Динамика инвестиционного процесса в повышении конкурентоспособности современной экономики Китая
Автор: Губайдуллина Т.Н., Григорьева Е.А., Половкина Э.А.
Статья в выпуске: 3, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье выполнено исследование факторов конкурентоспособности экономики современного Китая. С помощью рейтингов ведущих международных организаций обоснованы позиции страны по основным макроэкономическим показателям - объем валового внутреннего продукта, темпы роста валового внутреннего продукта, золотые запасы страны. Особое место при этом уделено влиянию инвестиционной составляющей проводимых в стране реформ, показано возрастание роли китайских транснациональных компаний в современной мировой экономике. Выделены самые прибыльные китайские транснациональные компании мирового уровня. Определено, что рост иностранных инвестиций и повышение эффективности использования прямых иностранных инвестиций в экономике страны считаются национальным приоритетом. Названы следующие факторы инвестиционной привлекательности: улучшение деловой среды, развитые промышленные цепочки и открытость экономики Китая. Проанализированы меры государственной политики, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране.
Экономика китая, инвестиции, транснациональные компании, инвестиционный климат, факторы конкурентоспособности, рейтинги, макроэкономические показатели, золотой запас, международная торговля
Короткий адрес: https://sciup.org/148329405
IDR: 148329405 | DOI: 10.18101/2304-4446-2024-3-42-47
Текст научной статьи Динамика инвестиционного процесса в повышении конкурентоспособности современной экономики Китая
Губайдуллина Т. Н., Григорьева Е. А., Половкина Э. А. Динамика инвестиционного процесса в повышении конкурентоспособности современной экономики Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 3. С. 42-47.
Современная ситуация на мировом рынке характеризуется обострением конкурентных отношений практически во всех сферах мировой экономики. Это связано с геополитической обстановкой в мире, с трансформацией так называемого однополярного мира, с ростом протекционистских тенденций и с изменениями, происходящими на мировом рынке энергоносителей.
При этом формируются новые «центры силы», среди которых, несомненно, особое место занимает экономика Китайской Народной Республики (КНР), реформирование которой на основе развития конкурентных преимуществ привело к значительным результатам, позволившим стране занять ведущие позиции по многим экономическим показателям.
По данным международных организаций в 2023 г. Китай занял 4-е место по темпам роста ВВП с показателем 5,2% (для сравнения: на 1-м месте — Инди[я (7,6%), 2-м — Турция (5,9%), 3-м — Россия (5,5%)), США по итогам 2023 г. заняли 7-ю позицию (3,1%), Япония — 13-ю (1,5%), другие страны G7 имели темпы экономического роста менее 1%\
В настоящее время экономика Китая является второй экономикой в мире, уступая лишь США: объем ВВП страны по прогнозным оценкам достиг уровня 19,37 трлн долларов. Для сравнения: в 2010 г. показатель ВВП КНР составлял 6 трлн 066,3 млрд долларов, в 2015 г. — 11 трлн 226,1 млрд долларов, в 2020 г. — 14,86 трлн долларов, то есть рост абсолютных показателей ВВП страны происходит в виде постоянно нарастающего тренда12.
Золотой запас КНР составляет 2191,53 тонн, что соответствует шестой позиции в международном рейтинге3. Уровень инфляции в китайской экономике составляет 0,1%, процентная ставка (на октябрь 2023 г.) составляла 3,45%, страна имеет достаточно высокий кредитный рейтинг (А+)4.
Мировые рейтинги последних нескольких лет показывают возрастание роли транснациональных компаний (ТНК) из Китая. Так, в мировом рейтинге Fortune Global 500 за 2023 год три китайские компании входят в десятку лидеров: State Grid занимает 3-ю позицию с выручкой 530 008,8 млн долларов, China National Petroleum — 5-ю позицию с выручкой 483 019,2 млн долларов, Sinopec Group — 6-ю позицию в рейтинге с выручкой 471 154,2 млн долларов, при этом обогнав такие компании, как ExxonMobil (США), Apple (США) и Shell (Великобритания). Данные рейтинга Fortune Global 500 показывают, что в 2023 г. в первой сотне компаний-лидеров находилось 30 компаний из КНР5 [1].
