Дифтонгизация в диалектных группах северного говора азербайджанского языка по сравнению с кыпчакскими языками
Автор: Самедова Кнуль Ибрагим
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 6 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассказывается о дифтонгизации в диалектных группах северного говора азербайджанского языка. Также здесь идет речь о способах возникновения дифтонгов, проводится сравнение между дифтонгизацией диалектов тюркских и кыпчакских языков, и автор делает вывод, что из-за сильного влияния элементов кыпчакских языков в регионах дифтонгизация диалектов этих регионов весьма схожа с феноменом, имеющим место в кыпчакских языках.
Диалекты, дифтонгизация, комбинаторное изменение звуков
Короткий адрес: https://sciup.org/14116192
IDR: 14116192 | DOI: 10.33619/2414-2948/55/48
Текст научной статьи Дифтонгизация в диалектных группах северного говора азербайджанского языка по сравнению с кыпчакскими языками
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
Как нам известно, для современного азербайджанского литературного языка дифтонги не характерны. То есть, как отмечает и А. Демирчизаде, «В азербайджанском литературном языке не существует полностью сформировавшихся и смешавшихся с монофтонгами дифтонгов-фонем» [2, с. 44]. Дифтонги встречаются в диалектах азербайджанского языка. Это объясняется выпадением согласных v, y, n, g, в результате чего и происходит дифтонгизация.
М. Ресенен считает первоначальными лишь те дифтонги, вторым компонентом которых в первом слоге слова является –y (-i), а первым – долгая или краткая гласная. По его мнению, все остальные дифтонги образованы с помощью сочетания звуков [15, с. 48].
Опираясь на данные мысли М. Ресенена, Э. Азизов сообщает о наличии в азербайджанском языке дифтонгов ay, oy, но их второй компонент не гласный, а согласный звук. Однако основным признаком дифтонга является то, что он начинается одной гласной и заканчивается другой, эти две гласные объединяются и произносятся в одном слоге. Ранее А. Ахундов указывал два дифтонга (öü, ou) в азербайджанском языке, носящих фонематический характер, но позднее он, определив ou и öü как звукосочетания, исключил их из фонемного состава языка и назвал дифтонгоидами. В результате превращения согласного “v” в гласный звук в азербайджанском языке образуются два дифтонга, а точнее дифтонгоида. Другими словами, происходит дифтонгизация. Отрицая существование в азербайджанском языке дифтонга фонематического характера, Э. Азизов отмечает, что порой трудно определить [(cc) ® I разницу между удлиняющейся гласной и дифтонгизацией в диалектах. Также он говорит о наличии в диалектах долгих гласных, носящих дифтонговый характер, и сообщает, что «у такого типа долгих гласных в начале и конце звук не является одинаковым» [4, с. 117].
А. М. Демирчизаде пишет: «Учитывая возможности произношения некоторых слов дастана «Китаби Деде Коркут» в составе выражения — в фонетических условиях и диктовку слов, можно прийти к выводу, что дифтонгизация некоторых гласных, а также необходимость их удлинения может укрепить предположение о наличии некоторых дифтонгов и удлиняющихся гласных звуков в ранние периоды существования общенародного азербайджанского языка» [3].
Но дифтонги являются одной из наиболее часто наблюдаемых фонетических особенностей как в современных тюркских языках, так и в диалектах. В диалектах и говорах азербайджанского языка дифтонги проявляют себя в двух формах.
Падающие (нисходящие) дифтонги.
Восходящие дифтонги.
В падающих или нисходящих дифтонгах первый гласный звук произносится полностью, а второй — более слабо по сравнению с первым. Первый состоит из открытых (o, ö, a, ə), а второй — из закрытых (u, ü, i) гласных, например: ou, öü, au, ei.
В восходящих дифтонгах первый звук произносится слабо, а второй — полностью. Первый звук состоит из губных закрытых (u, ü), а второй — из негубных открытых (a, ə) гласных. В некоторых случаях первый звук может быть и губной открытой гласной. Например: ua, üə, oa, öə.
Открытые гласные преобладают в западных и южных диалектах, а закрытые — в северо-восточных [5, с. 60].
М. Ширалиев выделяет в диалектах азербайджанского языка нисходящие дифтонги ou, öü, au, oi, əi и восходящие дифтонги ua, üə, oə, öə [8, с. 35-38].
В диалектных группах северного говора вообще редко встречаются дифтонги, среди них можно назвать только следующие дифтонги: au, ou, öu öü, oa, üə.
a̭u — этот дифтонг можно встретить в основном в загатальском и гахском говорах северного диалекта. Здесь он возникает в результате выпадения согласной v из слов: dauğa (Гах-И. Су, Гум.), da̭ uşan ( Заг. -Aш.T., Гим.), qa̭ umax, qa̭ urma ( Заг.-Aш.T., Гax., Гум.), qana̭ uz, bana̭uş (Гax-И. Су.).
