Диагностика культуры студента-волонтера
Автор: Цраева Фатимат Владимировна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 9, 2022 года.
Бесплатный доступ
Исследуется культура студента-волонтера как совокупность ценностных приоритетов деятельности в молодежном волонтерском движении Кабардино-Балкарии. Для достижения изучения преобразований в ценностно-мировоззренческой структуре личности, участвующей в волонтерском движении во время обучения в вузе, использован комплекс методов социологического опроса и квалитативного анализа эмпирических данных. Предложенная автором система диагностики культуры студента-волонтера позволяет фиксировать тенденции самоорганизации культурной системы в процессе становления входящего в самостоятельную жизнь молодого поколения. В рамках межпредметного культурологического подхода культура студента-волонтера рассматривается как возобновляемая и самоуправляемая система надбиологических программ жизнедеятельности, в которой наблюдается исторически выработанный механизм самоорганизации - трансформация ценностных приоритетов деятельности и символов её успешности, сопровождающая смену поколений. Установлено, что отличительной чертой культуры современного студента-волонтера является резкая девальвация альтруистических побуждений к добровольной деятельности.
Культура студента-волонтера, диагностика, жизненный мир, кризис жизненного мира, волонтерская деятельность, символы успеха, ценности, ценностные приоритеты, мотивация к волонтерской деятельности
Короткий адрес: https://sciup.org/149141198
IDR: 149141198 | DOI: 10.24158/spp.2022.9.7
Текст научной статьи Диагностика культуры студента-волонтера
Северо-Кавказский государственный институт искусств, Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия, ,
моделированию условий которой сегодня уделяется особое внимание. Отечественными культурологами предлагаются прогностические математические модели культурной динамики, опирающиеся на концепцию универсалий культуры и культурной самоорганизации, базовым эмпирическим материалом которых являются смыслы и ценности (Ахромеева и др., 2017). Между тем, учитывая динамизм, нестабильность символических факторов самоорганизации общества, особенно в студенческой среде, практическое использование предложенных прогностических моделей, на наш взгляд, возможно лишь при наличии дополнительных инструментов диагностики и мониторинга наиболее динамичных сегментов культуры, например, культуры студента-волонтера (Цраева, Рахаев, 2021, 2022; Цраева, 2021).
Методы социологического опроса широко распространены в исследованиях мотивации молодежного волонтерского движенияи в России и за рубежом (Ермилова, Исакова, 2017; Зборовский и др., 2018; Кисиленко, 2018; Кузьминчук и др., 2018; Alexander, 2017; Gaskin, Smith, 1997; Holmes et al., 2021; Russi et al., 2018). Обратим внимание, что именно мотивация к деятельности посредством символизации её успеха, опирающаяся на совокупность условных детерминант самоорганизации общества (Бакуменко, 2021 а, б; 2015; Бакуменко, Лугинина, 2022), представляет собой актуальный срез надбиологических программ жизнедеятельности конкретной исследуемой части об-щества 1 . Синтез опросных методик с приемами квалитативного анализа собранного эмпирического материала обеспечивает возможность фиксировать не только доминирующее соотношение смыслов и ценностей объекта исследования, но и представить их динамику на временной шкале с привязкой к возрастной категории респондентов (Цраева, Рахаев, 2021, 2022; Цраева, 2021). Если социология позволяет собрать и проанализировать эмпирический материал, а для педагогики, в частности, такого направления, как практика социокультурной деятельности, важен ресурс воспитательного воздействия на систему взаимоотношений студентов-волонтеров, то культурологический анализ может быть использован для характеристики этой системы взаимоотношений как возобновляемой и самоуправляемой системы надбиологических программ жизнедеятельности.
Объектом настоящего исследования является молодежное волонтерское движение Кабардино-Балкарии.
Предмет исследования – культура студента-волонтера как совокупность ценностных приоритетов деятельности.
Целью работы является характеристика культуры студента-волонтера как совокупности ценностных приоритетов деятельности на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии.
