Договор мены: особенности правового регулирования в российском и зарубежном праве
Автор: Корнилова Н. В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы юриспруденции и правоприменения
Статья в выпуске: 1, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье даётся характеристика договора мены в российском и зарубежном праве, проводится сопоставление с договором купли - продажи. Автор выявляет тенденции в части закрепления места договора мены в системе гражданско - правовых обязательств, определяет особенности правового регулирования по законодательству ряда стран.
Мена, купля-продажа, право собственности, договор, обязательство
Короткий адрес: https://sciup.org/143178753
IDR: 143178753 | DOI: 10.38161/2618-9526-2022-1-107-114
Текст научной статьи Договор мены: особенности правового регулирования в российском и зарубежном праве
К договорам, опосредующим передачу имущества в собственность, относится и договор мены [10, с. 72-78], что в том числе следует из определения, данного в п. 1 ст. 567 ГК РФ, согласно которому по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Договор мены относится к одним из самых древних договоров, в своём развитии исследуемый договор выступал предшественником договора купли-продажи. В своём учебнике римского частного права И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский воспроизводят слова Павла: «Происхождение купли-продажи коренится в мене. Было такое время, когда не было денег, когда не называли одно -товаром, другое - ценой, а каждый, в зависимости от надобностей момента и от характера вещей, обменивал ненужное на то, что требуется: ведь нередко бывает так, что предмета, который для одного является лишним, другому не хватает. Но так как не всегда и не легко совпадало так, чтобы у тебя было то, что нужно мне, а я в свою очередь имел то, что хочешь получить ты, то был выбран предмет, получивший публичную постоянную оценку; посредством передачи его в равном количестве устраняли трудности непосредственного обмена» [11].
Как отмечают учёные, наиболее наглядно вопрос о соотношении купли-продажи и мены нашёл отражение в спорах юристов, принадлежавших к школам сабиньянцев и прокульянцев, по вопросу о том, "an sine nummis venditio dici hodieque possit... veluti si ego togam dedi, ut tunicam acciperem" (т.е. можно ли в настоящее время назвать продажей договор, в котором одна сторона обязуется отдать другой стороне какую-нибудь вещь не за деньги, а за другую вещь, например, если я даю тебе верхнее платье, тогу, а взамен получаю исподнюю одежду, тунику) [11].
Юристы сабиньянской школы (сам Сабин, Кассий) относили такую сделку к договору купли-продажи, тогда как прокульянской школы (Прокул, Нерва) считали, что речь идёт об особом договор мены.
Несмотря на более древнюю историю, чем договор купли-продажи, договор мены был урегулирован в законодательстве значительно позднее. Если мы обратимся к нормам зарубежных кодифицированных актов, то можно отметить очевидную тенденцию, которая получила своё закрепление в законодательстве в части определения места договора мены в системе договоров. Договор мены традиционно рассматривается в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора, наряду с договором купли-продажи, и относится к обязательствам по передаче имущества в собственность.
Ю.В. Романец справедливо указывает, что «возмездность передачи имущества в собственность позволяет говорить о единстве мены с куплей-продажей, рентой и пожизненным содержанием с иждивением. Признак эквивалентно-определенного характера встречного предоставления объединяет мену с куплей-продажей» [12]. Далее пишет ученый, что такой «признак договора мены (товарная форма встречного предоставления) является специальным. Он отличает мену от всех других договоров» [12]. Отметим, что исследуемому договору уделяется все большее количество положений в кодифицированных актах.
Так, в Германском Гражданском уложении (Далее - ГГУ) [6] договору мены посвящён подраздел 4 «Мена» Главы 1 «Купля-продажа. Мена» Части 8 «Отдельные виды обязательств» Книги 2 «Обязательственное право». Однако непосредственно самому договору мены посвящена всего лишь одна статья следующего содержания: «В отношении мены соответственно применяются правила о купле-продаже» (§ 480 ГГУ). Если мы обратимся к понятию договора купли-продажи, то согласно § 433 ГГУ по договору купли-продажи продавец вещи обязуется передать вещь покупателю и предоставить ему право собственности на нее (выделено мною -Н.К.). Соответственно и по договору мены происходит передача имущества на праве собственности.
