Договор розничной купли-продажи товаров дистанционным способом
Автор: Речистер Мария Михайловна
Журнал: Современная цивилистика @modern-civil-law
Рубрика: Гражданское право
Статья в выпуске: 1, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена договору розничной купли-продажи дистанционным способом, как одному из основных видов гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Автор рассматривает дистанционную куплю-продажу товаров, которая является наиболее актуальной в настоящее время формой торговли. Данный вид продаж осуществляется посредством заключения договора розничной купли-продажи. Исследуются вопрос правового регулирования дистанционной купли-продажи товаров в Европейском Союзе. Нормы российского законодательства в целом ориентированы на аналогичные нормы европейского законодательства. Анализируется научная доктрина в указанной сфере. Рассматривается механизм продажи товаров дистанционным способом, выявляются проблемы правового регулирования данных правоотношений и предлагаются пути их решения.
Договор, договор розничной купли-продажи, дистанционная торговля, дистанционная купля-продажа товаров, дистанционный контракт, покупка товара через интернет-магазин, гарантии прав потребителей, риск последствий продажи товаров дистанционным способом, электронная подпись.
Короткий адрес: https://sciup.org/148318080
IDR: 148318080
Текст научной статьи Договор розничной купли-продажи товаров дистанционным способом
Дистанционная торговля осуществляется посредством заключения договоров розничной купли-продажи. Иными словами, при дистанционной торговле речь идет не о специальном виде договора купли-продажи, а об обычном договоре розничной купли-продажи, заключаемом на основании особого способа ознакомления покупателя с описанием товара. Данное положение наиболее четко отражено в понятии дистанционной торговли, закрепленном в ч. 3 п. 2 Правил продажи товаров дистанционным спосо-бом1. Ввиду отсутствия специального вида договора, используемого при дистанционной торговле, проанализируем договор розничной купли-продажи с учетом отдельных особенностей дистанционной торговли.
Рассматриваемый договор является двусторонне обязывающим, поскольку в соответствии с ним каждая из сторон имеет права и несет определенные обязанности. Например, продавец обязуется передать покупателю товар, а покупатель, в свою очередь, обязуется его оплатить. Для ди- станционной торговли в сети Интернет достаточно распространенным способом оплаты выступает онлайн-платежи. Кроме того, такой договор является возмездным, так как стороны получают встречное предоставление за исполнение своих обязанностей [4, с. 39].
Понятие дистанционной торговли в Российской Федерации законодательно было закреплено более 10 лет назад. Прежде всего, правовое регулирование дистанционной купли-продажи товаров осуществляется на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее — ГК РФ). Так, в п. 2 ст. 497 ГК РФ содержится описание порядка заключения соответствующего договора. В п. 3 названной статьи говорится о моменте исполнения данного договора, а в п. 4 — о праве покупателя отказаться от исполнения договора. В остальной же части применяются иные положения ГК РФ.
Немаловажное значение имеет также Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 26.1 которого посвящена непосредственно дистанционному способу продажи2. Данной статьёй регламентируется способ заключения договора дистанционной купли-продажи товаров, отдельные права и обязанности покупателя и потребителя.
В соответствии с указанным Законом Правительством РФ 27 сентября 2007 г. были приняты Правила продажи товаров дистанционным способом. Эти Правила являются основным специальным нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере отношений, детализируют положения ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».
Стоит отметить, что данные нормы о дистанционной купле-продаже товаров в значительной степени ориентированы на аналогичные нормы Европейского союза. Впервые в странах Европейского Союза отношения, складывающиеся при дистанционном способе продажи товаров, были детально регламентированы в Директиве 97/7/ЕС «О защите потребителей по договорам, заключаемым дистанционным способом». Данный документ содержал в себе ряд фундаментальных положений, направленных на обеспечение высокого уровня защиты прав потребителей на всей территории Евросоюза. Документ утратил силу 13 июня 2014 г. в соответствии с Директивой № 2011/83/ЕС3 (далее — директива).
Договор дистанционной купли-продажи товаров в указанной Директиве именуется как «дистанционный контракт». Рассматриваемая Директива подробно регулирует такие положения, как требования к информа- ции, которую продавец обязан довести до сведения потребителя (статья 6), формальные требования к дистанционным контрактам (ст. 8), право на расторжение контракта и порядок его осуществления (ст. 9–11), последствия расторжения контракта (ст. 12). Также довольно детально в документе определены обязательства продавца и покупателя в случае расторжения договора (статьи 13 и 14 Директивы); предусмотрены исключения, при которых государства-члены ЕС не предоставляют право на расторжение контракта (ст. 16).
Российским законодателем при разработке норм, посвящённых дистанционному способу продажи товаров, в целом были учтены положения, разработанные государствами-членами ЕС, но при этом можно отметить некоторые различия в самом понимании дистанционного договора. Прежде всего, сфера действия Директивы ЕС охватывает как куплю-продажу товаров, так и предоставление услуг. В российском же законодательстве говорится о дистанционном способе только применительно к продаже товаров. Также отличие состоит в том, что при определении дистанционного способа продажи товаров в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ «О защите прав потребителей» акцент делается на том, что у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром или его образцом при заключении договора. Директива ЕС же в качестве отличительного признака дистанционного контракта выделяет то, что такой договор заключается без одновременного физического присутствия его сторон — продавца и потребителя [3, с. 178–179].
