Дистанционное обучение в вузе в период пандемии: проблемы и возможные риски

Автор: Остапченко Галия Сахитулловна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 5, 2021 года.

Бесплатный доступ

Новая коронавирусная инфекция, стремительно распространившаяся по всему миру, вызвала необходимость трансформаций в каждой сфере, не осталось в стороне и высшее образование. Актуальность представленной работы определяется необходимостью рассмотрения возникших при обучении трудностей, предполагаемых рисков, на основании чего в дальнейшем представляется возможным выявить направления работы по их преодолению. Анализ учебного процесса в дистанционном формате при распространении вируса COVID-19 стал целью исследования, для достижения которой выдвинуты задачи: изучить зарубежный и отечественный опыт работы университетов во время карантинных мероприятий, выявить основные трудности и риски, связанные с ними. В процессе исследования автором статьи применялись теоретические методы, такие как анализ и синтез. Социологические методы - статистические и экспертные оценки - использовались при построении выводов.

Еще

Обучение, дистанционное обучение, университет, риски, трудности, студенты, преподавательский состав

Короткий адрес: https://sciup.org/149133003

IDR: 149133003   |   DOI: 10.24158/tipor.2021.5.3

Текст научной статьи Дистанционное обучение в вузе в период пандемии: проблемы и возможные риски

Тюменского индустриального университета, Тюмень, Россия, ,

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia, ,

Пандемия, вызванная распространением коронавируса COVID-19, потребовала серьезных изменений во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в образовании. Необходимость осуществления обучения в удаленном формате активизировала процессы внедрения он-лайн-обучения, под которым следует понимать усовершенствованную форму дистанционного обучения. Этот формат предполагает не только территориальную удаленность между вузом и студентом, но и смену традиционных методов преподавания, методики и формы проведения учебных занятий [1].

Проблемы развития дистанционного обучения уже давно рассматриваются в работах зарубежных и отечественных авторов. Так, содержание термина «дистанционное образование» в современной литературе рассматривается в разных аспектах – как форма или как технология обучения. При этом авторы описывают особенности проведения учебных занятий. Актуальным в наше время становится труд Л. Шерри, опубликованный в 1995 г. и акцентирующий внимание на проблемах организации работы с социальной точки зрения [2].

Обзор современных работ зарубежных и отечественных ученых по анализу дистанционного обучения в вузах в период реализации карантинных мер показал, что уже во время первой волны противостояния COVID-19 педагоги начали описывать сложности в организации работы. Так, Ю.Ю. Котляренко и О.Б. Симонова подчеркивают различия между тем форматом обучения, на который экстренно перешли вузы, и действительно онлайн-обучением, поскольку смешение данных понятий препятствует не только эффективной организации студентов, но и оценке их деятельности [3].

При переходе к дистанционному обучению произошло перераспределение роли преподавателя: инструктора – наставника – тьютора. Педагог в традиционном обучении был единственным источником знаний, теперь же ему необходимо бросить все силы на трансформирование знаний в соответствии с индивидуальными особенностями слушателей и учебной программой, определяющей объем изучаемого материала, сроки его освоения, формы контроля. Здесь роль инструктора имеет большое значение, поскольку в экстремальных условиях необходимо давать строгие инструкции по выполнению заданий. Увеличилась доля консультативной деятельности: помощь в нахождении нужного источника информации, алгоритма выполнения задания и передачи его на проверку, организация видеозанятий, участие в чатовых дискуссиях. В конечном итоге произошел рост учебной нагрузки преподавателя, выраженный в подготовке к занятиям, проверке работ студентов и др.

Учащиеся вузов также отметили увеличение нагрузки: в поиске нужной информации в Интернете, самостоятельном изучении материала, увеличении объема выдаваемого материала и домашних заданий. К трудностям организации обучения студенты относят и личностные качества – изначально невысокую внутреннюю мотивацию и отсутствие навыков самоорганизации. Данный перечень можно дополнить снижением количества контактной работы с преподавателем, отсутствием методических указаний по работе с курсом, низким качеством образования, получаемого в итоге студентами [4].

В период дистанционной формы обучения студенты испытывали дискомфорт и состояние одиночества; старшекурсники переживали за процедуру сдачи государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ. Чувство тревоги за свое здоровье и здоровье своих близких было у большинства студентов [5].

Проблемы, связанные с техническим сопровождением (недостаточная оснащенность компьютерами, отсутствие Интернета в определенных локациях, неумение студентов и преподавателей работать с техникой и др.), отмечены в ряде работ отечественных и зарубежных [6] авторов.

Цифровые образовательные платформы также вызвали высокую степень недовольства. Те зарубежные платформы, которые были предложены студентам, работали с перебоями, отсутствовали общие требования для всех обучающихся, что привело к невозможности качественно реализовывать учебный процесс. Очевидно, что ведение занятий в новом формате требует от преподавателей и слушателей новых организационных и познавательных умений [7].