Для ее достижения требуется решение комплекса задач, среди которых:
-
– изучение теоретических и научно-методических подходов к исследованию молодежного волонтерского движения;
-
– адаптация существующих методов социологических исследований для характеристики культуры студента-волонтера на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии;
-
– разработка экспериментальной опросной модели самодиагностики потенциала волонтерского движения студентов вуза;
-
– апробация опросной модели самодиагностики потенциала волонтерского движения студентов вуза и фиксация характеристик культуры студента-волонтера.
Использованный в исследовании деятельностный подход позволил рассмотреть волонтерскую деятельность, с одной стороны, как совокупность уже сложившихся надбиологических программ жизнедеятельности общества, а с другой – как механизм их развития. Парадигмальный подход в теории и практике социокультурной деятельности, актуализированный в исследовании, был ориентирован на раскрытие потенциала молодежного волонтерского движения с учетом культурных особенностей региона. Синтез этих подходов позволил выработать и подчинить задачам исследования комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному) и конкретно-научных методов (социологический опрос, квалитативные методы анализа эмпирических данных, педагогическое моделирование, культурологическая атрибуция и типологизация).
В основе проведенного социологического опроса лежит адаптированная методика изучения мотивации к волонтерской деятельности Гаскин – Смита и опыт кросс-культурных исследований волонтерского движения учеными Университета Хопкинса (Gaskin, Smith, 1997; Holmes et al., 2021; Russi et al., 2018). Авторским нововведением является объединение двух опросных методов, позволяющее одновременно уточнить мотивацию студентов-волонтеров и выявить прио- ритеты их интересов в добровольческой деятельности. Методика была дополнена: 1) дифференциацией респондентов по году обучения в вузе, 2) десятибалльным шкалированием ответов по каждому из 18 критериев оценки мотивации участия/неучастия в волонтерской деятельности. Кроме того, эти критерии были разбиты на 9 пар положительных и отрицательных мотиваций (аргументов и контраргументов соответственно), что позволило оценить эффективность мотиваторов участия/неучастия в деятельности в качестве формирующих волонтерское студенческое движение факторов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса «Потенциал волонтерского движения студентов вузов Кабардино-Балкарии», проведенного для студентов Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ), Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ) и Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова (КБГАУ) в письменной и электронной форме. Обработано и проанализировано 87 анкет студентов различных курсов. Наиболее активно в опросе приняли участие обучающиеся 1-го и 3-го курсов бакалавриата.
Большинство опрошенных студентов (свыше 80 %) занимаются волонтерской деятельностью, чтобы чувствовать себя полезными обществу. При этом более 50 %респондентов нацелены на решение определенной социальной проблемы.
Самыми популярными у студентов-волонтеров являются следующие направления приложения добровольных сил:
-
- культура, искусство и рекреация - направление, которое включает добровольный труд в области культурной жизни (работу в театрах, музеях, зоопарках, аквариумах, исторических и культурных обществах, спортивных клубах, военно-патриотических организациях, социальных клубах и т. п.); данное направление отметили как актуальное для себя 69 % респондентов;
-
- окружающая среда - направление, которое предполагает охрану и сохранение окружающей среды, уборку и облагораживание территории, защиту животных и дикой природы, оказание ветеринарных услуг и пр.; его обозначили в своих ответах более 42 % опрошенных;
-
- социальные услуги - направление, которое включает работы по уходу за детьми, по защите молодежи, оказание помощи семьям, инвалидам, престарелым, беженцам и бездомным и т. д.; оно оказалось интересно более 29 % участников исследования.
Анализ собранного эмпирического материала позволил обнаружить мировоззренческий кризис студента-волонтера, выраженный в смене у него парадигмы ценностных приоритетов в добровольческой деятельности в период обучения между вторым и третьим курсами бакалавриата (Цраева, Кондратьева, 2022).
При ответах на вопросы большинство студентов указали, что у них нет свободного времени. Соотнесение имеющихся данных в графическом виде показало, что пик нагрузки студента-волонтера на втором курсе бакалавриата коррелирует с предельным несоответствием целей волонтерской деятельности его интересам и убеждениям (рис. 1,2).

