Динамика креативной экономики в условиях ограничения социальной мобильности
Автор: Бочкарев А.И.
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Статья в выпуске: 3 (32) т.10, 2020 года.
Бесплатный доступ
Проблема исследования динамики креативной экономики гибридного бытия в условиях ограничения социальной мобильности, пронизывающих все сферы жизнедеятельности, образование и современную цифровую экономику является актуальной. Быстрое изменение условий жизнедеятельности в условиях страха пандемии и ограничения социальной мобильности повышает уровень неопределенности результата жизни, в нелинейном открытом катастрофическом мире, в котором вирус, как организм, не имеющий своего метаболического аппарата, может определить состояние и развитие систем в природе, обществе, образовании, здравоохранении безопасной жизнедеятельности, включая системы экономические. В статье на основе исторического подхода рассмотрена динамика современной экономики в сравнении с экономикой времен Великой Отечественной Войны, которая, по сути, была «креативной», хотя такого понятия в те годы не было. Показана аналогия перевода той «креативной» экономики на «военные рельсы» «ручного ограничения социальной мобильности» с современной экономикой гибридного бытия, и логика использования нашего российского опыта преодоления этой беды.
Креативная экономика гибридного бытия, экономика организменного обмена, человеко-сбережение, среда коллективизма в народе, законы динамики и. ньютона, сила административного ограничения социальной мобильности, новое понимание философии гибридного бытия
Короткий адрес: https://sciup.org/142225757
IDR: 142225757
Текст научной статьи Динамика креативной экономики в условиях ограничения социальной мобильности
Экономика – наука о хозяйствовании; область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана решать проблему эффективного использования ограниченных ресурсов, где критерием эффективности часто выступает оптимальное удовлетворение потребностей людей в чем-либо [2; 4; 8].
Мы являемся участниками глобального процесса: территориальное деление мира уступает место отраслевому делению. В этом процессе велика роль культуры и креативности действия [3; 6].
Очевидно также, что отраслевое деление мира сопровождается утверждением экономических отношений. Но драма нашего времени состоит в том, что экономические отношения мы отождествляем с товарными отношениями, в то же время между ними существует большое и принципиальное различие [5]. Как известно, основным законом товарного производства является закон стоимости, или закон затрат в то время, как экономические отношения – это отношения по интересам, т.е. по потребности [2; 8]. А потребность и затраты, и это тоже известно, – две противоположности товара. Также известно, что все в мире происходит в едином пространстве и времени, основными законами являются законы динамики И. Ньютона, таким образом, «территориальное» (пространственное) деление мира на отраслевое, это есть нонсенс согласно законам физики [4; 7]. Таким образом, отраслевое деление – это искусственное деление, в системах, в которых не действуют законы физики, а действует лишь « сила административного принуждения» , направленная на ограничение социальной мобильности, регулирование потребности, спроса и предложения в социально-экономической сфере, деформирующая рыночный механизм экономических отношений [8]. Всегда ли эта сила вредна, или в состоянии кризиса, пандемии она может быть единственной альтернативой в трансформации креативной экономики в «режим ручного управления», проанализируем ниже после вводных замечаний и определений.
В разделе динамика в физике изучают физические явления, происходящие под действием силы (внешней, или внутренней, неважно), изменяющей состояние системы или систему ускорения, приводящей ее в движение и покой. Ничего другого ни в какой сфере жизнедеятельности не придумано, везде «сила, она и в Африке – сила», а когда ей нет противодействующей силы (3-й закон Ньютона) не будет и взаимодействия, в том числе и обменного экономического. В природе даже безмассовые частицы (микрочастицы) взаимодействуют в пространстве и времени и создают при движении энергию E = pc и движутся с недостижимой для реального мира максимальной скоростью света, если нет, то исчезает, или рождает новую микрочастицу [4; 7,12]. Рынок появляется тогда, когда производитель не знает потребителя своего продукта, а экономические отношения возможны только тогда, когда производство продукта непосредственно связано с интересом потребителя, осуществляется по его заказу. Когда производитель знает потребителя – рынок не нужен. Очевидно, что натуральные экономические отношения по своей природе исключают обман и спекуляцию.
