услуг.

Целью исследования является изучение основных принципов функционирования цифровых экосистем и перспективы цифровой экосистемной организации сервисной экономики.

В качестве методов исследования применялся анализ и синтеза информации, системный подход, сравнительный и статистический анализ данных.

Результаты исследования

Цифровую сервисную экономику следует рассматривать на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях. Мегауровень соответствует изучению сферы услуг в мировом масштабе, макроуровень связан с изучением цифровизации сферы услуг на уровне национальных экономик, мезоуровень сервисной экономики отождествляется с региональным или отраслевым уровнем, микроуровнь предполагает цифровизацию деятельности отдельных предприятий сервиса, что позволяет повысить их эффективность деятельности. Существующие на сегодняшний день цифровые экосистемы представлены на различных уровнях: к мегауровню относятся Google, Amazon, Alibaba и др., к макроуровню можно отнести Wildberries, Авито, Ozon, Сбер, МТС, Госуслуги и другие, к отраслевому мезоуровню следует отнести ЦИАН, Avito, HeadHunter и др., к микроуровню – экосистема Северстали.

Сфера услуг развивается во многих странах, включая Россию. На рис. 1 показан объём платных услуг населению с 2005 по 2022 гг.

С 2005 по 2019 гг. зафиксирован рост объёма платных услуг населению, однако в связи с пандемией в 2020 г. этот показатель упал на 14,6%, за 2021-22 гг. он восстановился.

Постоянно растёт уровень вовлеченности населения в использование различных цифровых сервисов. На рис. 2 показаны направления использования услуг сети Интернет населением России в 2022 г. [4, с.176]. Среди наиболее популярных цифровых услуг следует отметить осуществление банковских операций (62%), покупку товаров или услуг (51,5%), продажу товаров и услуг (13,5%).

Совершенствование сервисной индустрии осуществляется не только в области технологических инноваций, но и в сфере маркетинговых, экономических, организационных инноваций, причём лидирующие позиции занимает цифровизация бизнес-процессов [9, с.18].

2 Источник: данные Росстата. URL:

Одним из инновационных подходов организации бизнеса следует признать экосистемный подход, который активно развивается в последние годы. В силу новизны и недостаточной разработанности теоретико-методологической базы экосистемной организации бизнеса на данный момент нет однозначного толкования понятия экосистемы применительно к экономике. Ряд авторов считает, что под экосистемной организацией в экономике следует понимать группу взаимодействующих фирм, деятельность которых тесно связана и зависит друг от друга [1, с.359]. Цифровую экосистему рассматривают также как клиентоцентричную бизнес-модель, объединяющую продукты, услуги, информацию различных её участников для удовлетворения потребностей клиентов [6, с.3]. Следует отметить, что клиентоцентрич-ность сервисных экосистем следует рассматривать как их важнейшую отличительную черту.

По нашему мнению, экосистемная организация бизнеса представляет собой информационно взаимосвязанную совокупность субъектов рынка, создающих совместные продукты и услуги, обладающие новой потребительной стоимостью по сравнению с той, которую могут обеспечить эти субъекты по отдельности.

При применении экосистемного подхода одним из важнейших его преимуществ перед другими формами организации бизнеса является реализация принципа комплементарно-сти (дополняемости) продуктов и услуг [8, с.31]. Суть комплементарности состоит в том, что совместное участие разных экономических субъектов в производстве продуктов и оказании услуг приводит к созданию новой потребительной стоимости (дополнительной ценности), которая является более ценной для потребителя, чем продукты и услуги отдельных производителей. При этом в рамках экосистемной организации бизнеса в максимальной степени обеспечивается своевременность, доступность, качество и персонификация продуктов и услуг.

Создание и развитие цифровых платформ стало технологической основой формирования цифровых экосистем, которые становятся новой формой организации бизнеса. Этому также способствовала смена поколений и появление так называемых цифровых потребителей, которые относятся к поколению миллениалов и зуммеров [18, с.80]. Экосистемный подход также позволяет минимизировать транзакционные издержки за счёт отказа от посредников, что снижает себестоимость товаров и является крайне привлекательным для покупателей. К ключевым особенностям цифровых экосистем следует отнести то. что они базируются на одной или нескольких цифровых платформах, обеспечивают интеграцию продуктов и услуг различных производителей и продавцов, формируют большие массивы данных (Big Data) о товарах, потребителях, рынках, обработка которых позволяет получать уникальную информацию. По мнению ряда экспертов, вклад цифровых экосистем в мировой ВВП к 2025 году может составить 30% [14, с.11].