Аналогичным образом, наравне с договором купли-продажи, урегулирован договор мены во Французском гражданском кодексе (Далее - ФГК) [5]. Согласно ст. 1702 ФГК договором мены является договор, посредством которого стороны производят взаимный обмен одной вещи на другую. Причём в ст. 1703 ФГК указывается, что договор ме- ны заключается в силу одного лишь согласия, таким же образом, как и договор купли-продажи.
Если один из участников договора мены уже получил причитающуюся ему по договору вещь и если он впоследствии докажет, что другой участник не является ее собственником, он может быть принужден возвратить лишь ту вещь, которую он получил, а не ту, которую он обязался предоставить взамен (ст. 1704 ФГК). Участник договора мены, к которому применена эвикция в отношении вещи, что он получил по договору мены, имеет право по своему выбору потребовать: либо возмещения убытков, либо возврата своей вещи (ст. 1705 ФГК). Договор мены не может быть признан недействительным ввиду его убыточности (ст. 1706 ФГК).
Завершается титул VII «О договоре мены» ФГК уже традиционным для стран с континентальной системой права положением о том, что к договору мены применяются все прочие правила, регулирующие договор купли-продажи (ст. 1707 ФГК).
В части указания на то, на каком праве происходит передача имущества по договору купли-продажи, то, в отличие от ГГУ, в ФГК в определении договора купли-продажи отсутствует указание на это. Согласно ст. 1582 ФГК договором купли-продажи является соглашение, посредством которого одно лицо принимает на себя обязательство предоставить некую вещь, а другое ли- цо обязуется ее оплатить. Но уже в ст. 1583 ФГК говорится о том, что в отношении сторон, договор купли-продажи является заключенным, а право собственности перешедшим (выделено мною – Н.К.), в силу закона, от продавца к покупателю с того момента, когда было достигнуто соглашение о покупаемой вещи и о цене, хотя бы вещь и не была еще предоставлена, а цена не была уплачена. Таким образом, и по ФГК договор мены относится к обязательствам по передаче имущества в собственность.
Схожим образом определено место договора мены и во Всеобщем Гражданском кодексе Австрии (Далее – ВГКА) [1], в котором договор мены, наряду с договором купли-продажи, занимает самостоятельный отдел Двадцать три во Втором разделе «Личные права на вещи» Второй части «О правах на вещи». Согласно § 859 ВГКА личные права на вещи, в силу которых одно лицо обязано к совершению в пользу другого лица какого-либо предоставления, основываются непосредственно на законе или сделке, или на понесенном вреде.
В сравнении с тем же ГГУ, во ВГКА договору мены посвящено значительно больше законодательного материала (§ 1045-§ 1052).
В соответствии с § 1045 ВГКА мена является договором, по которому одна вещь передается против другой. Фактическая передача вещи необходима не для возникновения договора мены, а только для его исполнения и приобретения права собственности (выделено мною – Н.К.). Таким образом, в отличие от ГГУ и ФГК, в ВГКА непосредственно в самом договоре мены указывается на правовую природу обязательства из договора мены. Во ВГКА специально подчеркивается, что деньги не являются предметом договора мены; однако золото и серебро как товары и даже как денежные единицы могут быть обменены постольку, поскольку они обмениваются лишь на другие денежные единицы, золотые слитки тождественно на серебряные, маленькие слитки на большие.
Урегулированы детально права и обязанности обменивающихся сторон по договору мены. Обменивающиеся стороны обязаны обмениваемые вещи в соответствии с договором принять и передать в свободное владение вместе с их составными частями и принадлежностями в надлежащее время, в надлежащем месте и ровно в том состоянии, в котором они находились при заключении договора (§ 1047 ВГКА).
Владельцу обмениваемой вещи причитаются доходы от нее до обусловленного момента передачи. Начиная с этого времени, они вместе с приращениями вещи причитаются принимающему лицу, даже если вещь ему еще и не была передана (§ 1050 ВГКА).
Если обусловлено время, в которое должна произойти передача, и во время, прошедшее с момента заключения договора до обусловленного момента пе- редачи, обмениваемая определенная вещь изъята из оборота или случайным образом полностью или более чем наполовину потеряла в стоимости, то договор мены следует считать незаключенным (§ 1048 ВГКА). Другие произошедшие в этот период ее ухудшения и обременения вследствие случайности относятся на счет владельца. Если вещи обозначены в договоре оптом, то риск случайной гибели отдельных предметов несет принимающая сторона, если вследствие этого вся совокупность вещей не изменилась в стоимости больше чем наполовину (§ 1049 ВГКА). .
