Дизайн трансчеловека в проекте “Primo posthuman” Наташи Вита-Мор
Автор: Хвастунова Ю.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вариации дизайна трансформации человека в трансчеловека и постчеловека. В трансгуманизме наиболее основательно данной проблемой озабочена одна из идеологов и составителей программных документов Наташа Вита-Мор. В ее работах не только представлена предшествующая переходу в трансчеловека этико-правовая основа (концепция морфологической свободы), но и рассматриваются различные аспекты и характеристики «оболочки» трансчеловека с возможными опциями сверхспособностей через процедуры протезирования исходного прототипа «тела как биологического дизайна». Проект “Primo Posthuman” является медийным продуктом Вита-Мор, рекламирующим еще не открытые и не реализованные радикальные технологии в контексте трансформации существующей системы ценностей и культуры. Отсюда Н. Вита-Мор продвигает авторскую междисциплинарную образовательную программу “Human Enhancement Design” (HeD), которая должна привлечь в трансгуманизм новых сторонников, в том числе через концептуальное искусство (биоискусство). В работе представлен критический анализ возможных вариаций указанного проекта, их логики аргументации, инновационности и «полезности», в том числе в последующих модификациях.
Трансгуманизм, дизайн трансчеловека, аватар, наташа вита-мор
Короткий адрес: https://sciup.org/149141948
IDR: 149141948 | DOI: 10.24158/fik.2022.12.14
Текст научной статьи Дизайн трансчеловека в проекте “Primo posthuman” Наташи Вита-Мор
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, ,
Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, ,
разработок, Н. Вита-Мор активно участвует в создании новой этики трансгуманизма, в том числе через продвижение теории морфологической свободы (приоритет права на изменения собственного тела) и принципа проактивности, заменяющего принцип предосторожности.
Моральный минимум должен быть отделен от научного интереса и подчинен такой важнейшей задаче, как выживание (Vita-More, 2006: 5). Ее проект “Primo Posthuman” предполагает внедрение еще не открытых технологий, которые, однако, отличаются радикальным подходом к трансформации исходной природы человека с помощью нанотехнологий, генной инженерии, когнитивных наук и т. п. Наташа Вита-Мор поддерживает дело Макса Мора по продвижению крионики (крио-ническая заморозка тела), в частности через криофирму Алькор в США (Harilal, 2019). Ранее она являлась ученицей идеолога трансгуманизма Ф. М. Эсфендиари, сменившего имя на FM-2030; продвигала идеи трансгуманизма через телевизионные шоу и фильмы («Отрываясь», «Десять Минус и подсчет», «2 женщины в черно-белом» (Vita-More, 2006: 3, 5). Затем Н. Вита-Мор сосредоточилась на работе трансгуманистических организаций, их программных документах.
Макс Мор и Наташа Вита-Мор для продвижения трансгуманизма пытаются доказать, что конвергенция в обществе более чем возможна (люди склонны к консенсусам, они часто идут на уступки, манипуляции, поэтому их можно привлечь различными способами на свою сторону) и ее необходимо продвигать в единстве «конвергенция–рынки». «Основная концепция заключается в объединении двух явлений: конвергенции и рынка, и таким образом возможно создать “фьючерсный рынок идей”. Позвольте мне объяснить. Разногласия редко бывают столь фундаментальными, как кажется. В долгосрочной перспективе убеждения часто сходятся» (More, Vita-More, 2013). Рассуждая в подобной логике, Н. Вита-Мор реализует метод постепенного внедрения идей трансгуманизма в различные сообщества, в том числе посредством рекламы на самых разных площадках, включая интернет. Концептуальные построения Вита-Мор практически не анализировались исследователями трансгуманизма, а в российском сегменте, помимо небольших интервью, работы по анализу дизайнерского проекта “Primo Posthuman” не встречаются.
Цель исследования – рассмотреть трансгуманистические вариации дизайна трансчеловека на примере проекта Наташи Вита-Мор на предмет их соответствия потребности выживания и адаптации человека в ближайшем будущем.
Материалы и методы . В работе применялся сравнительный и описательный методы исследования, а также метод анализа первоисточников.
