Дневник Фриды Кало в аспекте интермедиальности

Автор: Графова Ольга Игоревна, Погадаева Евгения Владимировна

Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка осуществления комплексного интермедиального анализа дневника Фриды Кало, ранее не проводимого в российском и зарубежном литературоведении. Дневник мексиканской художницы, долгое время хранившийся в личных архивах и недоступный для читателей и исследователей, в последние годы активно изучается не только искусствоведами, но и психологами, историками, культурологами и литературоведами. Произведение художницы, совмещающее в себе различные жанры и формы выражения, обладает сложной природой и не имеет аналогов в литературе. Оно является «гибридным медиумом», представляющим собой синтез искусств: литературы, фотографии и изобразительного искусства. Фотографии в книге художницы являются частями сложных коллажей, создаваемых Фридой Кало, и существуют в единстве с живописью, графикой и литературой, формируя тем самым многоуровневые образы. Рисунки и текст в дневнике дополняют друг друга, ведут друг с другом диалог, текст «оживляет» статичные изображения. Кроме того, в дневнике присутствует синестезия, с помощью которой художница воссоздает поток её полирецепторных ощущений и активизирует чувственно-образное восприятие читателя. Важное значение в дневнике имеет цвет, который несёт в себе смысловую нагрузку и не может быть рассмотрен в отрыве от текста. Визуальный и вербальный коды в дневнике Фриды Кало сливаются в единый организм. Анализ их взаимосвязи позволяет вскрыть глубинные смыслы, заложенные художницей в её работу, и наиболее полно понять авторский замысел.

Еще

Личный дневник, фрида кало, интермедиальность, мультимедиальность, гибридные медиа, синестезия

Короткий адрес: https://sciup.org/147235361

ID: 147235361

Список литературы Дневник Фриды Кало в аспекте интермедиальности

  • Алексеев М. П. Теккерей-рисовальщик // Из истории английской литературы: Этюды. Очерки. Исследования. Москва; Ленинград: Гослитиздат, 1960. 499 с.
  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр. М. Рыклина. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
  • Богданова Е. В. Языковые особенности жанра дневника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1. Ч. 1. С. 28-33.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Москва: РИПОЛ, 2016. 249 с.
  • Никитина Т. Э. Синестезия как художественный прием в произведениях И. А. Бунина // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1. URL: https://journals.su su.ru/lcc/article/view/273/400 (дата обращения: 13.04.2021).
  • Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Поэтика. История литературы. Кино. Москва: Наука, 1977. С.310-318.
  • Crosby M. Frida Kahlo's Illustrated Autopathography: A Voice of Disability. 2006. No 2. P. 161-175.
  • Echávarri R. Frida Kahlo, escrituras plurales // La Colmena. 2015. N 88. P. 49-56.
  • Herrera H. Frida: Una biografía de Frida Kahlo / traducido del inglés por A. Scherp. México: Diana, 2004.641p.
  • Kahlo F. The Diary of Frida Kahlo: An Intimate Self-Portrait / ed. by P. Freeman; translated from Spanish by B. Crow de Toledo, R. Pohlenz. New York: ABRAMS, 2009. 296 p.
  • Limón Serrano N. Estrategias de autorrepresentación fotográfica. El caso de Frida Kahlo: tesis doctoral. Getafe, 2014. 436 p.
  • Moruno Martínez A. El dolor en la pintura de Frida Kahlo. Interpretaciones desde su Diario: trabajo fin de máster. Barcelona: Universitat Oberta de Catalunya, 2017. 55 p.
  • Toro A. de. Dispositivos transmediales, representación y anti-representación. Frida Kahlo: transpictorialidad-transmedialidad // Comunicación. 2007. № 5. P. 23-65.
  • Toro A. de. Las «nuevas meninas» o «bienvenido Foucault»: «Performance» - «Escenificación» -«Transmedialidad» - «Percepción». Frida Kahlo: Diario - Fotografía - Pintura // Frida Kahlo «revisitada». Estrategias transmediales - transculturales - transpicturales. Hildesheim: Georg Olms, 2014. P. 67-90.
Еще
Другой