Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами
Автор: Мухамед Татьяна викторовнА.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 5 (61), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается динамика философских представлений об образовании, его месте и роли в жизни человека и общества: в античности, когда знания понимались как средство универсального развития личности, управление изменением сущности человека; в эпоху Просвещения, когда образование получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путём преобразования природных задатков и склонностей; в ХХ столетии, когда образование с точки зрения постмодернистского дискурса утрачивает былое значение на фоне смерти субъекта познания в век всеобщей информированности, когда массы уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. Несмотря на постмодернистский скепсис, современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта.
Образование, культура, философия, философские концепции образования, социализация, инкультурация
Короткий адрес: https://sciup.org/14489825
IDR: 14489825
Текст научной статьи Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами
в современном мировом сообществе интерес к проблеме образования напрямую связан с антропоцентрическим поворотом в научных исследованиях, с пониманием того, что от сферы образования непосредственно зависит то, каким будет общество и человек будущего, его цели, интересы, ценности.
в широком смысле этого слова образованием называют процесс создания единого целого путём слияния, объединения того, что ранее существовало раздельно в определённую систему, организацию, порядок. Это могут быть различные объекты природного мира, как органического, так и неорганического. к. с. пигров отмечает, что образование, в первом приближении к этому понятию, может быть проинтерпретировано, как привнесение формы в материю, то есть формирование. он указывает на то, что существенным единством обладают такие на первый взгляд разные процессы, как образование солнечной системы, земной биосферы, образование человечества (антропо- и социогенез) и т.п., в том числе и образование индивидуальности [7, с. 27—35].
в узком смысле слова, закрепившемся в научном сообществе, образование интерпретируется как познавательная деятельность, процесс получения и освоения культурно-исторического опыта и знаний, и ассоциируется с обучением. с помощью образования происходит трансляция и систематизация знаний, умений и навыков, накопленных многими поколениями в различных сферах жизнедеятельности.
образование предполагает возникновение нового, ранее не существовавшего, и в этом смысле его можно проинтерпретировать применительно к индивиду как второе рождение, придание ему нового образа и сущности в мире. образ — это, прежде всего, форма, преображение бесформенного хаоса в гармоничное целое, космос. образование в таком ключе можно рассматривать как некую деятельность, сопричастную космическим процессам, связанную с преобразованием хаоса в космос. Это со-бытие мак- рокосма и микрокосма, наполненное глубоким экзистенциальным смыслом [7].
в историческом ракурсе понимание значимости обучения и знания формируется в античной философии. в древней греции ещё не было такого понятия, как образование, но существовало близкое к нему пайдейя, при этом знания понимались как средство универсального развития личности. известно, что сократ отождествлял знание и добродетель, считая, что если человек постигнет, что есть добро и что есть зло, то будет поступать нравственно. сократ полагал, что добродетели человека можно обучить. в то же самое время он, признанный самым мудрым из современников, остро ощущал ограниченность и неполноту знаний человека, выступая с позиций философского скептицизма. однако именно осознание неизбежной ограниченности собственных знаний и относительности человеческого познания приводит человека к бесконечному стремлению преодолеть своё незнание и невежество.
Большую роль в становлении античного образования и представлений о познавательной деятельности человека сыграл платон. постижение сущего он связывал с постижением мира идей, эйдосов, образов, которые сами по себе, как он полагал, являются прообразами чувственного мира. в центре его философской концепции лежит представление о том, что познание возможно на основе постижения универсалий, наиболее общего, абстрактного знания, которое недоступно чувственному восприятию и поэтому нуждается в специальном изучении, познании. платон, вслед за сократом, пытается выяснить: возможно ли обучение добродетели последующих поколений. представление о сущности образования встречаются у платона в известном труде «государство». он был уверен, что для существования государства необходима добродетель, знание — нечто единое, которому сопричастны все и которому все могут научиться [8, с. 263]. платон понимал пай- дейю как управление изменением сущности человека, то есть это и есть образование как постепенное формирование человека, которое задаётся неким прообразом, образцом. освобождение от незнания, невежества — таков путь к образованию и изменению себя, путь к саморазвитию и самореализации.
самореализация предполагает кардинальное изменение всего человека, его исправление, поскольку она есть стремление стать тем, чем человек никогда до этого не был. незнающий не может выйти за границы своего незнания, переход к знанию предполагает наличие наставника философа как носителя знаний и памяти. образование как освоение и трансляция истины, в результате которого человек приобретает новые способности и знания, которыми он не обладал прежде. в процессе познания истины, человек меняется кардинально вплоть до того, что изменяется его способ существования. таким образом, образование нацелено не просто на передачу знаний, а на изменение способа существования человека.
понятие «образование» в эпоху просвещения начали рассматривать как близкое по значению к понятию «культура». оно получает категориальный статус и современное значение как некий способ приобретения новых навыков путём преобразования природных задатков и склонностей. необходимо отметить, что становление этой категории проходило постепенно, большую роль в этом сыграли философские размышления и. гердера и и. канта. под образованием гердер понимал «возрастание к гуманности» [5]. у канта схожее значение имели понятия «культура способностей», или «природные задатки», в которых выражается акт свободы человека в его деятельности. он связывает образование с формированием нравственности, считая, что оно имеет отношение к практическому воспитанию в противовес школьному образованию, которое отвечает за приобретение умений, или прагматическому воспитанию, которое имеет цель достижения разумности.
кант полагал, что нравственной обязанностью человека является полное развитие своих способностей и талантов, в то же самое время он отмечал, что гений — баловень природы [6]. гегель рассматривал образование не как культуру развития способностей, а как приобщение к некоему образцу. человек порывает с природным и обращается к духовному.