О
1 курс (б) 2 курс (б) 3 курс (б) 4 курс (б)
— — - достаточно времени ^^- нет времени
Рисунок 1 – Динамика ценности времени для волонтерской деятельности у студентов бакалавриата в зависимости от года обучения

Рисунок 2 – Динамика соответствия убеждений студентов бакалавриата целям волонтерской деятельности в зависимости от года обучения
Начиная с третьего курса зафиксирован переход ценностной парадигмы мотиваций студентов к волонтерской деятельности от альтруизма к синтезу личных и общественных интересов. Второкурсники много времени тратят на добровольный труд вообще, не выделяя приоритетных направлений волонтерской деятельности. Студенты же 3-го курса предпочитают область образования и науки (50,0 % опрошенных третьекурсников отводят этому направлению до 10 ч/м, 28,6 % –до 30 ч/м и 21,4 % – более 30 ч/м). Кроме того, данные опроса свидетельствуют о том, что обучающихся больше стали интересовать вопросы профессиональной самореализации и будущей карьеры, что повлияло на высвобождение времени для волонтерской деятельности и усиление её соответствия личным интересам и убеждениям (табл. 1–4).
Таблица 1 – Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области культуры
Время, затраченное студентами-волонтерами на культуру в 2021 г. |
||||||
Курс |
менее 1 ч/м, % |
до 10 ч/м, % |
до 20 ч/м, % |
до 30 ч/м, % |
более 30 ч/м, % |
средний индекс |
1 |
20,7 |
58,6 |
10,3 |
3,4 |
6,9 |
11,31 |
2 |
12,5 |
62,5 |
12,5 |
12,5 |
33,3 |
14,67 |
3 |
10,0 |
40,0 |
35,0 |
15,0 |
15,6 |
|
4 |
66,7 |
33,3 |
16,67 |
Таблица 2 – Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области охраны окружающей среды
Время, затраченное студентами-волонтерами на охрану ок |
ружающей среды в 2021 г. |
|||||
Курс |
менее 1 ч/м, % |
до 10 ч/м, % |
до 20 ч/м, % |
до 30 ч/м, % |
более 30 ч/м, % |
средний индекс |
1 |
44,0 |
40,0 |
12,0 |
4,0 |
8,08 |
|
2 |
25,0 |
25,0 |
50,0 |
23 |
||
3 |
42,1 |
42,1 |
15,8 |
7,79 |
||
4 |
33,3 |
66,7 |
7 |
Таблица 3 – Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области социальной работы
Время, затраченное студентами-волонтерами на социальную работу в 2021 г. |
||||||
Курс |
менее 1 ч/м, % |
до 10 ч/м, % |
до 20 ч/м, % |
до 30 ч/м |
более 30 ч/м, % |
средний индекс |
1 |
33,3 |
61,9 |
4,8 |
7,48 |
||
2 |
50,0 |
50,0 |
25,5 |
|||
3 |
31,3 |
62,5 |
6,3 |
7,8 |
||
4 |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
10,3 |
Таблица 4 - Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области образования и науки
Время, затраченное студентами-волонтерами на образование и науку в 2021 г. |
||||||
Курс |
менее 1 ч/м, % |
до 10 ч/м. % |
до 20 ч/м, % |
до 30 ч/м, % |
более 30 ч/м, % |
средний индекс |
1 |
57,1 |
38,1 |
4,8 |
5,8 |
||
2 |
66 |
33,3 |
23,3 |
|||
3 |
50,0 |
28,6 |
21,4 |
20 |
||
4 |
21,0 |
26,6 |
52,4 |
17,7 |
Наблюдаемая нами смена приоритетов волонтерской деятельности студентов в целом подтверждает выводы коллег о возрастной трансформации мотивов у ее участников (Мотивация участия молодежи в волонтерском движении…, 2014; Певная, Кузьминчук, 2016; Стегний, Никонов, 2018; Кузнецова, Соловьева, 2018; Кузьминчук и др., 2018; Проказина и др., 2019). Давая характеристику культуры студента-добровольца в социально значимой деятельности как совокупности ценностных приоритетов на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии, следует резюмировать, что отличительной её чертой является резкая девальвация альтруистических побуждений к добровольной деятельности.