-
1 Темпы роста ВВП. Список стран. URL: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 23.01.2024). Текс. Текст:Гэлектронный.
2ВВП Китая по годам: 1980-2024. URL: (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
-
3 Gold Reserves by Country 2024. URL: https://worldpopulationreview.com/country- rankings/gold-reserves-by-country (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
-
4 Экономика Китая. Статистика онлайн. URL: https://take-profit.org/statistics/countries/ china/ (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
-
5 Global 500. URL: https://fortune.com/ranking/global500/2023/search/ (дата обращения: 23.01.2024). Текс. Текст:Гэлектронный.
2021 г. составил 2,7%) и Agricultural Bank of China (11-е место в рейтинге, рост прибыли на 3% по отношению к 2021 г.)1.
Крупнейшими компаниями в Китае считаются: China Mobile — китайская телекоммуникационная компани[я, которая предоставляет услуги мобильной связи во всех провинциях и автономных районах КНР и является крупнейшим оператором мобильной связи в мире; China Shenhua Energy Company — крупнейший производитель угля в материковом Китае, крупнейшая угольная компания по объему добычи, продаж и числу занятых в мире, крупнейший по капитализации производитель угля в мире, вторая в мире публичная компания по запасам угля; China National Offshore Oil Corporation — одна из крупнейших по величине национальная нефтяная компания Китая, занимается добычей, переработкой и сбытом нефти и природного газа в шельфовой части Китая; PetroChina — разведка, разработка и добыча нефти и природного газа, а также переработка, транспортировка и распределение нефти и нефтепродуктов, продуктов нефтехимии и продажа природного газа и многие другие. Причем капитализация этих компаний существенно возрастает в последнее время. Так, по данным Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАО III) прирост рыночной капитализации китайских компаний только за первую половину 2022 г. составил: China National Offshore Oil Corporation — 46,7%, Zijin Mining — 23,2%, PetroChina — 13,4% и т. д.2 [2]. Укрепляют свои позиции на мировом рынке китайские банки.
Возрастание роли китайских ТНК на мировом рынке связано с рядом факторов, среди которых следует выделить активное привлечение иностранного капитала в экономику страны. Рост иностранных инвестиций и повышение эффективности использования прямых иностранных инвестиций в экономике страны считаются национальным приоритетом. С начала экономических реформ в стране создано более 570 тыс. предприятий, использующих иностранные инвестиции [3; 4].
Согласно отчету, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях за 2023 г., при общем спаде глобальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на 12% в 2022 г. основное снижение произошло в развитых странах, в то время как в развивающихся странах наблюдался их рост. В результате глобальных экономических и политических кризисов, стремительного роста государственного долга в развитых странах снижение объемов ПИИ произошло на 37% и составило 378 млрд долларов. Наибольший прирост иностранного капитала наблюдался в крупных развивающихся странах и составил по данным ЮНКТАД 4% в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом. К числу таких стран относится и Китай, который является вторым после Индии
1 Топ-50 наиболее прибыльных компаний мира в 2023 году. URL: (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
2Топ китайских компаний по приросту стоимости по итогам первого квартала 2022 года РАСПП. URL: (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
(в стране прирост ПИИ в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил рекордные 9%) получателем ПИИ, где годовой прирост составил 5%'.
В настоящее время Китай остается одним из инвестиционно привлекательных регионов мира, чему способствуют такие факторы, как улучшение деловой среды, развитые промышленные цепочки и открытость экономики Китая [5; 6]. Большую роль в развитии экономики Китая играют транснациональные корпорации, которые вносят существенный вклад в привлечение иностранных инвестиций, в развитие международной торговли, инновационных процессов, а также экологически чистой «зеленой» энергетики [7].
Среди факторов развития транснационализации экономики Китая следует выделить большой масштаб внутреннего рынка при относительно низком платежеспособном спросе населения страны, что способствует активизации выхода китайских ТНК на зарубежные рынки с целью максимизации получения прибыли [8].