гегель понимает образование как подъём ко всеобщности. Это понятие охватывает сущностное определение человеческой разумности, которая заключается в том, что человек становится во всех проявлениях существом духовным, отказываясь от особенного в пользу общего, что предполагает умение справляться со своими влечениями. Это означает свободу от природного мира, примирение с собой и вступление в сферу инобытия. в сфере духа индивид сталкивается с такими формами, как язык, обычаи, устройство общества, которыми он стремится овладеть. сущностью образования является отчуждение человека от себя природного и возвращение к самому себе. образование гегель интерпретировал как некую стихию, в которой пребывает образованный индивид [4]. в результате процесса образования индивид овладевает субстанцией и отталкивается от различных предметных сущностей. Этот процесс возможен лишь в абсолютном философском знании. таким образом, гегель не усматривает исторической сущности образования, поскольку оно не конечная стадия развития, а видит лишь основание для гармоничного развития.
в ХХ столетии образование было в центре внимания многих философов, культурологов и педагогов. один из представителей интуитивизма французский философ а. Бергсон с недоверием относился к рациональному постижению мира и рациональным конструкциям, считая, что лишь с помощью интуиции возможно постижение абсолютного.
в противоположность непосредственному социальному чувству и здравому смыслу, идеи и слова отгораживают человека от реальности. Эту ситуацию помогает преодолевать классическое образование, которое способствует развитию способности мыслить, освобождая человека от автоматизма сознания, давления вербальных конструкций и символов, заслоняющих саму жизнь. Бергсон призывает научиться определять за словами сами вещи.
по мнению м. фуко, в античности субъекта спасала истина, но для современного субъекта это неактуально. в современном мире социальный процесс откладывается как знание, субъект продолжает воздействовать на истину, но она уже не влияет на него, превратившись в автономную эволюцию процесса познания. фуко считает, что произошёл разрыв между истиной и человеческим бытием.
Ж. Бодрийяр, характеризуя постсовременность, считал, что она отличается утратой власти социального, которая наблюдалось с эпохи просвещения [2]. именно в эту эпоху появляется дискурс образования, в основе которого находится принцип рациональной коммуникации. на принципе морализации информации было построено образование просвещения. чем больше информации, тем продуктивнее социализация и развитее сознание. картина меняется в современном мире, когда сознание не востребовано, поэтому нет необходимости в социализации. на исторической арене вместо социума мы наблюдаем господство масс, отличающихся неразборчивостью в поглощении информации, которой становится всё больше и которую все труднее освоить. в результате эти процессы приводят к смерти субъекта познания, а новых средств массовой коммуникации становится всё больше.
информированность захлёстывает массы и делает их беззащитными перед симуляцией и манипулированием, они уже не в состоянии отличить фикцию от истины, симуляцию от реальности. находясь в мире симулякров, массы утрачивают представления о реальности, в сообщениях утрачивается их значение, а их сознание теряет свои функции.
несмотря на постмодернистский скепсис, современное общество остро нуждается в понимании истинной роли культуры и образования, которое предполагает освоение социально значимого содержания исторического опыта. особую роль в этом процессе призваны сыграть гуманитарные науки, отвечающие за формирование духовного мира личности.
образование с точки зрения культурологического подхода связывается с выполнением функций социализации и инкультурации индивидов путём приобщения к общему и специализированному социокультурному опыту и знаниям, средство социального воспроизводства общества [9]. впрочем, на наш взгляд, в силу и избыточности образование даёт не только господствующие модели социализации и инкультурации, оно всегда даёт все предыдущие модели общества и культуры, бережно сохраняет, систематизирует и интерпретирует в новом социальном, историческом, культурном контексте. образование даёт способность к саморефлексии, особенно если речь идёт о гуманитарном университетском образовании. результатом образования зачастую выступают способности к продуктивной инновационной деятельности, создание альтернативных смыслов и новых культурных практик. назначение образования выше злобы дня и насущных потребностей общества, они включают обширный универсальный духовный опыт человечества.
образование напрямую связано с культурой, её смысловыми интенциями, нормами, ценностями, которые в ней актуализируются либо находятся в потенции, но со временем могут стать востребованными. освоение знаний — внутренний процесс, который связан с глубокими структурными изменениями личности, её мотивационной и мировоззренческой основы, внутреннего мира, вплоть до глубинных пластов нравственного сознания. в этом заключается своеобразная магия образовательного процесса, его философский смысл и назначение.
новый социокультурный опыт, который даёт образование личности, позволяет заново отрефлексировать и пережить ценности и смыслы социокультурной жизни общества. итогом образовательного процесса является изменение ценностной сферы личности, развитие её духовного мира, формирование культурных потребностей и интересов, её отношения к миру.
Список литературы Динамика философских концепций образования: от поиска истины до игры симулякрами
- Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 томах. Санкт-Петербург, 1913-1914.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000. 96 с.
- Воеводина Л.Н. Философия культуры в эпоху постсовременности//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3.С. 29-35.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Москва: Академический проект, 2014. 494 с.
- Гердер И.Г. Избранные произведения. Москва; Ленинград, 1959.
- Кант И. Сочинения: в 6 томах. Москва, 1963-1966. Т. 5.С. 250-267.
- Пигров К.С. Образование как космическое со-бытие//Философия образования: сборник материалов конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.С. 27-35. (Серия «Simposium», выпуск 23).
- Платон. Государство//Собрание сочинений: в 4 томах. Москва: Мысль, 1990. Т. 3.С. 263.
- Флиер А. Культурологический словарь. Москва, 1997.