Диалог белого и рыжего клоунов как ключ к пониманию сборника В. Маяковского «Простое как мычание»

Автор: Морева Юлия Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Прочтения

Статья в выпуске: 1 (36), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье обосновывается гипотеза о том, что художественное единство второго прижизненного сборника Владимира Маяковского «Простое как мычание» формируется, в частности, благодаря особому диалогу точек зрения лирического героя, повторяющему логику диалога традиционной театральной (цирковой) пары Белого и Рыжего клоунов. Это предположение подтверждается в ходе анализа сборника как единого целого. При таком ракурсе в центр внимания автора статьи попадает особое устройство высказывания лирического героя. Показывается, что раздробленность его сознания и утрата лирическим субъектом себя как единого целого в то же время создают художественное единство сборника. Выявленная парадоксальная логика межтекстовых связей позволяет сделать итоговый вывод о том, что это делает возможным органичное сосуществование в сборнике произведений, принадлежащих к разным жанрам и даже литературным родам.

Еще

Авторский лирический сборник, циклообразующий фактор, диалог, субъектная структура, лирический герой, точка зрения, футуризм, лирическая циклизация, постсимволизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14914529

IDR: 14914529

Список литературы Диалог белого и рыжего клоунов как ключ к пониманию сборника В. Маяковского «Простое как мычание»

  • Динерштейн Е. Маяковский и книга. М., 1987. С. 60
  • Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983; Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1986. Т. 45. № 2. С. 25-39
  • Стерьепулу Э.А. Лирический цикл как система поэтических текстов//Facta universitatis. Series: Linguistics and Literature. 1998. Vol. 1. № 5. P. 323-332
  • Савельева В.В. Ролевые проявления автора в органике и архитектонике книги стихов // Авторское книготворчество в поэзии / отв. ред. О.В. Мирошникова. Омск, 2008. С. 36-41; Чернякова М.А. Разноликость лирического «я» раннего В. Маяковского: маска лирического героя как форма протеста // Проблемы филологии, истории, культуры. 2007. № 18. С. 232-237
  • Тюпа В.И. Статус художественного произведения в постсимволизме//Постсимволизм как явление культуры. Вып. 3. М.; Тверь, 2001. С. 3-5
  • Тернова Т.А. Семиотика безумия в литературе русского авангарда//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 21 (202). С. 134-139
  • Маяковский В. Простое как мычание. Пг., 1916
  • Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. М., 1991. С. 34
  • Кантор К. Тринадцатый апостол. М., 2008
Еще
Статья научная