Причём если для передачи определенной вещи не обусловлено время и бремя недосмотра, по которому этот срок не установлен, не ставится в вину ни одной из сторон, то приведенные выше предписания о риске и доходах (§ 1048 – 1050 ВГКА) следует применять ко времени передачи вещи, если иное не установлено сторонами (§ 1051 ВГКА). Тот, кто намерен настаивать на передаче вещи, должен исполнить свою обязанность по передаче вещи или быть готовым ее исполнить. Лицо, обязанное первым исполнить предоставление вещи, может отказать в требовании исполнить свое обязательство до осуществления встречного предоставления или предоставления гарантии его осуществления, если [интересы этого] лица вследствие плохого имущественного положения другой стороны, которое не должно было быть ему известно в мо- мент заключения договора, [ставятся] под угрозу (§ 1052 ВГКА).
В постсоветских странах, таких как Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Республика Беларусь, договор мены урегулирован схожим образом с Российской Федерацией.
Но прежде необходимо изучить историю становления договора мены в отечественном праве в части определения его места в системе гражданско-правовых обязательств. В доктрине договор мены традиционно рассматривался, наряду с договором купли-продажи, самостоятельным типом гражданско-правового договора. Так, Г.Ф. Шерше-невич предлагал следующее определение договора мены: «Мена есть такой договор, в силу которого обе стороны обязываются взаимно передать друг другу определенные вещи в собственность» [13, с. 114]. Причём подчеркивалось несомненное сходство двух договоров, так «тот и другой договоры служат цели экономического обмена. С точки зрения экономической, каждая купля - продажа представляется меной, потому что вещь обменивается на деньги, чтобы потом деньги обменять на вещь. Деньги играют только роль посредника в меновых сделках... Эта экономическая точка зрения совершенно верна, насколько имеются в виду конечные результаты всех действий, направленных к удовлетворению человеческих потребностей. Но рассматриваемый исключительно с точки зрения юридических средств достижения конечной цели весь процесс экономического обмена разлагается на отдельные акты купли - продажи» [13, с. 114-115].
Соответственно в проекте Гражданского уложения [7] положения о мене получили закрепление в Гл. III "Мена" разд. II "Обязательства по договорам" кн. V "Обязательственное право". Но, что неудивительно именно для исследуемого договора, глава состояла из одной статьи 1781, согласно которой по договору мены производится между сторонами обмен одного имущества на другое или денег на деньги. Каждый из участвующих в мене считается продавцом того, что дает в промен, и покупщиком того, что выменивает. К договору мены применяются соответствующие правила о продаже".
Такое отношение к правовому регулированию договора мены сохранилось и в советском праве. Причем в ст. 206 и 207 ГК РСФСР 1922 года практически была повторены положения приведённой выше ст. 1781 проекта Гражданского уложения, за некоторыми исключениями. Согласно ст. 206 ГК РСФСР 1922 года по договору мены производится между сторонами обмен одного имущества на другое. Нет указания на обмен денег на деньги, что корректно, так как деньги включаются в понятие «имущества». Уточнено понятие сторон договора мены: каждый из участвующих в мене считается продавцом того, что дает в обмен, и покупателем того, что выменивает. В свою очередь, в ст. 207 ГК РСФСР закрепляется традиционное положение о том, что к договору мены применяются соответствующие правила о купле-продаже.
Содержание положений ГК РСФСР 1922 года о договоре мены вполне закономерно критиковалось в юридической литературе. Так, В.В. Витрянский пишет: «С точки зрения правового регулирования договора мены ГК 1922 г. вообще не устанавливал никаких особенностей этого договора, требующих специального регулирования. Отсутствуют в тексте названных норм и какие-либо специальные правила относительно регламентации договора мены. При отсутствии таких специальных правил и распространении на отношения, связанные с обменом одного имущества на другое, всего комплекса норм о договоре купли - продажи без всяких изъятий выделение договора мены в самостоятельный тип гражданско - правового договора лишено, с точки зрения правового регулирования, практического смысла. Поэтому в ГК 1922 г. в этом смысле договор мены предстает скорее как разновидность договора купли - продажи» [8].
