Договор условного депонирования как способ исполнения обязательств

Бесплатный доступ

Интерес к исследованию правовой природы договора условного депонирования вызван сравнительно недавним его появлением в Гражданском кодексе РФ. В статье анализируется соотношение договора условного депонирования и способов обеспечения исполнения обязательств, констатируется определенная схожесть указанных гражданско-правовых конструкций. Автор приходит к выводу о невозможности отнесения договора условного депонирования к способам обеспечения исполнения обязательства ввиду несоответствия первого признакам последних.

Условное депонирование, исполнение обязательств, эскроу-агент, нотариус, депозит

Короткий адрес: https://sciup.org/142232121

IDR: 142232121   |   DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2019.4.4

Текст научной статьи Договор условного депонирования как способ исполнения обязательств

В системе российского гражданского права с момента вступления в си‐ лу Федерального закона № 212-ФЗ, а именно с 1 июня 2018 г., появилась новая договорная конструкция - условное депонирование (эскроу). Включение в ГК РФ норм об условном депонировании является, как отмечается в юридической литературе, бесспорной заслугой законодателя [1], по замыслу которого договор условного депонирования найдет широкое применение: от обычных граждан (например, при депонировании движимого имущества) до субъектов предпринимательской деятельности (например, при депонировании безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг) [1]. Особенно востребованным этот договор может стать при несовпадении сро‐ ков исполнения сторонами взаимных обязательств (взаимное эскроу) [1; 2].

Согласно легальному определению (п. 1 ст. 926.1 ГК РФ) договор условного депонирования (эскроу) регулирует отношения, возникающие между депонентом, эскроу-агентом и бенефициаром. Депонент в целях надлежащего исполнения своих обязательств по основному договору, заключенному с бенефициаром, обязуется в его пользу передать имущество на депонирование эскроу-агенту, а последний должен обеспечить сохранность этого имущества и при наступлении условий, указанных в договоре, передать его бенефициару.

В п. 1. ст. 926.1 ГК РФ определена суть рассматриваемого договора и структура связей, возникающих между сторонами. Так, изначально должно существовать основное обязательство, в рамках которого должник обязуется в пользу кредитора совершить действия по передаче имущества, то есть приведенная норма регламентирует порядок одностороннего обязательст‐ ва, существующего между должником и его кредитором. Однако в гражданском обороте чаще всего заключаются сделки, влекущие возникновение взаимных обязательств сторон. Для их исполнения, например, в случаях неуверенности кредитора в исправности должника, может быть использован договор эскроу, на основании которого у эскроу-агента может быть депонировано имущество, подлежащее передаче должником кредитору в целях исполнения своих обязательств по основному договору. Заключая договор условного депонирования, должник (по основному обязательству) становится депонентом, а кредитор - бенефициаром.

Содержание договора эскроу составляют права и обязанности депо‐ нента, эскроу-агента и бенефициара. Депонент обязуется передать эскроу- агенту определенное имущество, подлежащее передаче последним бенефициару при предъявлении им соответствующих требований. Бенефициар вправе предъявить требование эскроу‐агенту о передаче ему такого имуще‐ ства при наступлении условий, указанных в договоре эскроу. Основная обязанность эскроу-агента, помимо действий по передаче имущества бенефициару при наличии предусмотренных договором эскроу оснований, заключается в принятии этого имущества на депонирование и обеспечении его со‐ хранности в течение определенного срока. В случаях невозникновения оснований передачи депонированного имущества бенефициару в пределах срока действия договора эскроу эскроу-агент возвращает его депоненту. Эскроу-агент имеет право на вознаграждение, уплату которого он может потребовать не только от депонента, но и от бенефициара. При этом законодатель предусмотрел общее правило, согласно которому эскроу-агент не вправе засчитывать или удерживать депонированное имущество в счет оплаты или обеспечения оплаты своего вознаграждения (ст. 926.2 ГК РФ).

Особенности правового режима депонированного имущества в преде‐ лах срока действия договора эскроу зависят от его видовых характеристик. На депонирование может быть передано любое движимое имущество (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, электронные документы.

