Диалогический принцип в формировании коммуникативной компетентности сотрудников ОВД

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126621

IDR: 149126621

Текст статьи Диалогический принцип в формировании коммуникативной компетентности сотрудников ОВД



Диалогический принцип в формировании коммуникативной компетентности сотрудников ОВД

Кандидат философских наук В.И.Кудашов Красноярская высшая школа МВД России

Значимость коммуникации в деятельности сотрудников ОВД неуклонно растет, расширяется крут людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с межличностным общением. Само общение оказывается важнейшей составляющей деятельности сотрудников правоохранительных органов, соответственно. компетентность в общении - важнейшая составляющая профессиональной компетснтиосль Серьезным источником возрастания значимости коммуникативной стороны профессиональной деятельности милиции является динамичность современной жизни, ломка различного рода стереотипов.

Современные средства связи, существенно упрощая контакты, одновременно усиливают элементы опосредованности общения, ограничивая возможности, связанные с невербальными средствами коммуникации, делая общение более поверхностным. Для современного человека характерна нарастающая потребность в так называемом глубинном общении, воспринимаемом нс просто как средство коммуникации. Оно обретает самостоятельную ценность, вызывает потребность на(п-и отклик в другом человеке, быть понятым и оцененным окружающими.

Опираясь па структурирование процессов общения, введенное Г. М. Андрее вой, выделяют следующие аспекты компетентности в общении: коммуникативный (установление контакта, дове-рительного общения), перцептивный (психологическое портретирование), интерактивный (способность влиять, воздействовать) (6,9). Совершенствование компетентности в общении предполагает использование средств, ориентированных на развитие различных типов коммуникативного взаимодействия. Прослежен ведущий принцип, ха-рактеризующий стралсгическос направление коммуникативного взаимодействия (5, б). Это прин-нии аналогичности взаимодействия, т.с. полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению. В случае общения. реализующего субъскт-объсктньл< принцип, лишь один из партнеров выступает в роли полноправного субъекта, вто время как другому от-нодигся роль объекта воздействий и манипуляций. Таково общение по типу приказов, различного рода предписаний, наставлений и т.п. К этому же типу относятся распространенные случаи доминирования одного из партнеров, когда ио тем или иным причинам общение не приобретает ха-рзктера подлинного диалога, а остается моноло* гичсским.

Иная ситуация в случае общения, основанного на субъект-субъектной схеме. Оно характеризуется равенством позиций участников, обоюдной активностью сторон, при которой каждая нс только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на дру1ую, взаимным проникновением партнеров в мир друг друга, готовностью встать на точку зрения другой стороны. стремлением к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга, активной взаимной гуманистической установкой.

Межличностные коммуникации в сфере правоотношений несут на себе нс только отпечаток менталитета се участников, но и вполне конкретного состояния диалоговой деятельности, представляющей меха! пом социальной коммуникации и в значительной мере обусловливающей качественную сторону социальных взаимодействий. Поэтому коммуникативную подготовку сотрудников ОВД к профессиональной деятельности можно рассматривать как <Ьормированис аналогичности сознания. Такой подход требует более детального и глубокого анализа общения как диалога и коммуникации как диалогического процесса.

Диалогичное общение отличается от нормативного. т.с. соответствующего определенным социальным требованиям, в предъявлении “смыслов для себя" в отличие от "смыслов для других” “Смысл для себя" - это реальный мотив деятельности, открытый для обсуждения и ставший предметом внутреннего диалога. Следуя терминологии Л.Н.Лео|т»ева. можно сказать, что при социально-нормативном общении происходит трансляция личностно усвоенных значений, а при диалогическом — личностных смыслов. Сознание в форме диалога как бы себя разворачивает, находит другое бытие. Человек с помощью диалога выхолит на новые горизонты самосознания. Таким образом, диалог можно рассматривать в качестве условия и способа становления человека.

