Демографические процессы в Туркестанском крае в конце XIX - начале XX веков
Автор: Холмуминов Х.Э.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 11 т.9, 2023 года.
Бесплатный доступ
Проанализированы вопросы политики колонизации и переселения Российской империи и ее влияние на демографические процессы населения в южных оазисах Бухарского эмирата, сделаны соответствующие выводы.
Туркестанский край, демографические процессы, политика переселения
Короткий адрес: https://sciup.org/14129273
IDR: 14129273 | DOI: 10.33619/2414-2948/96/62
Текст научной статьи Демографические процессы в Туркестанском крае в конце XIX - начале XX веков
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 94
Известно, что в последние годы в купных научных центрах мира осуществляется ряд научных исследований, посвященных изучению истории демографических процессов, происходивших в Центральной Азии в конце XIX века, в том числе в южных областях Бухарского эмирата. В частности, благодаря масштабным реформам, осуществленным в нашей стране в годы независимости «...создаются прочные основы для возвышения чести и достоинства человека, среды межнационального согласия и религиозной терпимости» [1].
В том числе актуальное значение приобретает научное изучения демографических процессов в южных областях, осуществление переселенческой политики, историкокультурных процессов на юге страны. В конце XIX века в Туркестане изучались его природно-географическое положение, накапливались ценные сведения об основных полезных ископаемых. Англия была заинтересована в Средней Азии и часто направляла в Бухару, Коканд и Хиву путешественников и торговцев. Начиная со второй половины XIX века на основе накопленных сведений начались осуществляться действия по установлению господствующего положения в крае, осуществления управления, постепенного подчинения самостоятельных бекств. Царская Россия принимала экстренные контрмеры, она вела борьбу за господство на бухарском рынке. После англо-афганской войны отношение эмира к Англии резко изменилось. Эмир стал слушаться Россию и обо всех действиях англичан сообщал царскому правительству. На рынках Бухары русские товары превосходили английские товары. Эмир старался не пускать англичан в Бухару. В частности, в результате военных столкновений 1866-1868 годов, осуществленных в этих целях, Бухарский эмират с большими потерями потерпел поражение [15].
После того, как Бухарский эмират лишился большого количества поступлений и территорий, он принялся за полное подчинение земель Восточной Бухары, которые существовали в качестве самостоятельных бекств [2].
На географической территории, называвшейся Восточной Бухарой существовало 10 бекств: Байсунское, Денаусское, Кабодиёнское, Кургантепинское, Каратегинское, Кулябское, Балджуванское, Гиссарское, Сариджуйское, Шерабадское [3].
Эти бекства существовали в составе Бухарского эмирата, но наблюдалось их отдаление от него. Восточные бекства превратились в основной центр сосредоточения сил, недовольных договором, заключенным Бухарским эмиратом с Российской империей. В связи с политической нестабильностью в 1868 году войска Бухарского эмирата разгромили гиссарцев, захватили Денау и Гиссар. Беки Восточной Бухары были жестоко наказаны войсками эмирата [4].
Недовольство такой политикой эмирата явилось одним из основных факторов движения самостоятельных бекств за свою независимость и возникновения разногласия между бекствами [5]. Внутренние конфликты в социально-политическом управлении Бухарского эмирата, отсталая социальная жизнь оказывали влияние на политическое управление в эмирате [6]. В целях расширения торговых путей, улучшения почтовой связи в 1877-1888 годах была построена железная дорога Красноводск-Самарканд, проходившая через территорию Бухары, а в 1907 году — железная дорога из Бухары до Кагана [7].
Особое внимание царской администрации строительству железных дорог проявляется также и в том, что царское правительство назначало своих ответственных лиц на различные железнодорожные объекты. В частности, начиная с 1886 года на осуществление контроля за строительными работами в Самарканде был назначен инженер К. Толпиго, в Каттакургане — техник Р. Полмигрен, в Зиёвиддине — техник В. Лекинский, в Бухаре — инженер С. Иванов, в Каракуле и Амударье — инженеры Д. Семагин и Л. Дараган, в Карши и Термезе — техник С. Качурский [8]. В строительстве железных дорог в Туркестанском крае принимали участие представители многих национальностей, в том числе узбеки, таджики и туркмены.
Начиная с 90-х годов XIX века, администрация принимала меры для увеличения количества русских рабочих среди железнодорожных рабочих. В конце XIX века национальный состав железнодорожных рабочих Средней Азии был следующим: русские составляли в 1890 году 1760 человек, в 1894 году — 2359 человек, в 1898 году — 4100 человек, а представители местных национальностей в 1890 году — 1028 человек, в 1894 году — 860 человек, в 1898 —году 948 человек [9].
Строительство железных дорог в Туркестанском крае преследовало такие цели, как развитие экономических связей и торговых путей. В политической сфере усилились противоречия между Россией и Англией по вопросу Средней Азии, преследовалась цель укрепления политического положения Российской империи в краях, расположенных по обоим берегам реки Амударьи для того, чтобы в будущем иметь выход к Индийскому океану. Строительство железных дорог в 1895–1897 годах было продолжено от станции Хаваст до Коканда. В 1899 году железная дорога была протянута до Ташкента и соединена с железными дорогами Самарканд-Андижан [8]. В 1913–1915 годах были построены железнодорожные станция Каган–Амударья и Карши–Китаб. К 1917 году общая протяженность железных дорог составила 1,1 тыс км [10].