Также этот дифтонг возникает в результате ослабления согласной n в словах других диалектов и говоров, принявших притяжательное окончание второго лица: arpan-arpau, baban-babau, bağçan-bağçau и др.
В результате употребления единственного числа второго лица условного наклонения глагола в иракских диалектах встречаются формы: alsan-alsau, baxsan-baxsau, qırsan – qırsau [1, с. 50-55].
Ou — этот дифтонг образуется в диалектах вследствие выпадения согласных y и v; примеры на выпадение согласной у: toyuq- to̭ ux, qoyun- qoṷn, oun, soyuq-soux, soyutma-soutma; примеры на выпадение согласной v: qırqovul-qırqoul, qovun- qouun, dəmirov- dəmirou qovurmaq-qourmax, bir hovur- bi hour- bir az, bir qədər., oxlov- oxlou, dovşan — douşan/dooşan.
Öü – böyü - böü (Ше.K. Лак.); nöyüt- nöüt, öyüd-öüt, söyüt-söüt, könül- köül.
Oa — qova-qova- qoa̭ -qoa̭, (Ше., Ox, Гшл);
üə — güər (Бал. Заг); gavalı-güvəli-güəli (Заг. Гым), tüfəng-tüəng.
öə — böə (Гax), göyəm- göəm, göyərmək-göərmax. [6, с. 88].
В общем, в диалектах и говорах азербайджанского языка мы можем встретить дифтонги как нисходящей, так и восходящей формы, которые возникают в результвте выпадения согласных v, y. Но по сравнению с нисходящими дифтонгами в диалектах и говорах нашего языка восходящие дифтонги распространены в ограниченном кругу.
Вследствие удлинения гласных в тюркских языках появились и разные варианты дифтонгов. В древний тюркский период больше всего в словах с согласной y происходила дифтонгизация удлиняющихся согласных (kayda, keyik, oyna и др.).
Ф. Зейналов отмечал, что дифтонгизация гласных, наблюдаемая в большинстве тюркских языков, часто связана с последующим удлинением. Он также утверждал, что в кыпчакских языках дифтонгизация происходит в начале слова, например: yorın- orın- yer, yok-ok-ox, yon- on и др. [9, с. 28].
Изменение звуков. В общей лингвистике часто под фонетическими законами подразумевается изменение звуков. М. Ширалиев выделяет два типа этого изменения: 1) спонтанное изменение звуков; 2) комбинаторное изменение звуков.
М. Ширалиев подчеркивает, что трудно объяснить причины спонтанного изменения звуков. Хотя замена звука ı на i или m на b в тюркских языках и служит как признак отличия отдельных тюркских языков, в том числе и разных диалектов и говоров этих языков друг от друга, невозможно объяснить причины этих событий с помощью материалов современного тюркского языка. Спонтанное изменение звуков включает в себя замену гласных и согласных звуков.
Изменение, возникающее в результате воздействия звуков друг на друга, называется комбинаторным изменением. В отличие от спонтанного изменения звуков — причины возникновения комбинаторного изменения звуков объяснить легко. В комбинаторное изменение звуков входят такие фонетические события, как ассимиляция, диссимиляция, выпадение звуков, добавление звуков и т.д. [8, с. 37-38].
В диалектных группах северного говора азербайджанского языка мы также столкнулись с определенными группами дифтонгов, перечисленными выше. А если сейчас мы обратим внимание на кыпчакскую группу тюркских языков, то заметим, что и здесь можно встретить определенные виды дифтонгов, совпадающих с дифтонгами северного говора.
Если мы рассмотрим казахский язык из кыпчакской группы, то увидим, что дифтонги в одной части современных тюркских языков и долгие гласные в другой части – это разные проявления некоторых звуковых групп общего тюркского языка. В казахском тюркском наблюдается процесс превращения согласных некоторых звуковых групп вроде VC в общем тюркском на полугласные /w/ или /y/ путем гармонии губ. Возникающие таким способом звуковые группы (дифтонги) типа /uw/, /üw/, /aw/, /ıy/, /iy/ рассматриваются как фонемы в казахской и советской тюркологической грамматиках [14, с. 271].
В лингвистике дифтонг (скользяшая гласная) определяется как двойные гласные, находящиеся в одном слоге и выполняющие функцию одной гласной. Говоря, что «скользящие гласные имеют те же языковые функции, что и долгие гласные», Г. Г. Ванглер считал дифтонг звуками-близнецами с особенностями гласной, выполняющих языковые функции простой гласной. Скользящие гласные, в русской лингвистике называющиеся «истинный дифтонг» и встречающиеся в якутском тюркском языке, отсутствуют в казахском тюркском. Дифтонги казахского тюркского языка относятся к дифтонгам того типа, в которых один из звуков образует фонему, а второй является дополнительным гласным (ложный дифтонг). Дополнительная гласная (Halbvokal — полугласная) — звук между гласной и согласной. При произношении дополнительных гласных рот иногда открывается больше, а иногда меньше, чем это необходимо для одного гласного звука. По мнению некоторых лингвистов, допольнительные гласные по звучанию и форме имеют особенности гласных, по функциям — согласных звуков. Звуки, считающиеся дополнительными гласными, могут на письме обозначаться буквами /j, w, y/. Если разделить дифтонги по месту дополнительных гласных на открытые дифтонги (öffnender / fallender Diphtong) и закрытые дифтонги (schliefiender steigender Diphtong), то можно сказать, что оба этих вида есть в казахском тюркском (12, с. 199).