На сегодняшний день одной из важнейших проблем российского гражданского права является вопрос о заключении договора купли-продажи через «Интернет». Особого внимания заслуживает тот факт, что на данном этапе нет, каких бы то ни было официальных разъяснений законодателя по данной проблеме, что вызывает трудности в сфере заключения таких договоров. Как известно, договоры считаются сделками независимо от того каким способом они заключены, но вместе с тем такой способ как приобретение товаров через «Интернет» состоит из ряда особенностей, правовое регулирование которых осуществляется на основе общих положений об обязательствах. Обобщая практику применения законодательства в области купли-продажи товаров через «Интернет» следует выявить часто встречающиеся особенности такого договора. К таковым относят: местонахождение сторон, что в ряде случаев приводит к проблемам с применимым правом и реальным исполнением обязательства.
На практике при заключении данного договора возникает ряд сложностей. Скажем, покупатель осуществляет покупку товара через интернет-магазин, который предлагает приобрети его неопределенному кругу лиц, что, согласно, статье 435 ГК РФ можно расценить как публичную оферту. Покупатель заполняет анкету и оставляет свой контактный телефон и адрес, по которому необходимо доставить товар. Эти действия трактуют акцептом, что предусмотрено статьей 438 ГК РФ. Однако, по данному вопросу существует ряд мнений ученых и правоведов, которые высказывают мнение о том, что такой механизм не соответствует предписаниям закона. Свою позицию они аргументируют следующим образом. Согласно статье 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем «электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору» [1, с. 6]. По их мнению, приведенная выше ситуация не отвечает данным требованиям, так как возникает вопрос: «как продавец сможет доказать факт нарушения своих прав в случае непринятия товара, если необходимо установить личность покупателя».
Возникает вопрос, считается ли договор заключенным, если один из контрагентов неизвестен, и установить его личность не представляется возможным? Целесообразно считать, что решение этих проблем возможно посредством электронной подписи (далее — ЭП). Благодаря электронной подписи электронным документам и договорам предается правовой статус, идентичный статусу документов, составляемых на бумаге. Вопросы, связанные с ЭП в России регламентируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи»1. Согласно статье 5 данной нормативного правового акта, простой электронной подписью именуются электронная подпись, которая подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Использование такой подписи помогает обеспечить защиту прав покупателей.
Таким образом, следует сказать о том, что правовое регулирование института дистанционной торговли в Российской Федерации находится у истоков своего развития, что порождает ряд проблем у участников гражданского оборота. Безусловно, на данный момент есть стойкая необходимость в совершенствовании законодательного регулирования дистанционного вида купли-продажи товаров. В частности, сложным остается вопрос о том, с какого момента договор будет считаться заключенным. Для этого, по нашему мнению, стоит разработать проект соответствующего документа, подтверждающего факт совершения продавцом и покупателем действий, направленных на заключение договора. Так, при одновременной оплате товара через «Интернет» посредством системы электронного денежного оборота, таким документом будет электронный чек об оплате товара. Однако не всегда купля-продажа при такой конструкции сделки осуществляется одномоментно. Покупатель может оплатит товар по факту его получения, в этом случае необходим особый электронный документ, подтверждающий наличие обязательственных правоотношений между субъектами гражданского оборота. Стоит разработать проект подобного электронного «гаранта», который будет исходить от продавца при совершении всех действий покупателя для приобретения товара. Внесение соответствующих изменений в законодательную базу должно обес- печивать баланс законных интересов потребителей и продавцов товаров. Помимо вышеуказанного данная группа правоотношений нуждается в скорейшем четком определении процедуры покупки, обмена, а также возврата товара, приобретенного дистанционным способом [2, с. 98–99].
Пространственная удаленность сторон и использование ими технических средств влечет не только сложность в определении места договора в указанной классификации, но и порождает угрозу дефекта субъекта сделки. Возникает проблема в установлении правоспособности и дееспособности контрагента соответственно, и допустимость участия лица в качестве субъекта сделки. При заключении договоров в сети Интернет данная особенность выражается в том, что достоверная идентификация стороны сделки возможна только при применении субъектом усиленной электронной подписи, и не гарантируется при применении простой ЭП, IP-адреса или доменного имени. В определенных случаях такая анонимность пользователя сети Интернет выступает в качестве одним из его достоинств. Однако при использовании сети Интернет для осуществления дистанционной торговли данный фактор влечет определенные препятствия для ее реализации [4, с. 44].
Список литературы Договор розничной купли-продажи товаров дистанционным способом
- Гришина Т. М. Обеспечение безопасности российского бизнеса в сетевом обществе: некоторые правовые вопросы // Безопасность бизнеса. 2017. № 4. С. 3–8.
- Дорофеева А. С., Степаненко О. Г. Заключение договора купли-продажи дистанционным способом в сети «Интернет» // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. II Междунар. науч. конф. Курск, 2020. С. 97–100.
- Куц И. Н. Правовое регулирование дистанционной купли-продажи товаров в России и Европейском союзе // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы круглого стола со всерос. и междунар. участием. Шахты, 2020. С. 178–179.
- Фалеева А. А. Правовая природа договора купли-продажи товаров дистанционным способом // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 39–45.