Повторяются положения ст.ст. 206 и 207 ГК РСФСР 1922 года и в ст. 255 ГК РСФСР 1964 года. Вместе с тем появляются и два специальных правила. Во-первых, уточняется, какие именно правила статей о договоре купле-продаже применяются к договору мены, а именно правила статей 237-239.1 и 241-251 ГК
РСФСР 1964 г. Во-вторых, указываются особенности договора мены с участием государственных организаций. Договор мены, в котором одной или обеими сторонами являются государственные организации, может быть заключен лишь в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР. Как и в ГК РСФСР 1922 года, в ст. 255 ГК РСФСР 1964 Г. не определялось, на каком праве переходит имущество при обмене от одного лица к другому.
Поэтому А.Ю. Кабалкин совершенно справедливо отмечал: «По смыслу закона каждая из сторон такого договора обязуется передать имущество другой стороне в собственность или оперативное управление. Это следует, во-первых, из указания ч. 2 ст. 255 о применении к мене ряда правил о купле -продаже и, во-вторых, из систематического толкования закона, поскольку глава "Мена" расположена в ГК среди глав о договорах, направленных на переход имущества в собственность или оперативное управление» [9, с. 292].
В нормах действующего ГК РФ указанный недостаток уже был устранён, что получило отражение в содержании п. 1 ст. 567 ГК РФ, согласно которому по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность (выделено мною - Н.К.) другой стороны один товар в обмен на другой, то есть тем самым подчеркнуто место договора как самостоятельного договора в систе- ме договоров о передаче имущества в собственность.
Как мы уже отмечали выше, договор мены схожим образом регулируется в некоторых постсоветских странах, за некоторыми изъятиями.
Так, согласно п. 1 ст. 501 Гражданского кодекса Республики Казахстан [3] по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (выделено мною - Н.К.) другой стороны один товар в обмен на другой.
В соответствии с п. 1 ст. 505 Гражданского кодекса Кыргызской Республики (Далее - ГК КР) [4] по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. В п. 2 анализируемой статьи уточняются особенности участия в договоре мены юридических лиц, действующих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Юридические лица, основанные на праве хозяйственного ведения, вправе выступать стороной в договоре мены, по которому они передают недвижимое имущество, лишь с согласия собственника имущества данного юридического лица (п. 3 ст. 230 ГК КР). Юридические лица, основанные на праве оперативного управления, вправе выступать стороной в договоре мены, по которому они передают закрепленное за ними имущество, лишь с согла- сия собственника имущества данного юридического лица (п. 3 ст. 231 ГК КР).
В п. 1 ст. 538 Гражданского кодекса Республики Беларусь [2] закреплено аналогичное с п. 1 ст. 567 ГК РФ определение договора мены, согласно которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Таким образом, можно отметить, что договор мены, наряду с наиболее близким ему по правовой природе договором купли-продажи, относится к обязательствам по передаче имущества в собственность. И традиционно к договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит положениям о договоре мены и его существу.
Список литературы Договор мены: особенности правового регулирования в российском и зарубежном праве
- Всеобщий гражданский кодекс Австрии.- М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 3 - 261.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь / науч. ред. и предисл. В. Ф. Чигира. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
- Гражданский кодекс Республики Казахстан / науч. ред. и предисл. Н. Э. Лившиц; вступ. ст. И. П. Грешникова. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002.
- Гражданский кодекс Кыргызской Республики // http://continentonline.com/Document/?doc_id=30224035#pos=797;-7
- Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона).- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 4 - 592.
- Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. - 4-е изд., перераб.- М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. VIII - XIX, 1 - 715.
- Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения / под ред. И.М. Тютрюмова. СПб., 1910. Т. 2.
- Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 4-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2002. Кн. 2. 800 с.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982.
- Корнилова Н.В. К вопросу о системе договоров о передаче имущества в собственность / Н.В. Корнилова // Актуальные проблемы права. 2021. № 8. С. 72-78.
- Римское частное право: Учебник / В.А. Краснокутский, И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский и др.; под ред.И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2004. 544 с.
- Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп / Ю.В. Романец. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.
- Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Т. 2 / Г.Ф. Шершеневич. СПб., 1902.