Но особенность гласных казахского тюркского языка /e-, o-, ö-/ выступать в начале слова в качестве дифтонгов отличается от дифтонгов /ıy, uv/. Лингвисты, составлявшие систему гласных казахского языка, определили для этого диалекта в общем девять гласных (нормальных гласных, Monophtong) и вдобавок два скользящих гласных (Diphtong) [10, с. 30], [14, с. 271; 13, с. 441].
Если мы обратим внимание на каракалпакский язык из кыпчакской группы тюркских языков, то увидим, что как и в казахском тюркском, так и в каракалпакском тюркском
- w
- wo ,
i - y u звучание гласных /e-, o-, ö-/, находящихся в начале слова, как открытых дифтонгов / e ,
ü - w
ö/ является довольно упорядоченным и закономерным процессом. В каракалпакском тюркском, также как и в казахском и ногайском тюркском языках присутствуют дифтонги, возникшие в результате лабиализации согласных, находящихся в звуковых группах типа VC общего тюркского языка: /Aw, Ow, Iw, Uw; Ay, Oy, Iy, Uy/.
В системе гласных ногайского языка есть дифтонги. От нашего внимания не ускользает тот факт, что слуховые и фонетические особенности гласных в ногайском тюркском, как видно и по другим фонемам, близки и схожи с казахскими и каракалпакскими. Негубная-открытая предъязычная (мягкая) гласная /e/ встречается в слове в любой позиции. И. Баскаков сообщал, что, являясь первым звуком в слове, эта гласная в диалектах произносится как ye или e : yer “мужчина, муж”, yertengi “рассказ” и др.; а внутри слова она иногда произносится в форме / e / с небной гармонией: bes “пять”, ber- “давать” и др. Но передняя y e , e в ногайском тюркском языке не обладает такой упорядоченностью и особенностями как в казахском и каракалпакском тюркском языках [11, с. 81].
В ногайском тюркском предъязычная (мягкая) и заязычная (твердая) гармонии очень сильны. Если в корне употребляется заязычная (твердая) гласная, то в окончании будет заязычная (твердая) гласная, если в корне предъязычная (мягкая) гласная, то в окончании будет употребляться предъязычная (мягкая) гласная: atlarımız, islerimiz и др.
Губная гармония применяется в основном к предъязычным (мягким) гласным и реализуется в мягкой форме. Губная гармония в ногайском языке не отражается на письме [7, с. 8].
Список литературы Дифтонгизация в диалектных группах северного говора азербайджанского языка по сравнению с кыпчакскими языками
- Dəmirçizadə Ə. Azərbaycan ədəbi dilinin tarixi. I hissə, Bakı, 1979.
- Расанен М. Материалы по исторической фонетике тюрских языков. М., 1955.
- Əzizov E. Azərbaycan dilinin tarixi dialektologiyası. Bakı, 2016.
- Dəmirçizadə Ə. M. "Kitabi-Dədə Qorqud" dastanlarının dili. B. İ. Lenin adına APİ-nin nəşriyyatı, Bakı, 1959.
- Məmmədli M. Azərbaycan dialektologiyası. Bakı. 2019.
- Şirəliyev M. Azərbaycan dialektologiyasının əsasları, Bakı, 1968.
- Bayramov İ. M. Azərbaycan dili şivələrinin fonetikası. Bakı, 2016.
- Səmədova K. Şimal-Qərb qrupu dialektlərinin fonetikası.Monoqrafiya. Bakı, 2018.
- Zeynalov F. R. Türk dillərinin müqayisəli qrammatikası. I hissə, Bakı. 2008.
- Киргизско-русский словарь. М., 1965.
- Дмитриева Н. К., Исаков Ф. У. Общая характеристика тюркского вокализма. Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. М.: Фонетика, 1955.
- Аралбаев Е. Изучение фонетики казахского языка // Фонетика казахского языка. Алма-Ата, 1969. С. 28-42.
- Menges K. H. Die Aralo-kaspische Gruppe // Philologiae Turcicae Fundamenta / ed. by J. Deny et al. Wiesbaden, 1959. S. 434-488.
- Баскаков Н. А. Тюркские языки. М., 1960.
- Səmədova K. İ. Noqay türkcəsinin fonetik quruluşu // "Türkoloji elmi-mədəni hərəkatında ortaq dəyərlər və yeni çağırışlar" mövzusunda Beynəlxalq elmi Konfrans. Bakı, 14-15 noyabr, 2016.