Дизайн-процесс массовой индивидуализации в контексте семиотико-интерактивной методологии

Автор: Габриелян Т.О.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Научный поиск

Статья в выпуске: 4 (69), 2023 года.

Бесплатный доступ

Описываются особенности концептуальной модели дизайн-процесса массовой индивидуализации в контексте семиотико-интерактивной методологии. Внимание уделяется концептуально-генеративному субнаправлению современного графического и коммуникативного дизайна. Субнаправление возникает в результате изменения характеристик роли дизайнера-профессионала и возникновения новых ролей: синтетической роли, дизайнера-генератора, аналитика цифрового профиля. Показывается, что традиционная модель массовой коммуникации трансформируется в модель массовой индивидуализации посредством объединения возможностей моделей массовой кастомизации и массовой персонализации. Рассматривается дизайн-программа как многогранная сущность, которая может репрезентовать: дизайн-процесс, инвариант-концепт, характеристики дизайн-решения и дизайн-решение как таковое. Подробно описывается семиотический подход в реализации методики выполнения этапов дизайн-процесса: проблематизации, проектирования и конструирования. Отмечается, что дизайн-процесс реализуется в результате взаимодействия человека с программно-инструктивными (алгоритмическими) и/или искусственно-интеллектуальными генеративными дизайн-системами. Этап проблематизации осуществляется в диалогово-рекомендательном формате непосредственно дизайнером-профессионалом, представителем синтетической роли, или опосредованно - аналитиком цифрового профиля. Дизайн-программа проектного задания формулируется посредством применения двух подходов: описательного (создание семантической взаимосвязанной структуры) и визуально-графического (создание синтактико-прагматической взаимосвязанной структуры). Этап проектирования предполагает доработку дизайн-программы проектного задания, и получение проекта итогового индивидуального решения. Отмечается, что подобная дизайн-программа способна репрезентовать все необходимые компоненты и связи между ними, а также художественную составляющую, определяемую наличием риторических фигур и тропов. Этап конструирования предполагает генерацию индивидуального дизайн-решения на основе дизайн-программы проекта и оценку полученного результата. При необходимости может выполняться нюансная корректировка, редактура. Также отмечается, что дизайн-программа формируется на этапе проблематизации, а далее трансформируется на последующих этапах дизайн-процесса, постепенно становясь итоговым индивидуальным дизайн-решением. В ходе дизайн-процесса коммуникаторы (дизайнер-профессионал, представитель синтетической роли, дизайнер-генератор, аналитик цифрового профиля) участвуют в создании и редактуре дизайн-программ инвариантов-концептов и индивидуальных дизайн-решений. Полноценно это становится возможным при работе в метамедийном пространстве, которое предполагает гармоничный синтез различных выразительных (статичных и динамичных) и коммуникативных характеристик медиа, мультимедиа, гипермедиа и гибридных медиа.

Еще

Графический дизайн, дизайн-программа, дизайн-процесс, интерактивность, коммуникативный дизайн, массовая индивидуализация, метамедиа, методология, семиотический подход

Короткий адрес: https://sciup.org/140305702

IDR: 140305702   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_04_246_256

Список литературы Дизайн-процесс массовой индивидуализации в контексте семиотико-интерактивной методологии