Если библией рыночных отношений до сих пор является учебник по политэкономии, то экономические отношения имеют свое мировоззрение, и свою философию [5].
Во-первых, так как экономические отношения – это отношения по потребности – они исключают насилие.
Во-вторых, в основе экономических отношений лежит принцип самостоятельного, независимого бытия, то есть само-бытия, или существования только за счет самого себя, так, как только в этом случае может быть исключено насилие , обман, спекуляции, только в этом случае могут быть обеспечены отношении по интересам.
И в третьих, экономические отношения могут утвердиться только в целом обществе, так как только в этом случае может быть замкнут весь цикл само-бытия, только общество представляет собой все взаимосвязанные процессов производства всех необходимых человеку для его существования.
Экономические отношения невозможны без наличия государственного контроля не только производства, но и всего общества. Единственной настоящей, природной целью появления и существования любого социума является выживание , самосохранение, разумное развитие ради выживания и самосохранения. Самосохранение социума – это отражение и естественное продолжение целевой направленности инстинкта самосохранения отдельного человека, отдельного организма [1; 9-11]. Страх увеличивается , когда наш образ жизнедеятельности изменяется вопреки нашему желанию, например, создается «режим самоизоляции». Замещение биологических страхов на социальные и экономические происходит достаточно постепенно, но необратимо становится реальностью «гибридного, естественно-искусственного бытия». Организмы сбиваются в стаю, стадо, коллектив, партию, государство с единственной целью – выжить или хотя бы повысить вероятность своего личного выживания и коллективного человеко-сбережения .
Насколько совершенно единство организма, настолько обеспечивается и единство его потребности с его продуктом. Так оказалось, что человеческий организм несовершенен по природе и нуждается во внешнем управлении, как это не прискорбно.
Общество возникло как необходимость, как средство преодоления ограниченности организма человека . Одним из основных законов организма является закон единства потребности и продукта : всякий организм может существовать только в том случае и настолько, насколько он, создавая в себе ту, или иную, потребность, производит и продукт, ее удовлетворяющий [5]. Насколько совершенно единство организма, настолько обеспечивается и единство его потребности с его продуктом, отсюда вывод очевиден: обмениваться в обществе следует организмами .
Движение мыслимо как изменение чего-то постоянного, например, как перемещение тела. Понятно, что это движение тела и есть его бытие, т. е. бытие тела есть единство его самого и его движения [4; 8]. Материалисты учили: движение не может быть без материи, материя – без движения. Так вот, единство материи и движения и создает Бытие.
Поэтому нужно признать, что в основе мира лежит Бытие, а не материя, что материя, так же, как и дух – это производные от Бытия, и порождены им. Так и «гибридное бытие» – это и есть, «симбиоз материи и духа», «естественного и искусственного», «реального и виртуального» подобное вирусу. Тезис в виде вопроса может ли экономика быть креативной в условиях ручного управления и ограничения социальной мобильности, предварительно дадим на первый взгляд парадоксальный утвердительный ответ и далее в сравнении докажем это, благо, что история знает много примеров подтверждения этому.
В Великую Отечественную войну, пережитую нашей Родиной, унесшей более 27 миллионов наших родных и близких, реально была « креативная экономика », правда в то время и понятия такого не было. Представьте себе, чтобы было, если под действием страха перед врагом мы сдались, как европейцы под действием вражьей силы?
Но общество, вопреки всему, сплотилось вокруг… (не будем давать подробности, это не входит в цель статьи), заработали «шарашкины-конторы», НИИ, на заводах и так далее. Происходил быстрый процесс мобилизации людей для « креативного » роста экономики, мобилизации интеллектуальных, материальных, социальных и природных ресурсов, правда для этого руководству страны пришлось «ограничить социальную мобильность», ввести паспортный режим, наказывать за саботаж и панику «по закону военного времени» и это дало свои положительные результаты , которые всем известны.
Наш народ ценой невероятный усилий, напряжения, лишений изобретал, создавал, творил, учил, производил, повышал производительность труда и качество продукции, непревзойденные и поныне, ради единой цели «наше дело правое – победа будет за нами». Конечно победа, это путь по чьим-то бедам, для одних она «праздник, со слезами на глазах», а для других (не будем уточнять, 49
среди нас тоже есть такие, другие) поражение, хотя и тоже беда, без приставки (по) в слове. Победа – «категория коллективная, а поражение индивидуальная» (прим. автора).