Диалогичности как встречной активности познающего и активности открывающегося в сложном “двустороннем акте познания-проник-иовс1шяи в подлинную жизнь личности противостоит мополопом. который в пределе отрицает наличие вис себя другого, равноправного и ответно-равноправного сознания - другого, рав-полранйого Я. При монологическом подходе дру-гой всецело остается только объектом сознания, а не другим сознанием. Согласно М.М.Бахтину, мо-нолопом есп» “глубокая структурная особенность идеологического творчества нового времени, определяющая все его внешние и внутренние формы" (1,91). В соответствии с этой особенностью истину привыкли считать продуктом и достоянием одного сознания, “по отношению к которому индивидуальность других сознаний будет проявляться лишь в ошибке” (1, 92). Оставаясь в рамках монологизма невозможно адекватно осмыслить диалог как взаимодействие равноценных сознаний, поскольку диалогические отношения либо нс буду! замечены, либо будут монологически сведены к доминированию одного компетентного сознания нал другим - некомпетентным.

Принципиальное отличие диалога от монолога втом, что при первом в отношения вступают, отправляясь от своих точек зрения, различные активные субъекты, а при втором имеется лишь отношение активно действующего суб1>скта к внешнему для него объекту. При монологическом отношении суб1.скт не имеет возможности сравнивать свою деятельность с деятельностью других субъектов, и тем самым его собственная активность остается в итоге ему же непонятной, ведь увидеть себя можно лишь в зеркале взаимоотношения с другим.

Еще одним принципиальным признаком, по которому, на наш взгляд, диалог отличается иг монолога, является его функциональное назначение: при помощи диалога реализуется, главным образом, функция собственно общения, т.е. коммуникативною взаимодействия между партнерами. а при помощи монолога — функция сообщения. т.е. одностороннего коммуникативного воздействия. Другая специфическая особенность (налога — реактивный характер его реплик, вн-ражаюшийся втом. что каждое ответное выска-1ыванис является реакцией на предыдущее, вытекает из него. В диалоге устанавливается тесная взаимосвязь и взаимозависимость активности партнеров общения.

Монологическая форма коммуникации целесообразна с точки зрения трансляции соци-.1i ы ю колифи пиро ванных содержа ни й-:в тчений. Диалогическая форма необходима с точки зрения трансляции предметно-смысловых содержании деятельности, т.е. ее действительных мотивов. Противопоставление "диалог-монолог" проходит через весь механизм общественной детерминации (сятсльности человека. В каждом случае диалогический принцип задает способ организации соответствующего пространства взаимодействия, основные механизмы и условия ею существования.

В последнее время в отечественной литературе обращение к диалогу и диалогизму стало весьма популярным. Сами понятия “диалог", "ди-алогизм", “диалогичность" приобрели расплывчатое значение: в одних случаях под “диалогом" понимается реально осуществляемый обмен сообщениями. в других он приобретает характер особого механизма сознания мира, в третьих -универсального механизма организации сознания. В одних случаях диалог трактуется как глубинное основание человеческого бытия, в других-как психологическая или психолингвистическая реализация этого основания.

Сопоставляя различные точки зрения, можно обнаружить разные грани понимания диалогичности, которая трактуется и как неотъемлемое свойство человеческой субъскт-субъсктной сущности, естественная диалогическая тенденция личности и определенная мера приближенности конкретного события общения к диалогу.

С философской точки зрения, понятие диалогичности сознания выражает естественную способность человека, которая позволяет раскрыть его духовные возможности. Механизмы лиалогично-сти сознания коренятся в самых глубинных основаниях человеческого бытия и существования, ведь для человека быть и существовать - значит быть и существовать для другого и вместе с другим. Диалогичность сознания и раскрывает смысл бытия человека в событии с другими, а смысл существования - в сосуществовании с другими и для других, тем самым — и для себя самого (2, 76).

Таким образом, в качестве общих характерных особенностей диалогического взаимодействия можно отметить его субъективность, цикличность и взаимонаправленность. Однако обстоятельства конкретной коммуникации создают много переходных форм, образующих особый "континуум диалоги ч пости", поэтому' надежным критерием идентификации диалога в различных "смазанных" формах - от монологизированного диалога до диалогизированного монолога - могут служить цель и характер коммуникативной установки. Подлинный диалог должен быть двусторонним, т.е. инициатива в коммуникации должна переходить от одного партнера к другому, должно происходить сцепление диалогических циклов. Цикл здесь выступает как целое, образованное двумя взаимосвязанными речевыми актами партнеров, из которых первый как бы открывает. начинает общение и детерминирует последующий акт.