С 1800 по 1836 г. в Бухару прибыло три русских посольства. Бухарский эмират, в свою очередь, только с 1836 по 1843 г. снарядил в Россию три посольства для переговоров с царским правительством о расширении русско-бухарских торговых связей. Обмен посольствами продолжался до 60-х годов XIX в.
Таким образом, обе стороны — и Россия и Бухара были заинтересованы в поддержании и расширении посольских и торговых взаимоотношений. Российские послы, начиная с 1675 г, собирали географические сведения о крае. В том числе русский посол Давыдов собрал сведения о переправе Паттакесар и переходе от нее к Балху через территории Байсуна, Шерабада, Термеза [11].
В своих сведениях Н. Покотило сообщал о том, что спокойное течение рек Шерабад и Сурхандарьи в южных оазисах способствует удобному ведению земледелия, там существуют большие возможности для развития сельского хозяйства и хлопководства [12].
Несмотря на то, что Российская империя считала расширение площадей для хлопководства первоочередной задачей, эта политика преследовала и несколько других целей. Об этом выразил следующее мнение один из руководителей правительства Российской империи А. В. Кривошеин, — «Эта центральная задача преследует три цели: первая содержит светящуюся надпись «хлопок», вторая — «орошение», и, наконец, третья, не броскую, но на самом деле самую главную — это вопрос о переселении и размещении русских» [13].
В этот период представители административной власти строго осуществляли переселение населения русской национальности в районы, прилегающие к железным дорогам, уделяя особое внимание их социальной жизни. То есть особое внимание уделялось созданию таких учреждений, как больницы, школы, клубы, учреждения культуры, детские сады, прежде всего, для представителей населения, проживающих в окрестностях этих железных дорог. Для этих целей в Бухаре в 1989-1907 годах первоначально были построены и сданы в эксплуатацию две больницы и одна аптека. В 1910 году была сдана в эксплуатацию первая русско-туземная школа [14].
Вместе с тем особое внимание было уделено социальным условиям жизни населения, переселенного в южные оазисы Бухарского эмирата. В увеличении численности населения и национального состава в южных оазисах Бухарского эмирата в начале XX века, наряду со всеми социальными факторами, важное значение имело внедрение российской администрацией промышленности в регионы. К этому времени реформы в аграрной отрасли южных оазисов, внимание Российской империи к развитию хлопковой промышленности. Это создало основу для возникновения более 30 торгово-промышленных предприятий в южных регионах, особенно в городе Термезе.
В хлопководстве был накоплен большой опыт. Хлопок-сырец, выращиваемый по всей Восточной Бухаре, накапливался в городе Термезе. Как уже говорилось выше, в 1916 году была построена железная дорога Каган-Термез, которая была стратегически необходима в начале XX века для развития промышленности с целью перевозки выращенного в оазисе сырья и промышленной продукции. Строительство железных дорог привело к дальнейшему расширению хлопковой промышленности в Туркестанском крае [14].
Список литературы Демографические процессы в Туркестанском крае в конце XIX - начале XX веков
- Кабулов Э. Хозяйственная жизнь Сурханского оазиса. Ташкент, 2012. С. 56.
- Логофет Д. Н. Страна бесправия. СПб., 1909. С. 9.
- Кабулов Э. А. Местная система управления в Бухарском эмирате // Бюллетень науки и практики. 2016. №10(11). С. 387-392.
- Кабулов Э. Хозяйственная жизнь Сурханского оазиса. Ташкент, 2012. С. 60-61.
- Мазов С. Восточная Бухара, Бадахшан и северный Афганистан // Русское дело. 1886. №17-24. С. 25-26.
- Ашуров Я. С. Бухара. Краткий справочник-путиводитель. Ташкент, 1968. (104с). С 18.
- Kabulov E. History of Termez railway // Архивариус. 2016. Т. 2. №4 (8). С. 13-15.
- Могилевич В. М., Боброва Т. В. Организация дорожно-строительных работ. М.: Транспорт. 1990. 150 с.
- Национальный архив Узбекистана, фонд. И 1, оп.13, д. 1237, л. 2.
- Митаишвили А. А. Экономические проблемы развития транспорта. М.: Транспорт, 1982. 231 с.
- Логофет Д. Н. На границах Средней Азии // Бухарско-Афганская граница. СПб., 1909.
- Покотило. Отчет о поездке в пределы Центральной и восточной Бухары в 1886 гг. Ташкент, 1888.
- Кабулов Э. Хозяйственная жизнь Сурханского оазиса. Ташкент, 2012. 285 с.
- Холмуминов Х. Э. Историко-демографические процессы в южных районах Бухарского эмирата. (Вторая половина XIX - начало XX века. На примере оазисов Сурхандарьи и Кашкадарьи). Ташкент: Фирдавс Шах, 2023. 133 с.
- Каноатова Г. И. Вклад русских учёных в географическом исследовании Средней Азии в 70-80-е годы XIX века // Вестник Педагогического университета. 2022. №2 (97). C. 253-256.