Ограниченность ресурсной базы китайской экономики является фактором, стимулирующим ТНК Китая к поиску каналов доступа к энергетическим, инновационным и прочим видам ресурсов. Значительной проблемой при этом является подготовка высококвалифицированных кадров, возможность вкладывать средства в те отрасли и регионы, где уже есть приобретенный результат в вопросах эффективного применения трудовых ресурсов с наименьшими издержками [9].
В Китае активно работают как отечественные, так и зарубежные инвесторы. По мнению международных экспертов, инвестиционный климат в Китае остается благоприятным, несмотря на протекционистские меры со стороны крупнейших конкурентов. Так, в августе 2023 г. президент США Джо Байден подписал указ об ограничениях инвестиций из США в технологическую отрасль КНР. Китай в ответ заявил о намерении защищать свои права, нарушающие принципы свободной торговли и размещения инвестиций в развитие искусственного интеллекта и такие отрасли, как микроэлектроника, производство полупроводников и квантовых технологий [10].
Прошедший 2023 год объявлен в КНР «Годом инвестиций в Китай». Государственный совет принял новый амбициозный план, согласно которому правительство страны будет стремиться привлечь больше инвестиций в ключевые отрасли и поощрять иностранные компании к созданию центров исследований и разработок. Предполагается также увеличить испытательные площади для телекоммуникационных услуг и ускорить работу по реализации зарубежных проектов в био-фармацевтической отрасли. Значительная нехватка инвестиций наблюдается в инфраструктурном секторе и сельском хозяйстве [11]. Активизация привлечения иностранных инвестиций будет сопровождаться созданием в Китае инвестиционных подразделений и региональных штаб-квартир для квалифицированных иностранных компаний.
Для совершенствования инвестиционной политики руководство страны совершенствует нормативно-правовую базу, направленную на улучшение делового климата, формирование в стране цифровой экономики.1
1 World Investment Report 2023. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). URL: (дата обращения: 23.01.2024). Текст: электронный.
Список литературы Динамика инвестиционного процесса в повышении конкурентоспособности современной экономики Китая
- Ткаченко М. Ф. Китайская модель экономической глобализации // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2023. № 2(36). С. 66-81. Текст: непосредственный.
- Салицкий А. И. Внешняя экспансия Китая — результат победившей модернизации // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88, № 2. С. 171-178. Текст: непосредственный.
- Кузнецов В. И., Ларионова Е. И., Чинаева Т. И. Анализ экономики Китая в XXI веке // Статистика и экономика. 2021. Т. 18, № 2. С. 57-70. Текст: непосредственный.
- Борох О. Н., Ломанов А. В. Модернизация китайского типа: эволюция концепции // Мировая экономика и международные отношения. 2024. Т. 68, № 1. С. 31-47. Текст: непосредственный.
- Dagbaeva S. D.-N., Tsyrenov D. D. Integration activity of the states and regions of Russia within the Great Silk Road. Espacios. 2019; 40(22): 24.
- Луконин С. А., Заклязьминская Е. О. Трансформация социально-экономической модели Китая в условиях пандемии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13, № 6. С. 198-216. Текст: непосредственный.
- Черноусов Д. А. Ретроспектива становления нефтяной промышленности Китая и стратегическое сотрудничество России и Китая в вопросе торговли нефтью // Экономические науки. 2024. № 231. С. 317-333. Текст: непосредственный.
- Хакимова А.С., Кусков А.Н. Развитие приоритетных направлений и форм экономического взаимодействия России с Китаем в 2023-2025 годах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 3-2(97). С. 128-131. Текст: непосредственный.
- Gubaidullina T., Yakupov A. Export potential of the Russian regions in the context of WTO accession. Procedia Economics and Finance. 2015; 24:274-279.
- Потапов М. А., Котляров Н. Н. Эволюция подходов Китая к экономической интеграции в АТР // Мировая экономика и международные отношения. 2024. Т. 68, № 2. С. 63-72. Текст: непосредственный.
- Цыбенов Б. Д., Дондокова Е. Б., Арьянова Д. А. Внешнеэкономическое агропромышленное сотрудничество предприятий Республики Бурятия с Китаем и Монголией // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 1. С. 128-135. Текст: непосредственный.