Деятельность органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью во время Великой Отечественной войны 1941-1945
Автор: Верещагина Г.П., Рябченко А.Г.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-3 (85), 2023 года.
Бесплатный доступ
Данная научная статья представляет исследование организации и деятельности органов внутренних дел СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в контексте борьбы с детской беспризорностью. Война оказала значительное воздействие на общество, приведя к появлению массового числа беспризорных детей, потерявших родителей или оказавшихся без должного ухода. В статье анализируются меры и политика, разработанные государством и ведомствами в сфере охраны прав и интересов детей-сирот в условиях войны. Особое внимание уделяется организации временных приютов, приемной семьи и программам социальной реабилитации для детей, а также участию в этом процессе волонтеров и общественных организаций. Результаты исследования позволяют лучше понять сложные социальные и гуманитарные аспекты, связанные с детской беспризорностью в условиях войны и меры, предпринятые для улучшения судьбы этих детей.
Органы правопорядка, органы внутренних дел, история великой отечественной войны, история правоохранительных органов, государственные органы
Короткий адрес: https://sciup.org/170201213
IDR: 170201213 | DOI: 10.24412/2500-1000-2023-10-3-34-37
Текст научной статьи Деятельность органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью во время Великой Отечественной войны 1941-1945
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Советский Союз столкнулся с одним из самых масштабных и разрушительных военных конфликтов в истории человечества. Этот период оставил неизгладимый след в истории нации, предоставив вызов не только фронтовым боям, но и обязанностям, связанным с обеспечением правопорядка и общественной безопасности на территории страны.
Самыми важными структурами, отвечавшими за поддержание внутреннего порядка и безопасности граждан в условиях войны, были органы внутренних дел. Их роль и функции были подвергнуты значительным изменениям в период войны, и этот процесс оказал влияние на развитие правоохранительной системы в последующие десятилетия.
Учитывая курс Российской Федерации на сохранение исторической памяти и укрепление национального самосознания становится необходимым провести научный анализ истории развития органов внутренних дел во времена Великой Отечественной войны. В данной научной ра- боте будет исследована сфера деятельности, связанная с борьбой с беспризорниками. Необходимо исследовать, какие вызовы стояли перед этими органами, каким образом они адаптировались к военным условиям, и какие результаты этих преобразований повлияли на долгосрочное развитие правоохранительной системы страны.
Во времена Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) в Советском Союзе детская беспризорность стала серьезной социальной проблемой из-за беспокойных времен и множества детей, оставшихся без попечения родителей из-за военных действий, эвакуации, гибели родителей и других обстоятельств. Для борьбы с этой проблемой были организованы различные мероприятия и органы внутренних дел сосредоточили свои усилия на решении данной проблемы [1].
При этом, следует отметить, что в период военных действий, несмотря на необходимость ужесточения уголовной политики по отношению к несовершеннолетним для противостояния набирающей обороты преступности, основным направлением борьбы с беспризорниками была идеологическая и воспитательная работа с молодежью, вынужденной из-за трудностей военного времени идти на преступления. Этот подход выделялся важностью воздействия на молодое поколение в условиях военного конфликта. Вместо строгих наказаний были предприняты усиленные усилия в сфере педагогики и социальной работы с детьми, чтобы формировать у них патриотизм, моральные ценности и дисциплину. Эта стратегия основывалась на понимании того, что молодежь играет важную роль в будущем страны, и ее воспитание и моральное формирование имеют ключевое значение для обеспечения стабильности и патриотизма в обществе даже в условиях военного времени.
На поиск и изъятие беспризорных детей были направлены усилия всей постовой сети наружных постов и участковые уполномоченные с их подсобными силами. Малхасян Н.В. отмечает, что в городах регулярно производились массовые операции по изъятию детей путем обходов рынков, базаров, скверов, садов, парков, привокзальных площадей, станций и пристаней, зрелищных предприятий и т. п. Выставлялись специальные посты и пикеты из комсомольцев, бригадмильцев, педагогов и общественных инспекторов отделов народного образования [2]. Рябченко А.Г., описывая деятельность органов и войск НКВД в условиях оккупации части территории Северного Кавказа, отметил, что органами внутренних дел была создана самостоятельная группа по изъятию несовершеннолетних преступников и беспризорных детей, активное участие в действиях которой приняли представители комсомола и школьные работники [3]. Проводилась специальная работа в домоуправлениях при помощи актива жильцов. В результате проведенной работы, за период с 1941 по 1943 г. было задержано 1494005 беспризорных и безнадзорных детей.
С начала войны работе по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью был придан государственный статус. Постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», признана борьбу с этими яв- лениями «важнейшим государственным делом». В указании ГУМ НКВД СССР от 8 августа 1942 г. №29/ф/1373 отмечается рост детской беспризорности и безнадзорности. Директива НКВД СССР от 11.02.1942 г. № 50 обязывала органы милиции обеспечить выявление всех беспризорных и безнадзорных детей, направлять их в приемники-распределители НКВД, создать для этого справочно-адресные детские столы.
