Детство в современной России: теоретическое осмысление повседневной жизни
Автор: Добрынина Валентина Ивановна, Колодина Анна Александровна, Ляховец Анна Семеновна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 1 (51), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен ряд актуальных социокультурных проблем, связанных с детством в современной России. Авторами использованы познавательные возможности новейших философских и других теоретических позиций отечественных исследователей, изучающих социокультурные тенденции в современной России в условиях демографического перехода.
Детство, возрастная когорта, демографический переход, социальное воспроизводство, качественный потенциал населения
Короткий адрес: https://sciup.org/14489413
IDR: 14489413
Текст научной статьи Детство в современной России: теоретическое осмысление повседневной жизни
Современные исследователи социальной реальности в полной мере понимают, что без достаточно полного и всестороннего анализа современного общества познать, понять и правильно интерпретировать такой сложный социокультурный феномен, как детство, практически невозможно, потому что современное детство зависит, в первую очередь, от самого общества и деятельности всех его социальных институтов, а также от проводимой государственной политики, направленной на социальное воспроизводство населения.
В настоящее время вполне определенно детство можно назвать глобальной проблемой современности, потому что каждая из глобальных проблем в той или иной степени зависит от понимания статуса ребенка и особенностей детства в современном мире.
Практика жизни человечества за последние десятилетия убедительно доказывает, что современное народонаселение планеты воспроизводится не по природным, а по современным социокультурным законам, и вместо ценности многодетной семьи, характерной многие века для любого традицион- ного общества, все большее значение для большинства народов мира приобретает ценность именно малодетной семьи.
Тенденция к малодетности народонаселения Земли становится особенно очевидной, когда рассматриваются достаточно большие временные интервалы в жизни современных популяций. Так, если, по данным официальных источников, рождаемость в Европе в 1965 году составляла 2,5, а в странах Азии соответственно 5,7, то, по данным современных исследователей, в 2005 году она составила в Европе в среднем уже 1,5, а в странах Азии снизилась почти втрое — до 2,3. Даже в таких традиционно многодетных странах Латинской Америки и Африки за эти же годы существенно снизился уровень воспроизводства: в Латинской Америке оно упало с 5,4 до 2,0, а в Африке за последние сорок лет рождаемость снизилась с 6,8 до 4,7 [6].
Сам переход к этим принципиально новым ценностям современного бытия человека произошел вследствие ряда важных объективных исторических событий: включения всех стран и континентов в глобальные процессы современности; масштабной урбанизации, так как уже половина населения планеты живет в городской среде и более трети населения являются внутренними или внешними мигрантами; необходимости в том, чтобы женщина работала, что не способствует сохранению традиционных ценностей крепкой семьи и ее многодетности; целевой установки современных СМИ на массированную пропаганду ценностей общества потребления, которая формирует, чтобы не сказать зомбирует, массовое сознание, ориентируя население на престижное обладание и другие «новые ценности» бытия, не имеющие ничего общего с общечеловеческими культурными ценностями.
Сегодня общий рост населения планеты происходит не за счет увеличения рождаемости, как это традиционно было в течение веков, а за счет постоянного и массового в большинстве регионов мира увеличения средней продолжительности жизни населения в возрасте старше 65 лет. Так, по данным официальных источников ООН, если в 1980 году дети в возрасте 0-4 года составляли примерно 600 млн. человек в совокупном населении Земли, а людей старше 65 лет на Земле было чуть больше 200 млн., то с 2005 года начинается снижение численности детей в самом младшем возрасте, в то время как численность людей старших возрастов уже достигла 600 млн. и продолжает неуклонно увеличиваться в связи с особенностями живущих в современном мире возрастных когорт.
Работники Отдела народонаселения Секретариата ООН, постоянно отслеживающие исследования в области демографии и защиты семьи во всем мире, подтверждают, что в последнее десятилетие происходит значительное изменение общего уровня рождаемости, особенно в высокоразвитых странах мира. Известно, что для простого воспроизводства народонаселения, то есть сохранения его общей численности, необходимо рождение в каждом поколении не менее 2,1 ребенка на каждую женщину. Однако такой коэффициент рождений характерен лишь для США, во всех остальных странах Западной Европы и Японии он ниже расчетного, а в таких странах, как Германия, Япония и Италия, он ниже 1,5, что позволило американскому исследователю Дж. П.Бьюкенену назвать свою книгу «Смерть Запада!» [см. 5].
Исследователи отмечают, что народонаселение всего мира осуществляет в настоящее время драматический демографический переход. В этот период, как прогнозируют ученые, во всем мире будут интенсивны процессы интеграции и дифференциации культурных пространств, ускорится рост мегаполисов во всем мире и существенно сократится населения малых городов и сельских поселений. Процессы практической реализации новейшей модернизации существенно изменят экономику и политику регионов, стран и всего человечества, причем будущие последствия этих изменений в настоящее время неизвестны. Не менее радикальные изменения в условиях демографического перехода произойдут в деятельности большинства традиционных социальных институтов общества – в семье, системах образования и здравоохранения, в деятельности учреждений социального обслуживания и опеки, будут созданы и воплотятся на практике правовые и моральные нормы, адекватные новым процессам, уже идущим в современном народонаселении планеты.