Результаты исследования и их обсуждение . Н. Вита-Мор изначально исходит из положения, что человеческая природа слаба, несовершенна, обременена детородными функциями, не подготовлена для будущей жизни на планете и в космосе, имеет ряд серьезных недостатков в виде отсутствия сверхспособностей: долголетия и бессмертия, вечной молодости и здоровья, способности к телекинезу и левитации, регенерации и гибридной трансформации и т. п. Вышеуказанное также можно обозначить как наличие в человеческой природе лишь неких стартовых позиций, которые нуждаются в доработке и должны быть доработаны в первую очередь с точки зрения концептуального искусства (биоискусства), полагающегося на BRINC – конвергенцию био-, информационных технологий, робототехники, нанотехнологий, нейробиологии, когнитивных наук и достижений в сфере искусственного интеллекта (ИИ) (Vita-More, 2006: 4).
Трансгуманисты настаивают на принципе технооптимизма, который в биологической сфере должен помочь преодолеть предел Хейфлика и создать технологию бессмертия. В настоящее время данный проект является больше медиапроектом, нежели реальным научным проектом, рекламируемым с 2000-х как первый возможный дизайн трансчеловека. Акцент на дизайн объясняется следующим образом: «Дизайн важен, потому что его функция или предназначение заключается в выявлении и решении проблем… Второй аспект дизайна… устранить необходимость в итеративном процессе до тех пор, пока не будет разработан жизнеспособный результат, за которым следует итеративное тестирование этого результата… для решения проблем проектирования и создания тел с различными платформами, которые извлекают выгоду из имплантируемых полу- и небиологических устройств или носимых систем, необходимы две немедленные разработки: создание резервной копии мозга и перенос его в эти тела, и представление этой идеи обществу так, чтобы оно понималось как альтернатива биологическому телу… человек был бы переходным человеком… С этой целью Вита-Мор создает трансдисциплинарную образовательную программу “Human Enhancement Design” (HED), …исследующую способы улучшения …будущего устройств взаимодействия человека и ком-пьютера»1. Итак, “Primo Posthuman” – прототип тела трансчеловека; предусматривается его доработка при появлении той или иной технологии, поскольку он изначально предполагает встроенные элементы, «расчленение» человека, гибридизацию и сборку, а также загрузку сознания. В будущем должно появиться множество таких дизайнерских тел (аватаров), которые можно будет покупать, менять, модернизировать и т. п. (Gray, Figueroa-Sarriera, Mentor, 2020).
Наташа Вита-Мор рекламирует свой проект через сравнительные характеристики тела обычного, естественного человека и «будущего» трансчеловека в выгодных для второго условиях (по принципу: естественный человек (1) – худший и трансчеловек (2) – лучший): (1) – ограниченный и стареющий, а (2) – нестареющий, имеющий неограниченный срок службы. У (1) – унаследованные гены, у (2) – модифицированные; у (1) – постоянный износ, а у (2) – постоянное обновление; (1) – человечен, а (2) – разработан по схеме трансгуманистической новой этики. Мозговые возможности (2) в разы превышают активность (1) (примерно 100 квадриллионов синапсов. Нанооп-тические нейроны обрабатывают мысли в миллион раз быстрее, чем «устаревший» биомозг). Трансчеловек будет решать множество задач одновременно, иметь гендерное разнообразие или изменчивость; он будет отличаться стабильностью при экологических катастрофах, моральной устойчивостью через обусловленность нейрокорреляцией и т. п. (Vita-More, 2002).
В отношении зависимости и обмена с внешней средой трансчеловек с “Primo Posthuman” будет способен, по мнению Вита-Мор, перерабатывать собственные отходы и т. п. Он будет когнитивно «усилен» за счет постоянного подключения к ИИ, общей цифровой системе и т. п. В генетическом плане ему нужно создать некую гарантию в виде дополнительной двадцать четвертой хромосомной пары, что должно стабилизировать трансчеловека против инфекций и иммунных сбоев. В маркетинговом плане такие тела должны подлежать гибкой системе рынка обмена, страховки, замены, отказа от ответственности со стороны покупателя и т. п. Для аналога мозга Н. Вита-Мор предлагает дизайн метамозга с функцией коррекции ошибок, мгновенного ответа, нанотехнологической системы хранения данных, подключения к ИИ. Метамозг предполагается дополнить датчиками дополнительного видения, расширенного обоняния, сверхслышания и управления умной кожей. Последняя совершенствуется до способности защищать от радиации и других влияний, мимикрируя по типу хамелеона и т. п. По сути, все вышеперечисленные сенсоры и дополнения будут работать по принципу гаджетов. Новые материалы, биосенсоры, оптоволокно, нейрочипы для прямого мозгового интерфейса и другое гарантируют дополнительные искусственные сверхспособности1.
