Цыганская пасха

Бесплатный доступ

Работа посвящена истории и культуре цыган, включенных в полиэтничное сообщество Прикамья. В настоящее время в регионе проживают представители трех этнографических групп цыганского этноса: русские, крымские, а также молдавские (кэлдэрары) цыгане. Пермские цыгане-кэлдэрары, будучи православными христианами, сохраняют традиционные социальные институты и ритуалы. Но основу их народного календаря составляют праздники церковного календаря; среди них выделяется Пасха - Патради. Цыгане-кэлдэрары считают, что благопожелания, произносимые во время пасхальных обходов, способствуют благополучию их общины. Праздники являются важным элементом самоорганизации и самосохранения этой группы.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14522647

IDR: 14522647

Текст обзорной статьи Цыганская пасха

Работа посвящена истории и культуре цыган, включенных в полиэтничное сообщество Прикамья. В настоящее время в регионе проживают представители трех этнографических групп цыганского этноса: русские, крымские, а также молдавские (кэлдэрары) цыгане. Пермские цыгане-кэлдэрары, будучи православными христианами, сохраняют традиционные социальные институты и ритуалы. Но основу их народного календаря, составляют праздники церковного календаря; среди них выделяется Пасха - Патради. Цыгане-кэлдэрары считают, что благопожелания, произносимые во время пасхальных обходов, способствуют благополучию их общины. Праздники являются важным элементом самоорганизации и самосохранения этой группы.

Одним из самых «загадочных» народов, населяющих Прикамье, можно назвать цыган. Мало кто по-настоящему знаком с их историей и традиционной культурой. По оценкам исследователей, в современном мире насчитывается 6–10 млн. цыган. Этот этнос состоит из многих групп, существенно различающихся особенностями языка, вероисповедания, групповым само сознанием, традиционной культурой [Деметр, Бессонов, Кутенков, 2000, с. 43–48; Бессонов, 2007].

Современным российским сообществом цыгане воспринимаются зачастую в соответствии с издавна сложившимися стереотипами: это свободные люди, «идущие за солнцем», или нечистые на руку, плутоватые конокрады. В России, согласно переписи 2002 г., проживает ок. 183 тыс. цыган. В Пермском крае зафиксировано 1 606 чел. Здесь живут представители трех этнографических групп цыганского этноса: русские и крымские цыгане, а также кэлдэрары ( котляры ), как принято их называть в научной литературе, или молдавские цыгане, как они сами себя называют [Черных, Вайман, Имайкина, 2005]. Среди цыган Прикамья преобладают горожане – 1 275 чел. (79,4 %), в сельской местности проживает лишь 331 чел. (20,6 %).

В одном из районов г. Перми компактно расселены цыгане-кэлдэрары. Этнографическая группа цыган-кэлдэраров – самая многочисленная в мире. Они делятся на не сколько подгрупп: молдавскую, венгерскую, сербскую и т.д. Этнографическая группа кэлдэраров сформировалась на Балканах; это определяет ее связь культуры с культурой народов региона. Основное занятие кэлдэраров – ремесло, прежде всего изготовление и лужение посуды. «Кэлдэрар» в переводе с румынского – «котел» (как и «котляр» – от русского «котел»). Миграция цыган-кэлдэраров/ котляров с Балкан началась в ХIХ в. и была вызвана репрессивной политикой Австро-Венгерской им- перии по отношению к цыганам [Деметр, Бессонов, Кутенков, 2000; Бессонов, 2007].

Многие общины цыган-кэлдэраров, расселившихся в Европе и России, по сей день сохраняют традиционные социальные институты и основные компоненты этниче ской культуры. Исследования табора кэлдэраров Перми начались в 2003 г. Длительность полевой работы и глубина доверительных отношений позволили собрать значительный материал, раскрывающий его историю и особенности современной жизни табора [Черных, 2003].

В 2002 г. пермский табор насчитывал 221 чел.; из них только три были официально записаны цыганами, 133 чел. (60,1 %) – бессарабами, 67 чел. (30,3 %) – молдаванами, 6 чел. (2,7 %) – румынами, 6 чел. (2,7 %) – греками, 6 чел. (2,7 %) – сербами. Записываться бессарабами и молдаванами, как говорят в таборе, – давняя традиция: «Вот у меня в паспорте написано, что бессараб. Это наши старики детей писали бессарабами. Кочевали в Бессарабии, вот и бессарабы». Запись о том, что они бессарабы, по словам молдавских цыган, позволяет им отличать себя от русских цыган: «Это потому, что русские цыгане называются по паспорту цыгане, а мы отделяемся как молдавские, как бессарабцы». В цыганской культуре наблюдается четкое противопоставление «своих» и «чужих», цыган и «не цыган».