Современная Россия, начиная с 1992 года, живет в условиях депопуляции, которую образно член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская назвала «Русский крест» [9].
Те далекие исторические времена, когда большая часть населения страны проживала в сельской местности, имела крепкую, стабильную и многодетную семью, давно канули в лету. Всероссийская перепись 2010 показала, что почти 80% населения страны проживает в настоящее время в городах, преимущественно крупных, очень крупных и мегаполисах, а также в многочисленных городских агломерациях, жизненные ритмы которых вполне сопоставимы с ритмами мегаполисов и очень крупных городов.
Это означает, что такой базисный социальный институт общества, как семья, находится в современной России совсем в других социокультурных условиях. Так, в конце 70-х годов – начале 80-х годов прошлого века сложились и, можно сказать, закрепились как современная культурная традиция такие особенности советской городской семьи, как нестабильность, а потому и малодетность; высокая занятость женщин в сфере общественного производства при сравнительно низком уровне оплаты труда, особенно в сферах образования, здравоохранения и культуры. Семья в тот период превратилась из большой патриархальной семьи, имевшей множество разнопоколенных родственников, в нуклеарную семью.
Непредвиденные для большинства населения СССР радикальные изменения в экономической, политической и духовнокультурной сферах жизни страны, последующий распад СССР и начавшийся в
Российской Федерации системный кризис обусловили радикальные изменения в деятельности всех социальных институтов общества, занимающихся социальным воспроизводством: семьи, учреждений системы здравоохранения и образования, культуры и социального обеспечения населения. Все это, в условиях становления и укрепления принципов либеральной идеологии в сознании российского общества, существенно повлияло на традиционные формы деятельности, потребовало, в том числе, создания новых правовых норм, адекватных новым социокультурным реалиям.
В первые годы перестройки отечественные исследователи детства подняли вопрос о том, что детство можно и нужно рассматривать как особый транзитивный социальный институт, который имманентно присущ каждому обществу.
Российские исследователи семьи отмечают, что в системе ценностных ориентациях современного населения страны все более заметное место занимает высокая ценность малодетной семьи [2]. Поэтому они прогнозируют, что возрастная когорта «дети и молодежь», то есть население от 0 до 30 лет, будет неуклонно сокращаться. Официальные источники отмечают, что детей в возрасте от рождения до 14 лет за последние 20 лет (1991–2011) стало меньше на 40%. Если в эпоху Петра Великого доля населения в возрасте до 15 лет (детей) составляла более 40% всего населения страны, а еще накануне перестройки в России – не менее 27% [4], то сегодня детей от 0 до 15 лет насчитывается всего чуть больше 14% от общей численности населения РФ. А для нормального развития общества необходимо не менее 20%, то есть количество детей должно представлять пятую часть всего населения страны.
Поэтому в настоящее время детство приобретает особый исследовательский статус, обусловленный происходящим в современном мире демографическим переходом, потому что детей в масштабах всей планеты становится все меньше, а потенциальная и актуальная стоимость каждого ребенка как индивидуально-личностного олицетворения человеческого капитала – возрастает все больше.
Наметившееся в последние два-три года очевидное повышение рождаемости в стране, Н.М. Римашевская, будучи хорошо знакома с демографической спецификой страны, назвала «привет из 80-х годов», когда наблюдалось определенное увеличение числа рождений, и сегодня дети тех лет достигли, наконец, среднего возраста активных рождений. Однако следующие за ними возрастные когорты становятся все малочисленнее, поэтому ожидать высокого уровня рождаемости в ближайшие годы не приходится.
Тенденция к превышению смертности над рождаемостью в современной России, как считает Н.М. Римашевская, определяется не только кризисными процессами, происходящими в российском обществе; оно также непосредственно зависит от объективно развивающихся процессов движения возрастных когорт, которые нельзя отменить ни правовыми нормами, ни социальными поощрениями.
В настоящее время соотношение возрастных когорт в населении РФ таково, что вплоть до середины ХХI века будет происходить дальнейшее сокращение совокупного населения страны. Специалисты расходятся только в общей численности этого сокращения: станет Россия в середине этого века меньше на 40 или на 60 миллионов?
Во всяком случае, по расчетам демографов и социологов МГУ им. М.В. Ломоносова, естественное движение населения происходит сейчас и будет происходить таким образом, что, если в 2002 году на каждую 1000 человек населения было зарегистрировано 8,8 родившихся и 15,1 умерших, то в связи с особенностями возрастных когорт в 2020 году на каждую 1000 человек ожидается примерно 6,1 родившихся и 18,5 умерших, а в относительно недалеком 2049 году – соответственно 3,3 родившихся и 27,1 умершие [3].