Наташа Вита-Мор настаивает на формулировке «радикальное продление жизни» для обозначения ее неопределенной продолжительности. Отсюда дизайн предполагает несколько вариаций, среди которых первой является “Primo Posthuman” как прототип всего тела; далее он будет доработан в виде интерактивной модели – «Разнообразное тело платформы» и «Автономные лица субстрата» (2013)2.
Для продвижения программируемой научной модели дизайна “Primo Posthuman” Н. Вита-Мор использует аргументацию, основанную на примерах успешных экспериментов в области протезирования, где уже начали совмещать новые материалы с нанотехнологиями, нейрочипами, подключением к программам, к узкому (слабому) ИИ; проводить работу с ДНК. Главный же принцип – все компоненты могут заменяться, модернизироваться и интегрироваться.
На публичных площадках Вита Мор представляет трансгуманизм как культурное социальное явление, подхватившее идеи научной фантастики, космонавтики, художественных фильмов в стиле «Космической одиссеи» С. Кубрика. «Трансгуманизм – это культурное / социальное движение, направленное на активное воплощение трансчеловеческих идей» (Vita-More, 2006: 4).
Наташа Вита-Мор начинает аргументацию радикального дизайна с тезиса о неотвратимом выборе метода мутаций как адаптации к космическим условиям для колонизации других планет, отсюда и слово «трансгуманизм» интерпретируется следующим образом: «Итальянский глагол “transumanare”… был впервые использован Данте (1265–1321) в “Божественной комедии”. Это означает “выйти за пределы человеческого состояния и восприятия”… Доктор Макс Мор впервые опубликовал термин “трансгуманизм” как философию в 1990 году и стал автором его определения. Разница в трансгуманизме Хаксли и Мора заключается в том, что Хаксли описывает “человека, остающегося человеком, но превосходящего самого себя”, в то время как Мор утверждает, что человек трансформируется и не является трансчеловеком. Об этой трансформации свидетельствует постоянно растущее слияние технологий с биологией человека…» (Vita-More, 2006: 2).
Трансгуманисты усиленно создают некоторые виды искусства или, вернее, состыковочные гибридные формации и поощряют их развитие: наука + искусство, где второе подчиняется первому и утрачивает свою образно-эмоциональную, мистическую и катарсическую суть. Биохакеры, киборгизированные инсталляции ассоциируются с различными химерами и экспериментальными образцами. И в меньшей степени – с чем-либо цельным и прекрасным, что открывается художникам при вдохновении во всей своей полноте и естественности. Косвенным подтверждением имитационной основы, отсутствия онтологической новизны проекций и идей служит отношение трансгуманистов к своим проектам: «...мы всегда ищем следующий проект и тратим мало времени, если вообще тратим, наслаждаясь тем, чего мы уже достигли» (Vita-More, 2006: 3).
Итак, выделим ряд тезисов, продвигаемых Наташей Вита-Мор.
Все изобретения подвергались критике и торможению со стороны людей и лишь много позже все понимали их полезность. Аналогично происходит с радикальными технологиями, их якобы отвергают по тому же принципу, как любую технику ранее. Но это не так, мы сейчас довольно легко и много принимает технических изделий и являемся в разы более искушенными (More M., Vita-More, 2013: 29).
Еще один тезис Н. Вита-Мор: наша главная общекультурная способность – это адаптация, умение выживать, стремление победить смерть, отсюда «…природа человека 2.0 не будет характеризоваться заранее определенной продолжительностью жизни» (Vita-More, 2008: 9). В целом регенеративный дизайн предполагается в том числе из-за изначальной установки, разделяемой трансгуманистами: природа делала много ошибок (Vita-More, 2008: 9).
