Дифференциация публики по уровню ориентаций на сценическое искусство
Бесплатный доступ
В настоящий момент важной особенностью существования театра как социокультурного института является его функционирование в рыночных условиях. Спектакли становятся предметом купли-продажи, а гедонистической функции театра противостоит большая конкуренция: кино, интернет, социальные сети, развлекательные шоу и шоу-программы. В связи с этим, чтобы остаться на рынке потребления, театр применяет инновационные технологии и экспериментальные формы, которые влекут за собой потерю уникальности театра и снижению интеллектуального уровня публики. А эффективная реализация идеологической и воспитательной функций театра непосредственно связана с уровнем подготовки театральной публики. Вопросы его типологии, классификации уровня художественного образования, являются решающими при восприятии спектакля. Жанровая направленность и предметная ориентированность театров безусловно зависят от способностей публики воспринимать произведения театрального искусства. В статье представлен анализ социологических исследований взаимодействия индивида с искусством, а также социокультурных процессов, формирующих ориентацию театральной публики на произведения театрального искусства. Особое внимание автор уделяет досуговой деятельности людей и сформировавшимся стереотипам театральной публики. Также был проведен анализ культурно-досугового поведения публики и выведена ее дифференциация по уровню предпочтений и ориентаций на сценическое искусство.
Публика, театр, искусство, образование, произведения театрального искусства, стереотип, досуг
Короткий адрес: https://sciup.org/148327215
IDR: 148327215 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-92-79-84
Список литературы Дифференциация публики по уровню ориентаций на сценическое искусство
- Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье. - Текст: непосредственный // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 5. - С. 60-74.
- Конт, О. Социальная психология: учебное пособие / О. Конт; отв. ред. А. Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. -351 с.
- Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В. Радаев, - Текст: непосредственный // Социологические исследования. - М., 2005. - С. 5-18.
- Рубинштейн, А. Я. Сегментация театрального рынка / А. Рубинштейн, Н. Скоморохова, Г. Гедовиус, - Текст: непосредственный // Художественная жизнь современного общества. В 4-х т. [Искусство в контексте социальной экономии / Отв. ред. А. Я. Рубинштейн]. -СПб., 1998. - Т. 3. - С. 226-248.
- Социология культуры: учеб. пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов; Министерство науки и высшего образования Росийской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019. - 302 с.
- Струмилин, С. Г. Проблемы экономики труда: монография / С. Г. Струмилин; [отв. ред. и авт. предисл. М. Я. Сонин]; Академия Наук СССР, Институт экономики. - М.: Наука, 1982. - 470 с.
- Ушкарев, А. А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России / А. А. Ушкарев, - Текст: непосредственный // Культура и искусство. - 2017. - № 7. - С. 36-49.
- Ушкарев, А. А. Культурный капитал как драйвер потребления искусства / А. А. Ушкарев, - Текст: непосредственный // Обсерватория культуры. - 2018. - №15(2). - С. 178-187.
- Ушкарев, А. А. Статусная мотивация потребления искусства / А. А. Ушкарев, - Текст: непосредственный // Культура и искусство. - 2018. - № 6. - С. 1-12.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. О культурных потребностях москвичей / Ю. У. Фохт-Бабушкин, - Текст: непосредственный // Культура и культурные потребности москвичей. - М., 2010. - С. 11-108.
- Хренов, Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс: монография / Н. А. Хренов. - М.: Аграф, 2007. - 496 с.