В Постановлении была выделена низкая организованность органов правопорядка по осуществлению деятельности с беспризорниками. В работе органов милиции отмечается хаотичность и отсутствие планирования, из-за чего наблюдается отсутствие необходимых органов (детских комнат) во многих населённых пунктах, где отмечались вспышки активности беспризорных детей. Также, низкий уровень организации приводит к тому, что осуществлять поиск родственников детей становится невозможным ввиду проблем со сбором и анализом информации, плохой подготовки кадров и банальным нежеланием многих руководителей профильных органов заниматься этой деятельностью. Всё это приводит к тому, что дети содержаться в органах намного дольше необходимого, не получая при этом должного ухода и развития, что повышает шансы возвращения их к антисоциальной деятельности.
Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г., обязывало Совнаркомы союзных и автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся под личную ответственность их председателей обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших обоих родителей при переезде в другую местность. Из районов, которые находились под угрозой оккупации, дети и детские учреждения эвакуировались в глубокий тыл. Только за период со второй половины 1941 г. по начало 1942 г. было вывезено 976 детских домов с 167 223 воспитанниками.
Успешной работе органов милиции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью способствовали детские комнаты милиции, через которые прохо- дили изъятые безнадзорные и беспризорные дети. До 1942 г. детские комнаты милиции имелись только в республиканских, краевых и областных центрах (по 1-2 комнаты в городе), да и то далеко не во всех. Общая численность по Союзу не превышала 150 комнат. На железнодорожных станциях и водных пристанях детских комнат милиции не было совсем [4].
Безнадзорные и беспризорные дети доставлялись в дежурные комнаты отделений милиции, где они до направления в детские приемники-распределители НКВД или к родителям содержались вместе со взрослыми, в том числе задержанными за совершение уголовных преступлений.
В результате принятых мер в 1943 г. было вновь образовано 230 детских комнат, общая численность которых только по территориальным органам милиции возросла до 480. Кроме этого, во втором полугодии 1943 г. было организовано 248 детских комнат милиции на железнодорожном и водном транспорте [5].
В крупных городах стали действовать детские приемники-распределители, в которые направлялись дети в возрасте до пятнадцати лет включительно. Дети находились в приемниках-распределителях не более двух недель. После чего, в случае невозможности возвращения их родителям, дети до четырнадцати лет направлялись через органы народного образования в соответствующие учреждения или определялись на патрулирование.
В 1945 г. приток беспризорных детей в преемники-распределители НКВД значительно сократился. Такое сокращение объясняется, прежде всего, тем, что в связи с окончанием войны улучшились материально-бытовые условия населения. С фронта вернулись родители, и многие дети вернулись домой.
Серьезной проблемой, решение которой было возложено на органы внутренних дел в годы войны, был розыск и установление местонахождения потерявшихся детей. В первый период войны (до мая 1943 г.) связь с родителями потеряли 190 тыс. детей.
В связи с этим 23 января 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес спе- циальное постановление об устройстве детей, оставшихся без родителей, и обязал НКВД СССР оказать помощь родителям и родственникам в розыске отставших от них детей. Во исполнение этого постановления при областных и краевых управлениях НКВД были созданы справочные адресные детские столы, а при Главном управлении милиции - Центральный справочный адресный детский стол, в картотеке которого сконцентрирован учет отставших от родителей детей по всему Союзу.
Следует также отметить, что Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» создаются первые специализированные подразделения по делам несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Они именовались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно заключить, что деятельность органов внутренних дел по борьбе с беспризорностью и детской преступностью имела широкий размах и была одной из приоритетных задач. Связано это было с тем, что количество детей, оставшихся без надзора со стороны родителей с началом Великой Отечественной войны, неуклонно росло, что требовало создания полноценной надзорной системы за ними. Как было отмечено в ходе анализа, высшая государственная власть была недовольна процессом и результатами этой деятельности в первые годы конфликта, поэтому было проведено множества реформ, направленных на исправление ситуации. В результате, было создано несколько новых подразделений в рядах органов внутренних дел, была сформирована полноценная розыскная система для поиска родственников отловленных беспризорников, а также была создана сеть учебных и воспитательных учреждений. Всё это позволило снизить уровень детской преступности и использовать труд беспризорных детей для приближения победы в войне.
Список литературы Деятельность органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью во время Великой Отечественной войны 1941-1945
- Емелин, С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - № 5. - С. 17-24. EDN: NBJBWD
- Малхасян, Н.В. Опыт борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны / Н.В. Малхасян // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2016. - Т. 6, № 5-1. - С. 83-87. EDN: VTZISX
- Рябченко, А.Г. Органы внутренних дел и государственной безопасности Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: Дис. …докт. истор. наук. - Славянск-на-Кубани, 2006. - 312 с. EDN: NOPTSZ
- Смирнова, Н.В. Деятельность органов НКВД-МВД в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в Ленинграде и Ленинградской области. 1941-1949 гг. (историко-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. - СПб., 1997. - С. 55. EDN: NLJEED
- Красноженова, Е.Е. Социальная проблема беспризорности и безнадзорности и ее решение в период Великой Отечественной войны (по материалам Нижнего Поволжья) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2012. - Т. 5, № 4. - С. 19-22. EDN: OSLURM