Вывод . Прототип “Primo Posthuman” в некотором смысле буквально напичкан всевозможными, еще не разработанными гаджетами, однако сам проект изначально ориентирован не столько на человека и его потребности, сколько на киборгизацию как таковую, на исключение ряда человеческих характеристик из предлагаемой модели. Данная методологическая очевидность связана с оговорками Н. Вита-Мор по поводу несовершенства и слабости человеческой природы и даже некоторой брезгливости по отношению к ней со стороны трансгуманистов. Такая позиция определяется склонностью трансгуманистических направлений к гностической трактовке тела как корня зла, несвободы и закабаления человека. При внешней рекламе озабоченности проблемами человека в реальности всплывает проблема ненависти ко всему человеческому как несовершенному и тягостному грузу. Так, в самом дизайне нет акцента на возможности сохранения и стабилизации исходных человеческих параметров, кроме абстрактной формулировки о стабильности «я». В дизайнерском суперскафандре нет места базовым составляющим человеческой природы, нет места детородным функциям (возможности зачать и выносить ребенка). Отсутствует эстетическая цельность и органичность, которые заменяются сборкой и конструкцией в состоянии постоянной замены одной детали за другой (транслюди станут существовать по принципу машин, зависящих от запчастей). Н. Вита-Мор ссылается на идеи научной фантастики и лучшие культурные образцы, но идеи современного трансгуманизма отличаются узкой заданностью, прагматическими ценностными ориентирами, в контексте постгендеризма, меньшинств, антисемейных установок, эгоизма. Обратим внимание на схему параметров: например метамозг, который изначально не автономен, подключен к ИИ, суперкомпьютеру, контролируется нейрочипами и представляет собой некий банк данных. Однако такой подход, ориентированный на отождествление мозга или умственной активности с нейромоделями сознания по аналогии с суперкомпьютером, может оказаться в корне неверным и не отражать подлинной сути работы сознания. В данной модели “Primo Posthuman” сердце обозначено как надежный насос, не предполагающий иных функций кроме прокачки крови или других жидкостей. Однако мировая культура, религиозные священные тексты, житейский опыт наделяют сердце гораздо большим количеством функций, вплоть до эмоционального интеллекта, вместилища совести, трансцендентного. Предлагаемые аналоги органов чувств, например глаз, в прототипе Н. Вита-Мор становятся вариацией монитора с инфракрасным излучением со способностью сканировать, видеть в темноте, различать детали по типу телескопа или микроскопа. Однако эти цифровые мониторы на самом деле являются чем угодно, но не человеческими глазами, которые понимаются еще и как «зеркало души».
В целом прототип “Primo Posthuman” является неким прагматическим проектом, постепенно отказывающимся от антропологической или человеческой формы (облика), но изначально продвигаемым как реклама идеального, прекрасного человеческого тела (дизайн супермена преимущественно в женской вариации у Н. Вита-Мор). Далее, Человек 2.0 или уже Человек 3.0. мыслится химерическим, гибридно-сборным, «уродливым», вечно вынужденным адоптироваться и меняться, дабы не утерять актуальности. Сборные детали, искусственное свечение, технические запахи смарткожи, реагирующей по типу хамелеона и создающей эффект некой одежды или покрытия, не выполня.т функции элементарной границы, которую обеспечивает человеческое тело. Реализация проекта “Primo Posthuman” однозначно предполагает утрату автономии сознания, идентичности «я» посредством постоянной опции интерфейса «сознание – машина – ИИ», а также внедрения генетических манипуляций, что обеспечивает радикальные трансформации как тела, так и сознания. Трансчеловек в проекте Наташи Вита-Мор следует по траектории радикальной гибридизации, потери всех человеческих основ ради выживания и адаптации в новых условиях, в том числе в космосе. Однако это «изделие», возникающее ради основной ценности – выживания, теряет главное – человека.
Список литературы Дизайн трансчеловека в проекте “Primo posthuman” Наташи Вита-Мор
- Gray C.H., Figueroa-Sarriera H., Mentor S. Modified Living as a Cyborg. N.-Y., 2020. 330 p.
- Harilal S. Play As Subversion: Video Games In The Age Of Transhumanism [Электронный ресурс] // Language, Literature, and Interdisciplinary Studies (LLIDS). 2019. № 3.2. URL: http://ellids.eom/archives/20l9/12/3.2-Harilal.pdf(дата обращения: 25.12.2022).
- More M., Vita-More N. The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future / 1st Edition. John Wiley & Sons, 2013. 460 p.
- Vita-More N. Designing Human 2.0 - Regenerative Existence // Artifact. 2008. № 2 (3-4). P. 145-152.
- Vita-More N. Radical body design "Primo Posthuman" [Электронный ресурс] // KurzweilAI.net. Published on February 25, 2002. URL: https://www.kurzweilai.net/radical-body-design-primo-posthuman (дата обращения: 25.11.2022).
- Vita-More N. Star child on Transhumanism in Space. By Tim Ventura and Natasha Vita-More, July 7th, 2006 // American Antigravity.Com.