Древний по происхождению народ, покинувший пределы Южной Азии в конце 1 тыс н.э., на протяжении многих веков сохранял свою идентичность в инокультурной среде. Секрет цыганской «устойчивости» раскрывает легенда, записанная в таборе кэлдэраров Перми: «Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».

Осваивая различные уголки земного шара, приспосабливаясь к различным социально-экономическим и этнокультурным условиям, цыгане стремились сохранить свою независимость от принимающих сообществ. Ныне цыгане расселены по всему миру. Но их язык, относящийся к особой индоарийской группе индоевропейской семьи, по-прежнему наиболее близок древнему санскриту и современному хинди, а культура сохраняет много архаичных черт, восходящих к «индийскому» прошлому.

Цыгане знают, что их прародина – Индия. Однако у них есть немало мифологических версий «этногенеза». О том, как появились цыгане, повествует предание, записанное в таборе Перми от З.Г. Кулай: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Гороху растет столько, чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина, у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. И нос у евреев длинный, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они красивые, как виноград. У них раньше тоже были брички. Они ехали и увидели: это яблоко, это груша… а где виноград – остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы». Так в фольклоре цыган-кэлдэраров трансформировался библейский сюжет о первозданном Эдеме.

Цыгане Перми православные. В каждом доме табора есть иконы. Они размещаются в углу в центральной комнате. Цыгане отмечают праздники православного календаря, главными среди которых считаются Рождество, Пасха, Троица, Петров день, Успение. Поскольку у цыганских праздников нет хозяйственной основы, которая существенно влияет на календарную обрядность многих народов, то основным в их содержании являются обычаи, связанные с общинными, родственными и семейными отношениями. Совершать домашние моления или посещать церковь в дни святых праздников у цыган не принято. Идеологию большинства цыганских праздников определяет стремление обеспечить благополучие табора. Несмотря на христианский характер праздников, в их основе лежат народные традиции.

Одним из главных праздников для цыган является Пасха Патради . Часто именно от него цыгане ведут счет времени; в таборе говорят: «Уже три Пасхи прошло, наверное». С детьми, встречающими этот праздник первый раз, у цыган-кэлдэраров связаны особые ритуалы. Детям обязательно красят лоб красной краской пасхальных яиц. «У него первая Пасха», – подчеркивают, рассказывая об этом обычае. Пасха для новорожденного становится подлинным началом его жизни.

Праздник Пасхи отмечается в таборе три дня; каждый день имеет свою окраску. Первый начинается с обхода домов с поздравлениями. В цыганском таборе по стройки расположены хаотично. Традиционным жилищем молдавских цыган когда-то была палатка-шатер цэра . Сегодня цыгане живут в домах из бруса и кирпича или в дощатых домах с засыпкой. В планировке их поселка повторяется традиционная схема кочевой стоянки: семьи родственников старались ставить палатки ближе друг к другу.

По интерьеру многие цыганские дома почти не отличаются от обычной городской квартиры. Но в ряде случаев специфика кочевого уклада сохраняется и в устройстве жилища. Во многих цыганских домах нет крыльца и сеней – с улицы человек сразу попадает в жилое помещение. В цыганском интерьере сегодня, как и прежде, много ковров, которые часто разделяют комнаты. В домах табора очень мало мебели; в некоторых семьях предпочитают «по-старинке» спать на полу.

В праздник Пасхи поселок цыган-кэлдэраров Перми превращается в веселый кочевой табор. Строгой системы обхода домов нет. Сначала идут дети. Утром их отправляют к родственникам, соседям, знакомым. Заходя в дом, малыши произносят добрые пожелания, а хозяева дарят им угощение. Дети, бегающие по улицам с полиэтиленовыми пакетами, набитыми крашенными яйцами, – такую картину можно наблюдать в первый день Пасхи на окраине города. Ребята разглядывают полученные подарки, среди которых много крашеных яиц и сладостей, обмениваются ими.

С рассвета первого дня Пасхи взрослые цыгане готовят праздничные столы. Стол накрывают на все три дня Пасхи и убирают только тогда, когда праздник закончится. В прошлом кочевавшие цыгане готовили угощение на кострах, а небольшой праздничный стол накрывали в палатках. И в настоящее время они по-прежнему верят, что от того, как выглядит стол, зависит счастье будущего года. Одно из пожеланий, часто произносимое в праздничные дни, звучит так: «Пусть такой стол будет каждый день».