Важной характеристикой цифровых экосистем является реализация принципа win-win который означает, что каждый участник экосистемы получает определённые выгоды, которые показаны в табл. 1.

Технологической основой цифровой экосистемы выступают цифровые платформы, которые информационно объединяют участников экономического рынка на взаимовыгодных условиях с целью создания новой ценности, которая не может быть создана вне этой экосистемы.

Цифровые платформы обеспечивают [10, с.224]:

  • -    эффективное бизнес-взаимодействие всех участников цифровой экосистемы в рамках совместного информационного пространства;

  • -    получение определённых выгод всеми пользователями цифровой экосистемы;

  • -    алгоритмизацию действий пользователей;

  • -    оптимизацию транзакционных расходов.

Таблица 1 – Выгоды участников цифровой экосистемы

Субъект (участник) цифровой экосистемы

Выгоды, получаемые участниками цифровой экосистемы

Покупатель

Возможность приобретения продуктов или услуг, обладающих повышенной потребительной стоимостью по сравнению с товарами отдельных производителей (поставщиков), снижение стоимости товаров за счёт уменьшения транзакционных издержек, доступ к товарам различных производителей в режиме «одного окна» через общую цифровую точку доступа по единому клиентскому ID, клиентская система поддержки в том числе в форме чат-ботов и с применением технологий искусственного интеллекта

Продавец или производитель товара

Формирование эффективной коммуникации с потребителем, расширение целевой аудитории и увеличение объёмов продаж, возможность создания совместного с другими участниками экосистемы товара с повышенной потребительной стоимостью, приносящей дополнительную прибыль, дополнительные возможности продвижения товаров без увеличения затрат на рекламу, доступ к сервисам компаний-партнёров, пользование общей инфраструктурой цифровой экосистемы

Владелец экосистемы

Выгоды за счёт совершаемых сделок и предложения дополнительных услуг

В цифровой экосистеме в максимальной степени проявляется эффект комплементарно-сти и синергии всех её участников. Одними из первых цифровых экосистем являются китайские Alibaba и Tencent, которые продемонстрировали принципиальные отличия экосистемного подхода в организации бизнеса от традиционных схем. К крупнейшим российским цифровым экосистемам относят Сбер, Яндекс, VK, Тинькофф, МТС, Wildberries, Ozon, МегаФон и др. Все перечисленные цифровые экосистемы относятся к сервисной экономике.

В условиях санкционного давления со стороны недружественных стран крупнейшие российские цифровые экосистемы Сбер, Яндекс, VK, МТС, Тинькофф частично потеряли выход на международный рынок, они постоянно обновляют состав своих сервисов, закрывают убыточные и создают новые сервисы, занимают рыночные ниши, освободившиеся после ухода с российского рынка иностранных компаний, в частности, все экосистемы создали свои платёжные сервисы (SberPay, Яндекс Пэй, VK Pay, МТС Pay, Tinkoff Pay)3. В цифровых экосистемах доступны различные категории сервисов, в том числе покупка и доставка (СберМаркет, ЯндексМаркет, VK Маркет, МТС онлайн и др.), разнообразные финансовые сервисы, включая онлайн-бан-кинг, здоровье (еАптека, ЯндексЗдоровье, СберЗдоровье, VK Здоровье и др.), образование (СберУниверситет, ЯндексАкадемия, Ян-дексРепетитор и др.), медиа и развлечения, путешествия (СберСпасибоТрэвел, Яндекс Путешествия, МТС Трэвел, Тинькофф Путешествия и др.).

Важной характеристикой цифровых экосистем является наличие огромного массива информации (Big Data), который при определённой аналитической обработке может служить источником новых знаний о покупателях, партнёрах, рынках. Технологии искусственного интеллекта позволяют генерировать принципиально новую информацию и прогнозировать будущее поведение клиентов, делать прогнозные расчёты спроса и т.п. Подобная информация позволяет предвосхитить желания потребителя и обеспечить персонифицированный подход к каждому клиенту. Получаемые знания имеют огромную ценность и могут быть успешно монетизированы за счёт создания более привлекательных для клиентов товаров и услуг, оптимального управления продажами и т.п. Такие данные позволяют создавать более сложные и точные представления об отдельных клиентах и помогают компаниям разрабатывать продукты (услуги, более адаптированные к их предпочтениям (персонализированные).