Чтобы победить столь грозного врага, на которого работала вся Европа с социальными, интеллектуальными, природными и иными ресурсами, нужно было создать такую « среду коллективизма в народе » (спонтанную и с принуждением), что в условиях « регулируемой социальной мобильности » удалось продемонстрировать миру чудеса эффективности и превосходства, в итоге Великой Победы, добытой такой высокой ценой.
Так после такого рассуждения и экскурс в истории нашей страны, напрашивается сравнение с нынешней ковид-19 бедой, (возможно, мировой биологической войной), думается, дальнейшие комментарии излишни и вдумчивый читатель статьи сам все поймет и сделает для себя выводы, не дожидаясь от автора комментариев. В силу сложности мира современной цифровой гибридной экономики в условиях пандемии выявилось непонимание индивидами законов функционирования рынка , когда она (экономика) вынуждена переходить от рынка в «режим ручного управления».
Это особенно актуально проявилось во время пандемии, указав, на то, что все идет на спад (экономика, производство, бизнесы), но меняются приоритеты общества, ориентированные на самосохранение. Это лишний раз убеждает нас в том, что природа обменных, в том числе и экономических отношений находится в центре организменных обменных отношений , включающих обмен веществом, энергией и информацией во всех мирах от костной материи, биологии, физиологии, социологии, всех сфер жизнедеятельности человека [13-15].
На такие приоритеты акцентировал кризис, порожденный пандемией, убедивший человеческое сообщество в искусственности иллюзии от преимуществ современной цивилизации, которые вмиг перед лицом страха за безопасность своей жизнедеятельности могут обнулиться. Все, что ниже нужды – вторично и подождет, или вернется в наш мир в адаптивном, модифицированном варианте.
Известно, что «история повторяется дважды, сначала, как трагедия, затем – фарс», так не следует поддаваться панике и фарсу. Нам, сейчас не следует опустить руки, отчаиваться, смиряться, сдаваться, а лучше поступать, как поступали наши предки в нашей истории, надеяться и опираться только на себя, чтобы мобилизовать нашу генетику, память, традиции, талант, чтобы не допустить трагедию (под бесконечными подоплеками побежденной стороны) отвести эту новую беду от нашей Родины.
Список литературы Динамика креативной экономики в условиях ограничения социальной мобильности
- Бехтерев В.М. Мозг и внушение. М. "Издательство АСТ", 2014. 14с.
- Бердников В.А. Фактор времени в экономике: монография / В.А. Бердников и [и др.] Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та. 2011. 444 с.
- Бирюков А.В., Ионесов В.И. Креативная коммуникация и управление связями с общественностью в эпоху глобальных преобразований и социальной турбулентности // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. № 1. С. 46-49.
- Бочкарев А.И., Бочкарева Т.С. История развития науки, техники и высоких технологий: учебник /А.И. Бочкарев, Т.С. Бочкарева; под. общ. ред. проф. Воловача В.И. М.: РУСАЙНС 2019. 212 с.
- Жульев В.К. Пролог к естествознанию. М.: Academia, 2001. 120 с.
- Ионесов В.И. Парадигмы культурных изменений: опыт и переживание // В сборнике: Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции. под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. Самара: СГИК, 2014. С. 24-34.
- Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. 368 с.
- Канабеева Р. А. Развитие качества социальных инноваций в креативной цифровой экономике //Креативная экономика и социальные инновации. Международный электронный журнал №1 (22). Вып. 8. 2018. С.67-86.
- Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2003. 288 с.
- Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: Экономика 2003.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.
- Нефедов Е.И., Субботина Т.И., Яшин А.А. Современная биоинформатика. М: Горячая линия - Телеком, 2005. 272с.
- Cowan R., Cowan W., Swann P. A model of demand with interaction among consumers // Journal of Industrial Organization. - 1997/15.
- Rogers E.M. Theory of Innovation // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2004. Р. 7540-7543.
- West M.A. Creativity and Innovation in Organizations, Management // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2004.