На цыганском праздничном столе сегодня традиционных блюд немного; главные из них – голубцы сармали и сладкий пирог сывьяко. Для традиционных цыганских голубцов необходима подсоленая капуста. Голубцы делают из капустных листов с начинкой из рубленого мяса, иногда с добавлением других компонентов. Сладкий пирог готовят особым образом: на раскатанный лист теста укладывают начинку, после чего сочень скручивают рулетом. Несколько рулетов выкладывают на противень и выпекают. Начинкой для пирога служат творог, мак, изюм, курага, прочие сушеные фрукты. Кроме «цыганских» на стол ставят и иные блюда.

Угощение на Пасху включает: винегрет, салаты из свежих овощей, жареные курицы, копченую колбасу (обязательно целые батоны), фрукты. На праздничный стол не выкладывают ложек и вилок; иногда в качестве исключения - одну или две. Одно из важных условий сервировки, чтобы праздник, как и весь последующий год, не был «сухой», - обилие на столе бутылок пива; их расставляют по всему периметру.

На пасхальном столе обязательно присутствуют крашеные яйца. Их должно быть не меньше трех; цыгане говорят: «Хоть сколько больше, но три чтобы было обязательно». В первый день крашеные яйца стоят на каждом столе и хозяин одаривает ими всех приходящих. Но в этот день запрещается их употребление: «В первый день Пасхи яйца не едят - нельзя, а во второй день уже можно».

Крашеные яйца - не только основное угощение праздника; с ними связано множество ритуалов. Яйца красят разными способами; в прошлом - обычно луковой шелухой. Сегодня используют покупные красители, чаще всего красный. Поэтому при праздничном обмене руки хозяев и гостей становятся ярко красными. Часто соседи пасхальными яйцами специально натирают ладони друг друга, а детям - щеки. Красный цвет на руках и на детских лицах в первый день Пасхи становится ее своеобразным символом.

Главным событием первого дня праздника является обход домов мужчинами табора. В нем участвуют все -от подростков до глубоких стариков. Считается, что мужчина должен побывать в каждом доме, поздравить хозяев с наступившей Пасхой, особенно важно придти в гости к тем, с кем оказался в ссоре. Иногда все мужчины собираются в огромную компанию из 100 чел. и более, а иногда образуют две группы и двигаются с разных концов поселка; при этом встреча обычно исключается: одна из групп сворачивает в сторону и идет другой дорогой. Мужчины собираются, как правило, у дома старейшины табора баро ; с его дома и начинают обход, далее следуют по порядку и заходят в каждый дом.

Хозяин дома, также участвующий в обходе, старается войти к себе первым, чтобы встретить гостей и принять поздравления. В домах долго не задерживаются: обмениваются с хозяевами пасхальными яйцами; берут со стола бутылку пива, но не открывают ее, а несут с собой, чтобы в следующем доме оставить на столе и взять другую; пробуют закуски, выпивают, но чисто символически - ведь впереди много домов, где тоже накрыты праздничные столы. Самое главное при обходе - поприветствовать и поздравить хозяев. Это длинные, витиеватые формулы-приговоры с пожеланиями счастья, богатства, здоровья, благополучия семье и дому Их произносят нараспев. Цыгане считают, что от благопожеланий, произносимых во время пасхальных обходов, зависит будущее каждого человека, каждой семьи и всей общины.

Третий обход домов, уже во второй половине дня, совершают женщины. Это далеко не тот торжественный и впечатляющий ритуал, как у мужчин. Женщин собирается не так много; они обходят не весь табор, как правило, не заходят в дома, где за праздничным столом гуляет мужская компания.

К женщинам в таборе отношение особое. Их повседневная жизнь регламентируется многочисленными предписаниями. Женщины не должны переходить дорогу мужчинам, садиться с ними за праздничный стол; им нельзя сидеть и проходить спиной к мужчинам. Раньше женщине не разрешалось проходить перед конем. Сегодня им запрещается переступать через посуду и другие предметы; нечистыми считаются многие атрибуты женского костюма, особенно юбка, одного прикосновения которой достаточно, чтобы человек или вещь стала «поганой». Соблюдение этих запретов до сих пор является необходимым в таборе Перми.

Девочки и девушки до замужества находятся на привилегированном положении: на них не распространяются предписания, которые должны выполнять замужние женщины. Девушки не носят традиционного костюма, не следуют строгим нормам в поведении, у них нет особых обязанностей. С пожилых женщин также снимаются многие ограничения. Они пользуются особым почетом и уважением. Социальный статус цыганок меняется с возрастом. Праздник, подчеркивая гендерную стратификацию, тем не менее, соединяет членов табора.