В межличностном диалоге реплика одного продолжает раскрывать смысл высказывания другого, т.е. диалог выступает цепью логически и со-дсржатслыю связанных речевых реплик или высказываний непосредственно общающихся людей. В этом плане диалог - целостный дискурсивный процесс взаимообмена мыслями, чувствами, отношениями между партнерами по общей для них теме, проблеме. В диалога существует логическая, смысловая и психологическая соединенность партнеров по общению, и если эти условия не соблюдены, то общение утрачивает ди алогич кость по существу, хотя может поддерживаться по форма, приобретая характер фактического общения. Если по форме диалог это обмен репликами и высказываниями. то по содержанию - это обсуждение взглядов партнеров, возникающее на взаимном интересе к предмету общения."

В процессе диалогического взаимодействия происходит расширение позиции каждого партнера: помимо собственной позиции, раскрывающейся в выдвижении гипотезы, ее реализации, оценки гипотезы партнера, постепенно формируется позиция “другого", т.е. участник совместного решения, как бы встав на место партнера, начинает критически оценивать собственную гипотезу, участвуя в сотворении гипотезы дру- rum. Таким образом происходит развитие диалогической формы мышления каждого партнера, (^юрмированис рефлексивных механизмов мышления.

В диалогической коммуникации каждая личность признает в другой ее автономию, ес самость. Поэтому диалог всегда - выражение своего смысла. своего понимания, своего отношения, своей позиции, причем так. чтобы другой ес воспринял и понял, т.с. с вполне определенно)! ориентацией на восприятие и понимание другого, с явной обращенностью к нему. Диалог - активное двустороннее субъскт-субъсктное взаимодействие партнеров. Чтобы избежать произвольного расширения понятия диалога на все виды коммуникации. подчеркнем, что диалогом в полном смысле слова можно назвать только такое взаимодействие личностей, которое характеризуется особыми отношениями между партнерами: установкой на взаимное понимание друг;1руга и благожелательным стремлением пойти навстречу в этом понимании, т.с. отношениями коммуникативного сотрудничества. которое нс исключает противоположных личных позиций партнеров.

Все перечисленные аспекты, компоненты общения, как правило, нс существуют в чистом, изолированном виде - реальное общение представляет собой сложное переплетение перцептивных, коммуникативных, интерактивных элементов, общения субъскт-обьектного. манипулятивного и с^бъскт-субъектного, глубинного Каждый из этих аспектов реализует свою о предел с иную функцию, и существует немало служебных ситуаций, когда оптимальным оказывается стандартизированное и манипулятивное общение.

И тем не менее целый ряд значимых обстоятельств со все большей силой актуализирует потребность в обладании именно субъект-субъект -ними, продуктивными, глубинными формами диалогичного общения. Современная установка динамично изменяющегося общества на формирование активно реализующих свой творческий потенциал работников правоохранительных органов, а не пассивно выполняющих указания служащих, осуществляется именное помощью принципа диалогичности коммуникативной подготовки сотрудников ОВД.

В системе подготовки современного милиционера продолжает сохраняться огромная диспропорция между тем, сколько времени и усилий затрачивается на получение подробнейшей ин(]юрмапии по различным аспектам активно изменяющегося законодательства, и тем. что делается для получения систематизированных знаний о различных аспектах межличностных отношений и психологических особенностях общения, хотя давно известно, что “большинство трудностей, проблем и конфликтов между людьми нс могут быть разрешены с помощью Уголовного кодекса или дисциплинарных предписаний” (3, 17). Поэтому необходимо формировать у сотрудников правоохранительных органов осознанную комму никативную направленность личности. своеобразную диалопгчпоить как щюфсссионально важное свойство сознания. Использование принципади-алогичности в коммуникативной подготовке вооружает сотрудников ОВД практическими знаниями об общих и частных закономерностях общения и, таким образом, существенно повышает их прогресс ио нал ьную компотеигность.

Статья