Расчеты отечественных демографов, в частности Н.М.Римашевской, показывают несостоятельность и утопичность представлений о том, что демографические тенденции, проявляющиеся на протяжении целого ряда десятилетий (например, малодетность и нестабильность русской семьи) можно разрешить путем реализации некоторых одноразовых социальных программ, вроде ваучера для рожениц или пресловутого «материнского капитала» [9]. Более того, по мнению профессора Л.С. Гребнева, чем ниже уровень жизни семьи, чем ближе она к социальному дну, тем выше рождаемость в такой семье и тем меньше возможные вложения такой семьи в ребенка — реальный российский человеческий капитал. Это стало особенно заметным в постсоветское время, когда, в условиях значительного снижения уровня жизни снизилось и качество рождаемости [7]. Этот же автор считает, что демографический шок будет сохраняться до тех пор, пока Россия не преодолеет свой главный кризис – кризис потери смысла жизни.
Многочисленные эмпирические исследования социологов, демографов, медиков и других исследователей, проведенные в разных регионах страны, только подтверждают этот общий вывод.
Теоретическое осмысление реальной практики повседневной жизни населения России показывает, что лишь небольшая часть современных российских семей сознательно и целенаправленно осуществляет такое воспитание подрастающих поколений, которое может обеспечить базисное формирование человеческого капитала, адекватное возрастающим требованиям общества к каждому своему работнику и гражданину.
По прогнозам ВОЗ и Института демографии и экологии человека РФ, при существующем ныне состоянии здоровья новорожденных (32% с врожденными патологиями, вплоть до инвалидности) в стране в середине нынешнего века может произойти постепенное вымирание коренного – русского – населения. Так, по данным Всероссийской переписи 2010 года, русские хотя и составляют 81% населения страны, однако наблюдается сокращение числа русского населения и других славянских народов, а также угро-финских народов. Все это неизбежно повлечет за собой увеличение доли (от 57 до 65%) разных в этносоциокультурном отношении внешних мигрантов и их потомков, что существенно уменьшит и радикально изменит интеллектуальный, трудовой, культурный и оборонительный потенциал страны. Такого же мнения придерживается Ю.П. Алтухов, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова, академик РАМН [1]. Для народонаселения современной России, если опираться на данные последней Всероссийской переписи населения 2010 года, наиболее характерно отсутствие простого замещения поколений, потому что коэффициент рождаемости в стране вдвое меньше, чем это требуется для простого замещения поколений. Также результаты переписи показывают, что происходит как снижение жизнеспособности поколений, которое проявляется как в сокращении средней продолжительности жизни, так и в общем сокращении когорты детей. Медики считают, что способствуют этому не только факторы материального и духовного порядка, но и высокая материнская и младенческая смертность. Они отмечают, что рождаемость в России такая же, как в высокоразвитых странах (то есть минимальная), а смертность новорожденных — как в слаборазвитых странах Африки. Будем надеяться, что созданные в последние годы центры материнства и детства будут способствовать улучшению здоровья этих категорий населения.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, в федеральном бюджете заложено около 2% расходов на соцподдержку детей, в то время как в странах с развитой экономикой эти расходы составляют 3-6% [8]. Неудивительно, что этих средств из федерального бюджета хватает лишь на обеспечение только минимальных потребностей — на детские пособия и поддержку неполных семей.
В стране сохраняются негативные тенденции ухудшения состояния здоровья населе- ния. Официальная медицинская статистика обращает внимание на доминирующий рост психических патологий; широкое распространение туберкулёза, особенно в группах риска, на рост разного рода венерических болезней, на растущую алкоголизацию и наркотизацию населения, в особенности молодежных и детских возрастов.
Очевиден общий вывод, который делают современные исследователи народонаселения планеты: на первый план и для всего человечества, и для каждой страны мира выходит не рост общего количества населения, а его качество. Современных исследователей социальных процессов в демографии интересуют не только половозрастные характеристики, естественный прирост и убыль населения, соотношение рождаемости и смертности, но и целый ряд других, преимущественно социокультурных процессов: состояние здоровья и образ жизни, уровень образования и квалификации, общий уровень жизни и формы жизнедеятельности, миграционные процессы и многие другие показатели, которые входят в интегративный показатель, разработанный современными исследователями – индекс развития человеческого потенциала.
Другими словами, во всем мире, хотя и неравномерно по странам, регионам и континентам, но происходит увеличение государственных, общественных и семейных экономических затрат на развитие каждого человека, начиная с самого раннего детства. Это становится приоритетным направлением развития мировой экономики. Исследователи подчеркивают, что на первый план для объективной характеристики современного общества выходят не величина дохода всего общества, его ВВП, совокупный капитал, материально-технические показатели, а характер распределения результатов экономического роста в интересах развития всего народа, что предполагает, в первую очередь, проявление заботы о самых незащищенных и уязвимых группах населения – детях и стариках.