Если в первый день Пасхи происходит единение общины, то во второй день - ритуальное подтверждение единства в вере. В этот день крестники дарят подарки своим крестным. Посещение крестных строго регламентировано: в гости идут всей семьей; при подходе к дому крестного громко и раскатисто выкрикивают: «Ура-а-а-а!».

Мужчинам обычно дарят рубашки, женщинам -косынки, отрезы на юбку или кофту. За маленьких крестников подарки вручают их родители. Как правило, подарком оборачивают бутылку пива: без этого нельзя - подарок, как и праздник, не должен быть «сухим». Крестный, после того как примет подарки, сам должен обязательно поднести крестнику кусочек хлеба с солью - для его счастья и благополучия.

Часто у человека бывает несколько крестных, и надо поздравить их всех. Крестных обходят в течение всего дня. У каждого из них набирается очень много подарков. На некоторых мужчинах в день праздника можно увидеть три, четыре, пять и более новых рубах, надетых одна на другую, – все это подарки крестников.

Во второй день Пасхи после обеда в домах табора начинается веселье. Цыгане собираются компаниями у родственников или соседей, переходят из одного дома в другой, пляшут, поют. Сегодня цыгане чаще поют под караоке. Но на караоке нет цыганского репертуара, поэтому на цыганский язык приходится переводить русские песни.

У цыган всегда высоко ценилось умение танцевать. Редкая женщина не владеет этим искусством. Информатор рассказывает: «У нас, если идешь танцевать и не умеешь, надо было платить штраф. У меня бабушка платила штраф за то, что не умела танцевать . Вот на празднике все сидят, вызывают: “Сейчас пойдет танцевать твоя жена”. Она идет, танцует. У меня бабушка не умела танцевать. Дедушка заплатил штраф, пять золотых рублей, чтобы купить самогон и угостить гостей за бабушку. Это же стыд был раньше, что цыганка не умеет танцевать по-цыгански. Это у нас легенда такая про бабушку».

Третий день Пасхальной недели у молдавских цыган Перми является завершающим. Его не сопровождают особые обряды. Этот день проводят у знакомых, друзей и родственников за праздничным столом, с плясками и песнями. К вечеру обязательно праздничный стол убирают. Утром цыганский табор возвращается к обычному ритму жизни. Мужчины уходят на работу, дети отправляются в школу, а цыганки вновь выходят на улицы города, предлагая прохожим: «Эй, бриллиантовый, дай погадаю!».

Во вторник второй недели после Пасхи отмечается Радуница – день поминовения. У цыган он называется Маленькой Пасхой – Цигни Патради . В этот день принято ходить на кладбище, посещать могилы умерших родственников. Иногда поминание совершают дома. На кладбище обязательно несут крашеные яйца, которые для этого хранят с Пасхи. Этот праздник объединяет живых и мертвых и актуализирует память о нелегкой истории цыганского народа.

Пасха для кэлдэраров Перми – общинный праздник. Законы табора всегда имели для цыган очень большое значение. В условиях дисперсного расселения самосохранение этноса было возможно при сохранении устойчивых социальных институтов. Имен- но община – табор – позволяла и позволяет цыганам Перми оставаться маленьким этническим островком в огромном индустриальном городе. Цыгане считают, что общинные устои – это гарантия их этнического будущего. Сохранение родового деления, ранние браки, выбор невесты родителями по стандартам родовой экзогамии, отказ от гражданских институтов регистрации брака, от внетаборного разрешения конфликтов и т.д. – все это обеспечивает замкнутость общины и ее стабильность. Вместе с тем цыганский народ, сохраняя определенную автономность, пытается интегрироваться в окружающее социокультурное пространство. Цыганский образ жизни, цыганская культура активно вбирают в себя изменения, происходящие в обществе. И сегодня цыганам все чаще приходится взаимодействовать с государственными институтами.

Вопросов, которые приходится решать табору Перми и его старейшине Г.Д. Буцо, очень много – это организация детского образования и медицинского обслуживания, благоустройство цыганского поселка и регистрация домов, противодействие наркомании. Администрация Перми активно идет на диалог. Это понимание высоко оценивают и сами цыгане-кэлдэ-рары. Жертвуя автономией в пользу взаимодействия, они пытаются обозначить новые перспективы своего этнического и социального развития.

Статья обзорная