Необходимо отметить, что за прошедший период действия гражданско-правовых норм об условном депонировании, а также на этапе обсуждения проекта указанного закона в цивилистической литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных исследованию договора условного депонирования, являющегося, по мнению некоторых авторов, в целом положительно оценивающих нововведение, одним из способов обеспечения исполнения обязательств.

По справедливому замечанию Б.М. Гонгало, в юридической литературе к способу обеспечения обязательств приравнивается любое правовое сред‐ ство, способствующее защите прав и обеспечивающее права и охраняемые законом интересы. Это ведет к подмене понятий в том смысле, что качество способов обеспечения обязательств признается за правовыми средствами, которые направлены на обеспечение соответствия поведения участников правам и обязанностям, возникающим при динамике любого гражданского правоотношения, либо иные средства, в разной степени гарантирующие права одного из субъектов соответствующего правоотношения [3].

Как представляется, договор условного депонирования имеет ярко выраженный обеспечительный характер. Сходство со способами обеспечения усиливается и тем, что обе гражданско-правовые конструкции могут приме- няться как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обяза‐ тельства должником в прошлом. Однако отнесение договора условного депонирования к способам обеспечения исполнения обязательств вызывает оп‐ ределенные сомнения. Несмотря на их идентичную функциональную направленность, выражающуюся в создании условий, направленных на надлежащее исполнение обязательств, а также выступающих гарантией имущественных интересов кредитора, рассматриваемые юридические конструкции различны.

Так, в цивилистике способы обеспечения исполнения обязательств определяются как предусмотренные законом или соглашением сторон обес‐ печительные имущественные меры, существующие как акцессорные обязательства, которые стимулируют должника к исполнению основного обязательства и (или) иным способом гарантируют защиту имущественных интересов кредитора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязательств [3]. Иначе говоря, применение субъектами гражданского права любого из способов, перечисленных в ст. 329 ГК РФ, обусловливает, во-первых, появление акцессорного обязательства; во-вторых, в случаях неисправности должника наступление для него негативных последствий; в-третьих, побуждает должника к исполнению либо придает обязательству необходимую «твердость» [4, с. 179], а кредитору - уверенность в том, что его имущественная сфера не пострадает от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Депонирование сочетает в себе признаки некоторых способов обеспе‐ чения исполнения обязательств, например, таких как залог. Однако при последующем анализе указанных гражданско‐правовых конструкций выявля‐ ются особенности, позволяющие говорить об их различиях. Например, если прекращением залоговых правоотношений является возвращение предмета залога его собственнику, то прекращением условного депонирования является прекращение права собственности на вещь у депонента и возникнове‐ ние его у бенефициара.

Договор условного депонирования (эскроу) не отвечает в полной мере перечисленным признакам способов обеспечения исполнения обязательст‐ ва. Аналогично последним условное депонирование можно охарактеризовать как дополнительное обязательство, производное от основного, в отрыве от которого первое существовать не может.

Вспомогательный характер депонирования определен законодателем и выражается в том, что договор условного депонирования заключается в целях исполнения основного обязательства. Однако, в отличие от способов обеспечения исполнения обязательств, которые не регламентируют порядок исполнения последних и реализация которых осуществляется при нарушении обяза‐ тельства, договор условного депонирования нацелен на предотвращение тако‐ го нарушения путем установления особого порядка исполнения основного обязательства и применяется исключительно в процессе (или на стадии) его исполнения. Также следует учитывать, что договор условного депонирования законодателем обозначен в качестве способа исполнения обязательства депо‐ нента по передаче имущества другому лицу – бенефициару (п. 5 ст. 926.1 ГК РФ), а не в качестве способа обеспечения исполнения обязательств.

Таким образом, договор условного депонирования как способ испол‐ нения обязательств применяется исключительно на стадии исполнения обя‐ зательств и побуждает обязанное лицо к надлежащему исполнению обязан‐ ностей, установив особый порядок их исполнения.

Список литературы Договор условного депонирования как способ исполнения обязательств

  • Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2018. 528 с.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Финансовые сделки. Постатейный комментарий к главам 42-46 и 47.1 / Е.В. Бадулина, Н.В. Бандурина, А.А. Борисенко и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2018. 400 с.
  • Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М.: Статут, 2004. 222 с.
  • Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. М., 2000. Ч. 2. 831 с
Статья научная