Дискурсивные социальные практики языка и религиозная девиация

Автор: Еникеева И.И.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 12, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ дискурсивных социальных практик языка в рамках религиозной девиации. Рассматриваются историография и этимология понятий «дискурс», «религиозный дискурс», выделяются его характерные черты. Отмечается, что онтология религиозного дискурса состоит из субъекта и объекта реальной действительности, а также определяется степенью религиозной веры индивида. Дискурсивный анализ девиантных религиозных практик можно рассматривать в качестве концепта религиозного дискурса, представленного ядерной и периферийной категориями. В рамках ядерной зоны девиантного религиозного дискурса используются маркеры идеологической направленности, недоступные для обычного обывателя. Периферийное поле девиантного религиозного дискурса содержит в себе информацию массового характера. Различны стратегии и тактики в процессе коммуникации: агитационная - используется в группе молодых людей, пропагандистская - для более старших лиц. Целью статьи является анализ религиозного дискурса в аспекте деструктивного религиозного сообщества, представляющего свою принадлежность, артикуляцию через дискурсивные формации. Результаты данного исследования, полученные на основе примененной методологии дискурсивного анализа, могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, истории философии, а также философии религии.

Еще

Дискурс, дискурсивные практики языка, религиозная девиация, концепт, ядро, периферийное поле, стратегия

Короткий адрес: https://sciup.org/149142040

IDR: 149142040   |   DOI: 10.24158/fik.2022.12.4

Список литературы Дискурсивные социальные практики языка и религиозная девиация

  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 446 с.
  • Блувберг С.В. Религиозный дискурс. Структура и специфические признаки протестантской проповеди как разновидности религиозного дискурса // Социальная политика и социология. 2007. № 2. С. 223-235.
  • Гурин К.Е. Дискурс-анализ как новая методология в изучении общества // Социология и образование: проблемы и перспективы. Ижевск, 2014. С. 85-89.
  • Каплуненко А.М. Концепт - понятие - термин: эволюция семиотических сущностей в контексте дискурсивной практики // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур. Иркутск, 2007. С. 115-120.
  • Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Волгоград, 1999. С. 5-19.
  • Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс // Дискурс-Пи. 2013. № 3. С. 124.
  • Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 2 (97). С. 32-47.
  • Сидорова Т.А. Язык символов как стилистическая особенность экстремистского дискурса в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. Киров, 2016. URL: http://philology.s-vfu.ru/?page_id=1221 (дата обращения 08.11.2022).
  • Современный религиозный дискурс: структура, стратегии, трансформации / под общ. ред. Е.В. Плисова. Н. Новгород, 2015. 210 с.
  • Habermas J. Erläuterung zur Diskursethik. Frankfurt am Main, 1992. 229 s.
  • Habermas J. Transcendence from Within, Transcendence in This World, Browning and Fiorenza // The Frankfurt School on Religion. N. Y., 2005. Р. 311-334. https://doi.org/10.4324/9780203997178-35.
  • Harris Z. Discourse Analysis // Language. 1952. Vol. 28, iss. 1. Р. 1. https://doi.org/10.2307/409987.
  • Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. N. Y., 2001. 105 p.
Еще
Статья научная