Итак, анализ перехода на дистанционный режим обучения позволил определить следующие проблемы: смену методики преподавания, от которой зависит качество образования; материально-технические трудности; некомпетентность в «цифровом обучении»; психосоциальные факторы.

Кризис обнажил ряд трудностей, однако следует проанализировать и связанные с ними риски с целью определения способов уменьшения вредных последствий.

  • 1.    Замена качества на количество. Техническое оснащение вузов на сегодняшний день не обладает достаточной мощностью для проведения занятий в дистанционном режиме. Из-за ограниченных возможностей контроля произойдет снижение качества; потеря специфических умений и навыков, вырабатываемых только при коллективном очном обучении и очном общении с преподавателем, а также требующих моментального принятия решений [8]. Таким образом, может наблюдаться перекос в сторону количества, что приведет к обесцениванию высшего образования.

  • 2.    Увеличение цифрового барьера . Несмотря на все предыдущие установки по развитию цифровых технологий и программ, ситуация перехода высшего образования на удаленный формат обучения продемонстрировала ограниченность доступа вузов к современным средствам коммуникации. Налицо стратегический риск поляризации. Российский министр науки и высшего образования В.Н. Фальков заявил, что более половины вузов работали в штатном режиме, менее трети испытывали периодические сбои, каждый десятый вуз не мог обеспечить подключение всех обучающихся, 4 % – это вузы, которые в принципе не способны обеспечить дистанционное

  • 3.    Психологическое и психосоциальное воздействие как на студентов, так и на преподавателей. Отмечается возрастание психологической нагрузки на студентов и преподавателей в связи с переводом многих учебных и административных реалий в онлайн-режим. Обучение в дистанционном режиме отрицательно сказалось на социально-психологическом самочувствии и состоянии здоровья студентов и преподавателей, что привело к негативным последствиям: отсутствию социальной активности, апатии и депрессии, ухудшению дисциплины, фактам девиантного поведения, связанного с агрессией и безысходностью, а также страхом заболеть.

  • 4.    Слабая материальная база и падение качества обучения . Здесь ряд проблем связан с инструментальной оснащенностью. Преподавателям необходимо решать вопросы технического дооснащения компьютеров. Нужно отметить и трудности, связанные с методическим планированием: возникла необходимость методически переформатировать учебные материалы – перевести их в электронный формат.

Возможные пути решения: разработать два варианта учебного плана – обычный и «в случае перехода на дистант», где понадобится его структурирование и применение соответствующих методов обучения в удаленном режиме для достижения образовательных задач.

обучение. В целом во время пандемии только крупные вузы сумели быстро сориентироваться и запустить множество курсов, т. к. уже практиковали преподавание в онлайн-режиме. Остальные оказались не готовы к масштабному переходу в электронную образовательную среду (ЭОС).

Пути решения: создание государственных и региональных программ может минимизировать эти риски. Причем административная поддержка должна оказываться адресно на определенные программы цифровизации взаимодействия вуза и студента.

В целях реализации профилактических мер защиты в условиях самоизоляции и дистанционного обучения следует обеспечить разработку программ, способных минимизировать риск возникновения проблем со здоровьем у всех субъектов учебного процесса.

Таким образом, сложный период пандемии позволил выявить слабые места и риски в организации обучения в высшей школе, которые могут оказать серьезное отрицательное воздействие на качество образования. В связи с этим следует поставить вопрос об оптимизации учебного процесса, пересмотре порядка организации обучения в целом. На законодательном уровне нужен отказ от жесткой регламентации и стандартизации образовательного процесса, пересмотр учебных планов и их оптимизация с учетом аудиторного фонда и нагрузки преподавателей, внедрение онлайн-курсов и тренажеров в традиционное обучение.

Список литературы Дистанционное обучение в вузе в период пандемии: проблемы и возможные риски

  • Дистанционное обучение иностранному языку в период пандемии на примере русского языка как иностранного: из опыта работы / С.Л. Савилова [и др.] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участим / под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М., 2020. С. 112-123.
  • Sherry L. Issues in Distance Learning // International Journal of Educational Telecommunications. 1995. Vol. 1, iss. 4. P. 337-365.
  • Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 75-82.
  • Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И.А. Алешковский [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86-100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100
  • Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (дата обращения: 05.05.2021)
  • Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // В.Р. Кучма [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4-23
  • Cuaton G.P. Philippines Higher Education Institutions in the Time of COVID-19 Pandemic // Revista Romäneascä pentru Educate Multidimensional. 2020. Vol. 12, iss. 1. P. 61-70. DOI: 10.18662/rrem/12.1sup2/247
  • Higher Education Research & Development [Электронный ресурс]. 2020. Vol. 39, iss. 7. URL: https://www.tandfonline.com/toc/cher20/39/7?nav=tocList (дата обращения: 05.05.2021).
  • Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://joumal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 05.05.2021).
  • Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 / Е.Б. Пучкова [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. DOI: 10.32744/pse.2020.6.8
  • Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А.В. Клягин [и др.]. М., 2020. 112 c.
Еще
Статья научная