Перспективы развития цифровых экосистем весьма позитивны и будут иметь большое значение для будущего роста сервисной экономики, т.к. они создают более комфортные условия для доступа потребителей к товарам и услугам, а также обеспечивают определённые выгоды и другим участникам экосистем.

Цифровые экосистемы повышают требования к используемым цифровым технологиям, уже сейчас технологии цифровых экосистем активно используют облачные решения, блокчейн, Интернет вещей, большие данные, технологии искусственного интеллекта и аналитические решения. Совместное использование данных останется ключевым фактором создания ценности экосистем. Наиболее важными задачами останутся повышение цифровых навыков персонала, также будут востребованы компетенции сотрудников в принятии решений междисциплинарного характера, управление талантами и коммуникационные навыки.

Заключение

Цифровое развитие сервисной экономики связано прежде всего с развитием цифровых экосистем. Наиболее успешные и крупные российские экосистемы имеют большие технологические перспективы в сфере создания сервисов на основе применения искусственного интеллекта, блокчейна, BigData и других передовых технологий. Ведущие цифровые экосистемы применяют инструменты, позволяющие создавать дополнительную потребительную стоимость и удовлетворять все возрастающие потребности пользователей. Чем больше цифровых сервисов аккумулируется в цифровой экосистеме, тем более удовлетворённым становится потребитель и его легче удержать в рамках этой экосистемы.

Список литературы Цифровые экосистемы в сервисной экономике

  • Асадуллина А.В., Вилкул Н.А. Цифровые экосистемы: методологические основы и структурная трансформация в России // Russian Economic Bulletin. 2024. Т.7. №1. С. 358-370.
  • Бурова А.Ю. Цифровые экосистемы: необходимость и содержание законодательного регулирования // Журнал российского права. 2024. Т.28. №1. С. 143-155.
  • Головцова И.Г., Сучкова М.Ю. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. №4(54). С. 81-86.
  • Индикаторы цифровой экономики: 2024: Стат. сб. / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с.
  • Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. №1(59). С. 40-45.
  • Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы». 2021. URL: https://economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a871be41599850/koncepciya_21052021.pdf.
  • Эскиндаров М.А. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых проектов, решений и гипотез: Монография. М.: Дашков и К, 2021. 641 с.
  • Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №4. С. 27-36.
  • Морозов М.М. Инновационные бизнес-модели в сервисной индустрии с целью обеспечения её устойчивого развития // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №1(103). С. 15-23.
  • Морозов М.М., Морозов М.А. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики // Вестник Академии знаний. 2021. №45(4). С. 221-227.
  • Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции. Монография / Под ред. М.А. Эскиндарова. М.: Дашков и К, 2023. 352 с.
  • Титов И.А. Цифровые платформы как драйвер реализации проектов компаний по импортозамещению ИТ-инфраструктуры: опыт экосистемы «СБЕР» // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2024. Т.13. №1. С. 43-49.
  • Шаркова A.B. и др. Трансформация предпринимательской деятельности: новые технологии, эффективность, перспективы: Монография. М.: Дашков и К, 2021. 374 с.
  • Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. М.: Ин-т эконом. политики им. Е.Т. Гайдара, 2022. 55 с. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf.
  • Audretsch D.B., Cunningham J.A., Kuratko D.F. et al. Entrepreneurial ecosystems: Economic, technological, and societal impacts // The Journal of Technology Transfer. 2019. Vol.44. Pp. 313-325.
  • Hein A., Schreieck M., Riasanow T. et al. Digital platform ecosystems // Electron Markets. 2020. №30. Pp. 87-98.
  • Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol.39. Iss.8. Pp. 2255-2276.
  • Morozov M.M. Managing the sustainable development of the service sector in a modern conditions // Services in Russia and Abroad. 2021. Vol.15. №2(94). Pp. 75-82.
  • Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm // MIS Quarterly. 2017. №41(1). Pp. 255-266.
Еще
Статья научная