На примере локализованного элемента культурной системы мы наблюдаем один из выработанных исторически механизмов её самоорганизации – трансформацию ценностных приоритетов, символов успешности волонтерской деятельности, сопровождающую смену поколений. Есть мнение, что такие преобразования периодически происходят и в более широких масштабах (Бакуменко, 2021 а, б; 2015; Бакуменко, Лугинина, 2022).
Таким образом, предложенная нами система диагностики культуры студента-волонтера позволяет фиксировать тенденции самоорганизации культурной системы в процессе становления входящего в самостоятельную жизнь молодого поколения.
Список литературы Диагностика культуры студента-волонтера
- Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Культура. Самоорганизация. Моделирование // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 3. С. 260-267. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-260-267.
- Бакуменко Г.В. Символизация успеха в экономике свободного времени // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. М., 2021а. С. 358-375.
- Бакуменко Г.В. Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования // Человек и культура. 2015. № 3. С. 41-55. https://doi.Org/10.7256/2409-8744.2015.3.15338.
- Бакуменко Г.В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката. М., 2021б. 276 с.
- Бакуменко Г.В., Лугинина А.Г. Виртуализация социокультурного фронтира «Tertius Romae» // Журнал фронтирных исследований. 2022. Т. 7, № 1 (25). С. 265-293. https://doi.org/10.46539/jfs.v7i1.379.
- Ермилова А.В., Исакова И.А. Специфика волонтерской деятельности в современной России: региональные практики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 48-57. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2017.4.4.
- Зборовский Г.Е., Певная М.В., Ведерников А.А. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 10-25. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.4.1.
- Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 1. С. 63-71. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71.
- Кузнецова А.А., Соловьева Н.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 128-146. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146.
- Кузьминчук A.A., Певная M.B., Тимиршина Е.Р. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 68-77.
- Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т.Г. Нежина [и др.] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.
- Певная М.В., Кузьминчук А.А. Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 135-148.
- Пинская М.В. Студенческая субкультура как форма и артефакт культуры // Вопросы культурологии. 2015. № 5-6. С. 108-114.
- Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 47-56. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5.
- Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146-156. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.1.14.
- Цраева Ф.В. Квалитативные методы изучения студенческого волонтерского движения // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. М., 2021. С. 342-352.
- Цраева Ф.В., Кондратьева Л.Н. Проблема кризиса жизненного мира студента-волонтера [Электронный ресурс] // Культура и время перемен. 2022. № 1 (36). URL: timekguki.esrae.ru/52-728 (дата обращения: 03.08.2022).
- Цраева Ф.В., Рахаев А.И. Приоритеты студента-волонтера в культуре региона: на примере опроса студентов Кабардино-Балкарии // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 2 (81). С. 125-143. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2021-2-125-143.
- Цраева Ф.В., Рахаев А.И. Экспериментальная модель самодиагностики управления вузом волонтерской работы студентов // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к крупным международным мероприятиям: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты. Красноярск, 2022. С. 71-76.
- Alexander A. A Student Volunteer Program Takes Patient Satisfaction to the Next Level // Oncology Issues. 2017. Vol. 32, iss. 5. P. 14-19. https://doi.org/10.1080/10463356.2017.11905285.
- Gaskin K., Smith J.D. A New Civic Europe. L., 1997. 128 p.
- Holmes K., Paull M., Haski-Leventhal D., MacCallum J., Omari M., Walker G., Scott R., Young S., Maher A. A Continuum of University Student Volunteer Programme Models // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43, iss. 3. P. 281-297. https://doi.org/10.1080/1360080x.2020.1804658.
- Russi A.E., Bhaumik S., Herzog J.J. Tschoe M., Baumgartner A. C. Impact of an Education-Centered Medical Home on Quality at a Student-Volunteer Free Clinic // Medical Education Online. 2018. Vol. 23, iss. 1. Р. 1505401. https://doi.org/10.1080/10872981.2018.1505401.