  • Габриелян Т.О. Отличительные особенности автоматизированных и искусственно-интеллектуальных графических дизайн-систем // МедиаVектор. – 2022, № 6. – С. 38–41.
  • Габриелян Т.О. Медийный аспект современного коммуникативного дизайна // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА». – 2019, № 3, часть 2. – С. 223–234.
  • Габриелян Т.О. Взаимосвязь семиотико-интерактивной графической проектной среды с системой искусства графики, графического и коммуникативного дизайна // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. – 2018, № 1–2. – С. 70–83.
  • Ковальчук Т.С. Изменение роли дизайнера коммуникаций на фоне внедрения технологий ИИ в систему дизайн-проектирования // Научный Лидер. – 2022, № 26(71). – С. 14–16.
  • Львова Н. С., Меркулова Н. И., Львов А. Ю., Гурская Н. Ф. Алгоритм создания изображений нейросетью Midjourney // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности: Сборник трудов XХIV Международной конференции, XХII Международного конкурса научных и научно-методических работ. Посвящается Году педагога и наставника, Москва, 9–10 февраля 2023 года / Отв. ред. и сост. Т.В. Пирязева. – М.: Экон-Информ, 2023. – С. 100–105.
  • Aamina K.M. Mass Customization! An approach through Generative Design. – 2014. – 62 p.
  • Albert. AI and the customer experience. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://albert.ai/wp-content/uploads/2017/11/Albert-AI-and-the-Customer-Experience_Whitepaper_11-6-17.pdf (11.08.2023)
  • Ardito C., Buono P., Costabile M., Lanzilotti R., Piccinno A. End users as co-designers of their own tools and products // Journal of Visual Languages & Computing. – 2012, № 23. – P. 78–90.
  • Costello V. Multimedia Foundations: Core Concepts for Digital Design. – CRC Press, 2016. – 500 p.
  • Fletcher A. Is the Best Product a Unique Product? Exploring Alternatives to Mass Customization with the Online Community of Threadless // “Handbook of research in mass customization and personalization” / Piller F.T., Tseng M. (eds.). – Danver, 2009, vol. 1. – P. 118–138.
  • Giaccardi E. Principles of metadesign. Processes and Levels of Co-Creation in the New Design Space. – 2003. – 437 p.
  • Guo S., Jin Z., Sun F., Li J., Li Z., Shi Y., Cao N. Vinci: An Intelligent Graphic Design System for Generating Advertising Posters // Proc. of the 2021 CHI Conference on “Human Factors in Computing Systems”. – 2021. – P. 1–17.
  • Guzman A., Seth L. Artificial intelligence and communication: A Human–Machine Communication research agenda // New Media & Society. – 2019, № 22. – P. 1–17.
  • Harkness E. User Testing with AI Insights: automated user test analysis with AI. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.userbrain.com/blog/automated-insights-streamline-user-test-analysis-with-ai-assistance (23.07.2023)
  • Hughes K. Designing Personalized User Experiences with Data and AI? Keep This in Mind. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.salesforce.com/blog/designing-personalized-user-experiences-with-data-aikeep-this-in-mind/ (03.08.2023)
  • Herd K., Bardill A., Karamanoglu M. The Co-Design Experience: Conceptual Models and Design Tools for Mass Customization // Handbook of research in mass customization and personalization / Piller F.T., Tseng M. (eds.). – Danver, 2009, Vol.1, pp. 181-207.
  • Jochum E. Dynamic brand thesis. – Zurich, 2013. – 118 p.
  • Karaata E. Usage of Artificial Intelligence in Today’s Graphic Design. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/331431169_Usage_of_Artificial_Intelligence_in_Today’s_Graphic_Design (19.07.2023)
  • Kull H. Mass Customization. Opportunities, Methods, and Challenges for Manufacturers. – Apress, 2015. – 148 p.
  • Lasecki W.S. On Facilitating Human-Computer Interaction via Hybrid Intelligence Systems // Collective Intelligence. – 2019. – P. 1–5.
  • Li Y.-N., Zhang K., Futer Y., Li D.-J. Rule-Based Automatic Generation of Logo Designs // Leonardo. – 2017, № 50 (2). – P. 177–181.
  • Lieberman H. Intelligent graphics // Commun. ACM. – 1996, № 39. – P. 38–48.
  • Manovich L. Import/export: Design workflow and contemporary aesthetics. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://manovich.net/index.php/projects/import-export (18.06.2023)
  • Meron Y. Graphic design and artificial intelligence: Interdisciplinary challenges for designers in the search for research collaboration / D., Lenzi, S., Hekkert, P., Oak, A., Sádaba, J., Lloyd, P. (eds.) (DRS2022). – Spain, 2022. – P. 1–17.
  • Moore M. How to Use Artificial Intelligence in UI/UX Design. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://shakuro.com/blog/how-to-use-artificial-intelligence-in-ui-ux-design (12.08.2023)
  • Morelli N., Nielsen L. Beyond Mass Customization: Exploring the Features of a New Paradigm // Handbook of research in mass customization and personalization / Piller F.T., Tseng M. (eds.). – Danver, 2009, vol.1. – P. 97–115.
  • Nalbandyan A. AI Personalization in 2023: Examples, Tools, and Tips. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://10web.io/blog/ai-personalization/ (07.08.2023)
  • Petersen F., Bartolomeo G., Pluke M. Personalization and User Profile Management // International Journal of Interactive Mobile Technologies International Journal of Interactive Mobile Technologies. Vol. 2. – 2008, № 4. – P. 25–29.
  • Rajput M. How Can UI/UX Designers Effectively Use Artificial Intelligence to Improve Their Design Work? – Интернет-ресурс. Режим доступа:https://www.mindinventory.com/blog/ai-in-ui-ux-design/ (19.07.2023)
  • Sage A., Alexander S., Agustsson E., Timofte R., Van Gool L. Logo Synthesis and Manipulation with Clustered Generative Adversarial Networks // IEEE/CVF Conference on Computer Vision and Pattern Recognition. – Salt Lake City, UT, USA, 2018. – P. 5879–5888.
  • Thallmaier S., Moeslein K. Customer Co-Design: A Study in the Mass Customization Industry. – Springer Gabler Wiesbaden, 2015. – 218 p.
  • Zheng X., Qiao X., Cao Y., Lau R. Content-aware generative modeling of graphic design layouts // ACM Transactions on Graphics. – 2019, № 38. – P. 1–15.
  • Zhu S., Sun G., Jiang Q., Zha M., Liang R. A survey on automatic infographics and visualization recommendations // Visual Informatics. – 2020. № 4(3). – P. 24–40.
  • Zhu J., Liapis A., Risi S., Bidarra R., Youngblood G. Explainable AI for Designers: A Human-Centered Perspective on Mixed-Initiative Co-Creation // IEEE Conference on Computational Intelligence and Games (CIG). – 2018. – P. 1–8.
  • Wheeler A. Design brand identity. – Wiley, 2009. – 307 p.
Еще
Статья научная